Уильям Тёрнер (1775–1851) — английский художник, который особенно прославился изображениями различных стихий: водной, воздушной, огненной, а его картины стали источником вдохновения для импрессионистов. Искусствоведы отмечали, что работы Тёрнера позволяют увидеть красоту в совершенно неожиданных явлениях и местах, которые многие просто не замечали, они позволяют расширить границы восприятия мира и остаются в памяти надолго.
Его работы — это тонко выверенный баланс между хаосом и спокойствием, а ещё они были по-хорошему абстрактны — Тёрнеру интереснее не жеманная академическая фигуративность, которая обычно хорошо смотрится лишь в гостиных, а буйство красок и стихий, написанных так, что при первом взгляде его работы не отличишь от творений абстракционистов. Это всегда несколько настораживало художественных критиков тех лет, впрочем, Тёрнер поступал хитро и давал своим картинам чёткие названия, исключающие какие-либо неоднозначные толкования. Но всё равно отношение к его работам было спорным, хотя его талант и феноменальную технику признавали все без исключения.
Тёрнер был самого простого происхождения — его отец работал брадобреем, но сумел преодолеть все классовые предубеждения тех лет и стать одним из самых известных и богатых британских художников. Правда, хорошие манеры и приятный характер — это не про Тёрнера, творчество для него было важнее семьи и друзей. Однажды он даже не пришёл на свадьбу своей дочери, поскольку намечался выгодный заказ, который ему не хотелось упустить. Впрочем, с такой же лёгкостью он мог расстаться с друзьями и своими покровителями — их расположение для Тёрнера не имело большого значения, словно он полностью игнорировал известную пословицу: «не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Деньги и заказы для Тёрнера были важнее, возможно, это следствие его бедного происхождения — слишком долго и тяжело пришлось карабкаться наверх, сполна испытать нужду, а когда он, наконец, выбился «в люди», то слишком стал ценить материальную составляющую и свой статус известного художника.
Вот только и внешне и по манерам Тёрнер так и остался кокни — то есть простолюдином, выходцем из низшего сословия, и никак не походил на чопорного джентльмена.
Даже на автопортрете 1799 года, он основательно приукрасил себя — на приятного молодого человека с тонкими чертами лица Тёрнер не походил совершенно, скорее на моряка или извозчика, поскольку из-за длительного пребывания на свежем воздухе и работе на пленэре — нужно же как-то наблюдать за столь любимыми им стихиями, Тёрнер огрубел лицом.
А к деньгам Тёрнер относился как мелкий пройдошистый приказчик — то есть ничего не делал просто так, забесплатно, зато за приличный бакшиш был готов на что угодно. Современники недоумевали, как мелочная скупость может уживаться с таким незаурядным талантом. Из-за его скупости некоторые говорили, что Тёрнер «великий жид», а однажды один продавец книг, который должен был пригласить Тёрнера на обед, сознательно убрал свинину со стола и порекомендовал художнику посетить ближайшую синагогу.
Впрочем, Тёрнер не был законченным жлобом, когда он разбогател, то покупал дома для сдачи их внаём, но не был суровым и непреклонным арендодателем, поскольку прекрасно понимал, как бедному человеку тяжело оплачивать съёмное жилище. С одного особо нуждающегося должника он даже несколько лет не брал платы.
Тёрнер очень любил изображать солнце и солнечные лучи, и достиг в этом немалого мастерства. Он тщательно изучал все последние научные открытия, связанные с нашим светилом, использовал специфические художественные приёмы, например, акварельное размытие или сломанное мазки и мог изобразить солнечный свет как нечто неосязаемое, почти невидимое, или настолько ярким, что казалось позади картины светит свеча.
Помимо солнца, Тёрнер любил изображать различные пожары, которые выглядели на его картинах поистине впечатляюще. В 1834 году в Вестминстерском дворце вспыхнул пожар, собралась огромная толпа, а Тёрнер стоял на мосту, тщательно пытался запомнить всё происходящее, и на скорую руку написал этюд, который преобразился в эту картину. Впечатлённые критики писали, что следует картины Тёрнера накрывать мокрым одеялом, иначе стихия вырвется на свободу и спалит всё вокруг, а это ли не лучшая оценка труда столь незаурядного художника?
Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Ищете где купить оригинальные произведения искусства или уникальные товары ручной работы? artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.