Всем привет, продолжаю отсматривать фильмы ужасов и писать о них в реальном времени... Сегодня улов интересный: как минимум два пункта из пяти проходят по категории чокнутого арт-хауса, ещё два - минималистично снятые драмы с оттенком мистики.
"Муза Пикмана"/Pickman's Muse (2010)
Слегка больной на голову неразговорчивый художник пишет картины на заказ, что позволяет ему худо-бедно существовать в съёмных апартаментах. Однажды всё меняется: он начинает истово запечатлевать некий собор, снова и снова, при этом слышит голоса, видит иные миры и потихоньку совсем съезжает с катушек.
Психиатр художника тем временем выясняет, что собор - реально существующее место, где окопалась некая секта, и мало того - те же самые картины, один в один, рисовал один серийный маньяк. Кажется, несчастный живописец подцепил какую-то потустороннюю инфекцию и скоро продолжит чёрное дело, начатое коллегой...
...Название подсказывает, что тут у нас вольная экранизация Лавкрафта, причём сразу двух произведений. Фильм (кстати, единственный у данного режиссёра) относится к моей любимой категории "просто и со вкусом": максимум атмосферы и напряжения при минимуме актёров и спецэффектов. Даже зловещие картины Пикмана толком не показывают, и зрителю остаётся лишь представлять, что же так пугает всех, кто на эти полотна посмотрит...
"Когда я был жив"/Quando Eu Era Vivo (2014)
Ещё один фильм в стиле благородного минимализма, на сей раз бразильский.
Патлатый мужчина полубезумного вида по кличке Младший возвращается в отчий дом, причём папаша не то, чтобы сильно рад этому. Постепенно выясняется, что ныне отсутствующая мамаша героя в детстве проводила странные ритуалы над ним самим и его братом, отчего последний загремел в психушку, да и сам Младший, кажется, находится в шаге от этого.
Он начинает обшаривать квартиру и находит артефакты собственного прошлого: странные детские рисунки, ноты какой-то песни, видеозаписи вышеозначенных ритуалов... Младший понимает, что должен завершить начатое матерью. И завершит, если никто не вмешается.
Очень медленный фильм, где полностью отсутствуют попытки напугать зрителя, а мистики - самый минимум, да и та, возможно, происходит в несчастной голове Младшего. То есть тут у нас не ужастик, а скорее, драма, возможно даже притча о том, как взрослый сын пытается наладить отношения с постаревшим отцом. И это неплохая задумка, но результат получился отличным снотворным. Если же всё таки хотите посмотреть, заранее настройтесь на медленный фильм с минимумом событий.
"Театр ужасов якудза: Годзу"/Gokudô kyôfu dai-gekijô: Gozu (2003)
Теперь вдарим по арт-хаусу. Название намекает на жанр, но... ужасов здесь минимум, и это скорее не хоррор, а вирд, т.е. не страшно, а странно (и поэтому немножко всё-таки страшно).
Двое японских мафиков отправляются в другой город, чтобы выполнить важную миссию: один из них должен ликвидировать второго, о чём последний, конечно же, не догадывается. Однако по приезду потенциальная жертва бесследно исчезает, а несостоявшийся киллер начинает поиски. С одной стороны, ему очень жаль "брата", с другой - приказ есть приказ.
То, что происходит дальше, можно описать как "Город Зеро" по-японски. Местные жители оказываются очень странными людьми, и нашего героя ждут люто сюрреалистические приключения в духе "единственный нормальный человек в сумасшедшем доме". Найдёт ли он брата? Найдёт, хотя и будет удивлён результатом.
Если кратко, это снял Такаси Миике - известный японский режиссёр, который может превратить даже самую банальную историю в цирк с конями. А может и не превратить, есть у него и такие фильмы... Но тут именно что первый случай: чем дальше, тем безумнее, так что предсказать, что будет дальше и чем всё кончится, невозможно. И это хорошо. А что плохо - что фильм чересчур затянут, и юмор слишком уж... хм... японский. Нам, широкоглазым, не понять.
Если в целом, то сперва забавно, но к середине надоедает, хочется развития сюжета, а Миике подсовывает нам то озабоченную тётку с гиперлактацией, то мужика с коровьей головой, то босса якудза, который любит, чтобы ему вставляли половник в задний проход... Как вы понимаете, продукт на любителя, однако если вы, как и я, видели пару десятков фильмов Такаси, то и этот осилите без особого труда.
"За стеклом"/"В стеклянной клетке"/Tras el cristal (1987)
Продолжаю понемногу вникать в наследие Аугусти Вильяронги, восхитившего меня "Лунным мальчиком". Понемногу - потому что его фильмы явно не для всех. И вот самый первый из них.
Послевоенные годы. Нацистский доктор, мучивший в лагерях детей, пытается сам себя наказать, но в итоге оказывается парализованным, и мало того - прикованным к аппарату искусственного дыхания, похожему на саркофаг. В доме появляется симпатичный юноша, утверждающий, что хочет работать сиделкой при инвалиде - в действительности, это одна из повзрослевших жертв доктора, с деформированной психикой.
Юноша заявляет, что хочет быть похожим на своего мучителя, после чего начинает делать разные интересные вещи: читает доктору вслух его же дневники, домогается его, избавляется от жены, подчиняет себе несовершеннолетнюю дочь, притаскивает в дом детей (с печальным последствиями для них), опутывает весь дом колючей проволокой, превращая его в мини-копию Аушвица...
Тут всё очень глубокомысленно, тоесть режиссёр не просто так пугает, а со смыслом. Вот только я смысла не уловил. Если мне хотели сообщить что-то новое (например, что насилие - это плохо) - то не сообщили. Если хотели шокировать - то не шокировали, ибо я и намного круче видел. Детей, конечно, жалко, но это единственная эмоция от просмотра. В целом, увы - скучно и претенциозно.
"Мёртвая зона"/Dead Zone (2022)
И напоследок - эта чахлая малобюджетка, о которой и сказать-то особо нечего.
Очередной зомби-апокалипсис, очередная группа суперсолдат в супердоспехах отправляется в очередную заражённую зону, чтобы что-то там найти... в данном случае - вакцину от вируса. То есть, у нас тут очередная "Армия мертвецов"? Не совсем.
Создатели фильма решили сделать упор на реализм - видимо, в силу мизерного бюджета, а это значит, что мы не увидим зрелищных побоищ и кромешной пальбы по зомбакам. Спецназовцы большую часть фильма прячутся в темноте и экономят патроны, как это и было бы в настоящей жизни, но... Это скучно, просто скучно. В конце появится супермутант, но и это мало чему поможет, как и наличие в кадре Майкла Джей Уайта - "Спауна".
Поддержать канал в трудные времена: СБ 2202 2053 2117 1875
Ещё по теме: