"Для того, чтобы пробежать 5 км, поднимите перед собой раскрытую ладонь и начните бежать. Как только пробежите 1 км - не останавливаясь - сожмите в кулак один палец. После того, как пробежите ещё 1 км, добавьте ещё один сжатый палец и продолжайте так делать на каждом следующем км, пока все пальцы руки не будут сжаты. Как только "твоя ладонь превратится в кулак" - вы пробежали 5 км. Вот так. "
Из справочника "Техника ручного бега" Доручкин М.С.
*
Как это помнят 2% дзенопамятных зрителей канала из прошлой публикации состязательной рубрики S10, мы разошлись по своим делам перед тем, как организаторы выкинули новый фортель челлендж - "Контрольный пятак".
И состязание вовсе не в том, кто ловчее и быстрее взвесит мешочки, набитые полновесной пятирублевой мелочью. Нет, речь о том, чтобы прогнать во всю накопленную за зимнюю спячку дурь 5 километров или 5 000 метров или 500 000 сантиметров, если угодно.
И здесь расскажу о том, как можно тактически пролупить это расстояние быстрее, чем вы планируете.
Мой планируемый темп с учётом текущих возможностей, анализа пробега недельной давности на 10 км, желания не надрываться и с включением в прогноз рандомных факторов от бега по дикой трассе был: 3.35-3.40
Каким он вышел на самом деле - скоро узнаете, глотните немного терпения из чайника.
Итак, какие факторы могут в той или иной степени повлиять на вашу скорость:
*
1. Поверхность трассы
Снег, лёд, асфальт - разное сцепление, разная устойчивость, разная скорость.
Нивелировать влияние состояние трассы могут адекватно подобранные кроссовки, если у вас, конечно, есть из чего выбрать, кроме домашних тапок.
К нам нежданно-негаданно, в конце февраля синоптики при вмешательстве, как утверждают глобаглисты, невинных, но ответственных за выбросы коров, завезли асфальт. Алилуйя! Не припомню, чтобы такое случалось в моей беговой практике.
Тем не менее, я не стал переобуваться и решил бежать вовсе не в Рибоках, которые на фото, а в надёжных тапках, кустарного производства, так как асфальт асфальтом, а обочины со снегом и льдом, куда могут спихнуть челленджера завистливые автолюбители, никто не отменял.
Лучше теоретически потерять пару секунд на км от малопружинящей обуви, чем потерять что-то большее, подскользнувшись на обочине проезжей части. Тем более, что 80 метров моей трассы мне предстояло начать по льдистому снегу, чтобы на финише закончить перед светофорным перекрёстком.
И да - маршрут стоит присмотреть и промерить заранее, чтобы знать по ходу на каком вы километре, где надо обежать лежбище собак, из какого переулка любит высовываться фура и крышку какого люка лучше не тревожить.
Был вариант выбрать безопасный пешеходный маршрут пусть и с несколькими кругами, но, изучив накануне материал, решил, что не настолько "за безопасность". Асфальт вне конкуренции.
*
2. Рельеф трассы.
По условиям скоростных челленджей S10, треки, несущие владельца "с горы" идут мимо и Магомета и зачёта. Поэтому лучше подстраховаться и найти маршрут, на котором старт находится ниже финиша. Это можно сделать, опять же заранее пробежав его и посмотреть высоты в приложении или же отследить по топографическим сервисам.
Я взял трассу с небольшим подъёмом. Да, потеря нескольких секунд на тягунки, но гарантированное место в протоколе.
*
3. Ветер
Если вы мазохист, Дон-Кихот или заблудившийся в лёгкой атлетике тяжелоатлет - можете не заморачиваться по поводу ветра, если только не видите, как по улице летают деревья, бабушки и плохо привинченные люки.
Такие же пытливые умы, подобно мне - с ростом 174 и весом 63 кг - знают о ветрах почти всё. Вот градация:
0-1 м/с - такого не бывает
1-2 м/с - идеальный
2-3 м/с - терпимый
3-4 м/с - неприятный
4-5 м/с - противный
выше 5 м/с - "что ты за сволочь такая"
Естественно, это всё о ветре, который выходит с тобой на битву взглядов.
Когда же он направлен в филейную часть бегущего, то ситуация приобретает другой коленкор. Чем сильнее тем лучше и "пожалуйста, дуй, не останавливайся".
Надеюсь, вы догадались, как при выборе трассы использовать этот фактор.
На моем маршруте в какую сторону не беги, ветер по прогнозу был в этот день боковой, умеренный.
Но, уже стартовав, понял, что сегодня, он настроен игриво и не прочь позабавиться с беголюбителем. Первые 1,5 км всё стремился приобнять, пока наконец-то не побежал рядом и потом сел за спину. В концовке всё-таки не удержался, выбежал навстречу и подпортил финишный спурт. Так что, какого-то преимущества от него не получил, фифти-фифти. Но если бы всю дорогу толкал в спину, где-то на 10-15 бонусных секунд можно смело рассчитывать.
*
4. Количество поворотов, разворотов.
На развороте под 180 гр., даже искушённые в токийском дрифте теряют от 2 до 10 секунд в зависимости от скорости и сцепления с поверхностью. Вначале притормозить, вписаться, затем снова набирать скорость.
90 гр. поддаются дрессировке легче, но и на них теряется секунда-другая, да и навернуться можно при невнимательности. У меня таких было 6, что в принципе вышло выгодным предложением.
Итак, подытожим - идеальная трасса для челленджа это прямая одинокого ровного асфальта с ветром в спину. Если вы хотите легально, вне челленджа, запротоколировать дистанцию в страве так, чтобы бабушка вами гордилась, то можно ещё присовокупить бег с горы. Да, потом вам же будет самому тяжело перебить этот личник, но страва всё стерпит. Доказательство тому моя пятёрка в приложении чуть из 17-ти минут, как раз при подобных условиях. Официальная соревновательная на стадионе на 10 секунд медленнее.
А теперь бонус для аудитории, не торопящейся быстрее пролистать и влепить лайк.
Есть законные способы ещё скидануть секунды. В этом могут помочь друзья. Если они африканского происхождения или выходцы из монастыря Михаила Исаковича, то результат может превзойти ожидания, но даже пыхтящие, гремящие ключами и плюющие лактатом вам в спину товарищи могут вас приободрить и поддать жару. Просто пригласите их на контрольную тренировку. Если же ваш уровень намного превышает их, дайте покататься на своём велосипеде чуть впереди. Велосипед сопровождения также хорош на длительной тренировке и способен заменить, как минимум - автомат с газировкой, а то и придорожное кафе.
Если же вы одинокий рейнджер и с бегомподкованными приятелями совсем голяк, вас может выручить 5 Вёрст или любой коммерческий старт на требуемую дистанцию. Проверено неоднократно, что результат в толпе, если это не аналог банки с сардинами или бочки с огурцами - шкандыбается быстрее.
Главное, не начинать с лидерами:)
Ну и кто хотел узнать, какой результат показан мною в челлендже.
5 км за 17.47, темп 3.33 - чуть быстрее, чем собирался. "Лучше, не хуже" - как говорится - дружеский бонус сработал.
А ещё непроизвольно вышла отличная "Горка", для тех кто в теме пейс-челюг S10. Потом то и специально так захочешь, фиг получится - вот увидите.
Что же по общей расстановке в протоколе, то матёрые волки сделали своё дело, срубили секунды на кэфах. 7-ое место в такой винтажной компании недурственно, а до 6-го минутная пропасть, так что, даже примени я все легальные приёмы, включая бургер-мотивацию, всё-равно столько не отыграл бы и выше не прыгнул. А вот уже за мной плотные результаты с секундными разрывами. Мощно пролупили.
В общем рейтинге позиция удержалась, всё ещё изображаю царя горы. За аренду места денег не берут, палатка имущественным налогом не облагается, поэтому посижу, пока сидится.
На этой неделе будет весёленький замес. Организаторы, сдаться мне, что-то имеют против 8-го марта, потому что решили грузануть по полной, выкатив самую сложную по логистике челлюгу, от которой и логопед может стать заикой. И это в самую пору, когда и так беготня "за" и "с" подарками предстоит.. Безобразие, товарищи!
Что именно нам предстоит и как мы продерëмся через эти дебри - узнаете на следующей неделе, а пока можете полистать всю эту истязательную состязательную подборку:
#богснимсбегом#спраздникомвесны