Предыдущая часть:
Что ж, уважаемые читатели, как мы видим, "расшифровка" знаков тамги на катпосе, заснятом дятловцами (то есть определение, кому из мансюков принадлежали эти знаки тамги) позволила нам прояснить и некоторые другие важные обстоятельства в этой истории.
В частности, это позволило нам понять, кого из мансюков во время их нападения на дятловцев грохнул Семен Золотарев из своего пистолета - он грохнул Андрея Анямова-младшего, сына Алексея Анямова и племянника Андрея Анямова-старшего. Кроме того, нам удалось понять, как и почему спустя два года после гибели дятловцев, в 1961 году, возникло новое мансийское поселение - Тресколье. А также проследить, вплоть до наших дней, дальнейшую судьбу родового идола Анямовых Сорт-Хури-Аки, которого в 1959 году похитили у мансей чекистские агенты в рамках чекистской "спецоперации" по организации убийства дятловцев и из-за которого мансюки совершили свое нападение на дятловцев.
И теперь мы снова возвращаемся к этому катпосу. Ведь на нем была еще одна тамга - четвертая, самая верхняя (см. Фото 1 ниже). Попробуем понять, кому из мансюков принадлежала эта тамга - быть может, это также позволит нам прояснить некоторые важные моменты во всей этой истории.
Как нетрудно заметить, эта тамга существенно отличается от трех других. А значит, она принадлежала мансюку не из рода Анямовых, а из какого-то другого мансийского рода. Какому же роду принадлежала эта тамга?
Куриковым?
Абсолютно исключено. Во-первых, у Куриковых были свои охотничьи угодья - они лежали вокруг Суеватпауля и простирались на запад вплоть до Лозьвы. Во-вторых, несмотря на то, что у Куриковых были родственные связи с Анямовыми и они проживали в Суеватпауле вместе с некоторыми Анямовыми - отношения между Куриковыми и Анямовыми всегда были довольно сложные. И убийство в 1961 году Николаем Куриковым Прокопия Васильевича Анямова - лучшее тому подтверждение. Так что вряд ли кто-либо из Куриковых ходил на охоту с Анямовыми в их охотничья угодья и мог оставить там свою тамгу на катпосе осенью-зимой 1958 года.
А в-третьих, знаки тамги Куриковых (Степана и Григория) также известны. Григорий Куриков (младший брат Степана Курикова) выступал "переводчиком" во время допроса Андрея Анямова-старшего, и в протоколе этого допроса он дважды поставил в качестве своей "подписи" свою тамгу (см. ссылку и Фото 2 ниже).
Кроме того, в материалах "уголовного дела" есть протокол допроса и самого Григория Курикова (от 23 марта), и в нем он также в качестве своей "подписи" дважды поставил свою тамгу (см. ссылку и Фото 3 ниже).
Степана Курикова не допрашивали, но зато он поставил свою тамгу в качестве понятого в "Протоколе осмотра места происшествия" от 27 февраля 1959 года (см. ссылку и Фото 4 ниже).
Как нетрудно заметить, тамга Григория Курикова отличается от тамги Степана Курикова только одной черточкой. И при этом тамга Куриковых, очевидно, существенно отличается от тамги на катпосе.
Бахтияровым?
Тоже исключено. Во-первых, у Бахтияровых опять же были свои охотничьи угодья (в районе реки Вижай и Северная Тошемка). А во-вторых, родовая тамга Бахтияровых также известна: она представляла собой соединение двух латинских букв "F" и "Т" (см. Фото 5 ниже).
Кроме того, в материалах "уголовного дела" есть протоколы допросов нескольких Бахтияровых. Некоторые из них уже владели русской грамотой и поставили свои подписи на русском. А вот Прокопий Савельевич Бахтияров по-русски говорил плохо, и при его допросе в качестве "переводчика" выступал Бахтияров Никита Владимирович. Тот поставил свою подпись по-русски, сам же Прокопий Савельевич Бахтияров в качестве "подписи" поставил свою тамгу (см. ссылку и Фото 6 ниже).
Поставил свою тамгу вместо подписи в протоколе допроса также и Бахтияров Сергей Савельевич (см. ссылку и Фото 7 ниже).
И знаки тамги Бахтияровых, как нетрудно заметить, также совсем не похожи на тамгу на катпосе. Зато тамга Бахтияровых есть на одном из рисунков в "дневнике Зины Колмогоровой" (см. Фото 8). Как и почему она там появилась - мы рассмотрим чуть далее.
Самбиндаловым?
Может быть, эта тамга на катпосе принадлежила кому-то из Самбиндаловых? Ведь "охотничьи угодья" Самбиндаловых лежали примерно в тех же краях - в районе верховьев Лозьвы?
Тоже нет. Тамга Самбиндаловых также хорошо известна: их родовая ("базовая") тамга представляла собой "крест" из двух косых линий, и представители рода Самбиндаловых добавляли к этому "кресту" дополнительные черточки (см. Фото 9 ниже).
Тамга Самбиндаловых есть на рисунке из отчета Карелина: Александр Прокопьевиеч Бахтияров не стал рисовать Карелину тамги Бахтияровых, а вот тамгу Самбиндаловых он, среди прочих, нарисовал (см. Фото 10 ниже).
Есть тамга Самбиндаловых и на одном из рисунков в "дневнике Зины Колмогоровой" (см. Фото 11 ниже).
Как она там оказалась - об этом мы также поговорим чуть далее. А пока констатируем, что четвертая тамга на катпосе, заснятом дятловцами, очевидно, никому из Самбиндаловых также не принадлежала.
А значит, эта тамга принадлежала какому-то мансюку из другого мансийского рода, с другой фамилией. Не Анямовым, не Куриковым, не Бахтияровым и не Самбиндаловым. Кому же?
Продолжение: