Прорыв радиатора отопления в квартире - это серьезная проблема, которая может привести к значительному ущербу для имущества и здоровья жильцов дома.
Если в вашу квартиру сверху хлынул поток воды, то виновного найти достаточно просто - это сосед сверху. Но виноват ли он?
В этой заметке мы рассмотрим, кто несет ответственность за прорыв радиатора отопления в квартире.
🤔 Кто обслуживает радиатор отопления
Вопрос залива квартиры соседями сверху многократно становился предметом рассмотрения судов различных инстанций. Причины залива квартиры могут быть разными.
В данном случае рассмотрим одну причину - прорвало радиатор в квартире.
В первую очередь, важно понимать, что радиаторы отопления в квартире могут являться частью общедомовой системы отопления, которая находится в ведении управляющей компании или ТСЖ. Это означает, что ответственность за техническое состояние и обслуживание радиаторов лежит на этих организациях. Однако в некоторых случаях радиатор отопления в квартире может не относиться к общему имуществу многоквартирного дома, а значит ответственность за его содержание будет лежать на собственнике квартиры, в которой он расположен. Но как же определить чей радиатор и кто его обслуживает?
🙄 Обратимся к закону! Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации,
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,
В одном из писем Минстроя России разъяснено следующее:
Согласно Жилищного кодекса РФ,
Из вышеуказанных норм закона вытекают следующие выводы:
- Радиатор должен обслуживаться собственником квартиры, и он несет за него полную ответственность в случае если на нем расположена запорная арматура, а его отключение не повлечет нарушения прав других собственников. При этом, данный радиатор обслуживает только одну квартиру.
- Радиатор должен обслуживаться управляющей компанией или ТСЖ, в случае, если он является частью общедомовой системы отопления, не имеет запорной арматуры и расположен на ответвлении стояков общедомовой системы отопления, однако находится внутри квартиры.
👩⚖️ Кто несет ответственность за прорыв радиатора
Необходимо понимать, что сам факт возложения обязанности на управляющую компанию по обслуживанию вашего радиатора отопления, не освобождает вас от обязанности относиться к нему бережно. Причину протечки в каждом конкретном случае необходимо устанавливать индивидуально. Например, если прорыв радиатора произошел из-за его естественного износа или неправильной установки управляющей компанией, то именно она несет ответственность за протечку. Однако, если прорыв радиатора произошел из-за неправильного использования или несоблюдения правил эксплуатации, то ответственность может лежать на собственнике квартиры. Например, если радиатор поврежден в результате физического воздействия или ошибок в эксплуатации, то это вина собственника квартиры.
Важно понимать - во всех случаях необходимо установление причины аварии
Вышеуказанную позицию подтверждает Верховный суд России в своем определении по делу № 5-КГ18-321. В данном деле на собственника квартиры была возложена обязанность возмещения имущественного вреда за протечку радиатора без фактического осмотра самого радиатора, а также причин, по которым он вышел из строя. Верховный суд России посчитал данные нарушения существенными, и вернул дело в нижестоящий суд для устранения нарушений. Ознакомиться с текстом определения можно по ссылке.
Заключение
Таким образом ответственность за прорыв радиатора отопления в квартире может лежать как на управляющей компании или ТСЖ, так и на собственнике квартиры. В любом случае, важно своевременно сообщать о проблеме и требовать ее решения, а также бережно относиться ко всем системам отопления. При возникновении прорыва радиатора отопления в квартире необходимо немедленно сообщить об этом управляющей компании или ТСЖ. Они должны провести осмотр и установить причину прорыва, а также принять меры по устранению последствий, если это возможно.
Читайте также: