В прошлой статье говорилось о ложном уповании на Бога, когда жители осаждённого Иерусалима войском Вавилонского царя Навуходоносора, продолжая грешить смертными грехами, были уверены, что город не падёт и ничего страшного с ними не случится, так как на этом месте находится храм Господень.
Пророк Иеремия говорит им:
Не надейтесь на обманчивые слова: “здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень”... (Иер. 7, 4).
Как известно враги захватили город, сожгли его, разграбили и разрушили храм Божий.
Наверняка уведённые в Вавилонский плен иудеи задавались вопросом: “Почему Господь допустил язычникам осквернить святое место и не защитил избранный народ?”.
Дело в том, что как бы не было место свято, оно само по себе человека не спасает.
Только в Новом Завете Христос раскроет эту мысль когда будет беседовать с самарянкой:
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Ин. 4, 19-24).
Много веков пройдёт до того, как люди осознают, что Бог ждёт от них поклонения в духе и истине.
Но как достичь духовного поклонения Богу в истине?
Это уже совсем иное дело, ибо сделать это непросто. Немало людей постепенно, в течение всей свой жизни, достигали этого и тогда их сердце становилось храмом Святаго Духа.
Но во время жизни пророка Иеремии, разрушение святого храма для иудеев стало одновременно и уроком, и опытом в том, что святое место самостоятельно благодати не даёт и спасения не принесёт.
Никакой храм, ни одна святыня в храме, ни один монастырь или святой источник не гарантирует человеку стяжания благодати, а тем более спасения.
Не может быть никакой магии в том, что освящено Богом, и там, где Он действует Своими энергиями.
Ни одна святыня не является гарантированным источником благодати обособленно от человека, независимо от его нравственности и духовной жизни.
Господь призывая человека ожидает от него соучастия, ждёт отклика на Свой призыв.
Все святыни, которые Бог благословил людям в помощь и утешение, освящают человека лишь тогда, когда его сердце открыто для того, чтобы вместить эту благодать.
Для этого нужно отторгнуть всё мирское зло, признать, раскаяться и исповедать свои грехи Богу, и только в меру своей открытости перед Богом, можно воспринять ту благодать, которую источает Господь через любую святыню: будь-то храм, чудотворная икона, святые мощи или святой источник…
Прежде всего, от сердца человека зависит всё, поэтому Господь говорит:
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр. 3, 20).
Ибо все исцеления людей, избавления, освобождения, очищения, а в конце концов, — спасение, осуществляется общими силами Бога и человека.
Примеры такого соработничества может привести каждый верующий человек, но самый удивительный и непостижимый пример — это Боговоплощение Сына Божия от Духа Святого и Девы Марии.
Господь избрал Марию, выбор сделан и решение принято, но против Её воли ничего произойти не может, необходимо Её согласие.
Ангел Господень предстаёт перед Ней и благовествует Ей волю Божию стать Богородицей:
Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк. 1, 35).
И Дева Мария со смирением соглашается понести этот Крест:
се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. (Лк. 1, 38).
И такое же согласие на призыв Господа должен давать каждый человек желающий стяжать Божию благодать.
А если человека в его жизни всё устраивает и он ничего не хочет менять, а от Бога ему нужны только какие-то материальные блага, защита или здоровье, но в своё сердце он Бога впускать не собирается, то никакая святыня ему не поможет и его не освятит.
Сердце такого человека не воспримет Божию благодать, ибо он этого сам не желает.
- Он может приложиться к чудотворной иконе, или к святым мощам, но уйти пустым.
- Он может приехать к святому старцу в монастырь и не увидеть его святости.
- Он может объехать все святые места, а благодать Святого Духа не стяжать.
Например, на Пасху в Иерусалиме во время схождения Благодатного Огня в православном храме, ради любопытства, присутствуют и мусульмане, и атеисты, и праздные туристы, но они эту благодать не чувствуют, так как сердце их закрыто для освящения.
Совершенно иначе происходит с человеком, который может быть невоцерковлён и пока далёк от Бога, и Его Церкви, но готов изменить свою жизнь и откликнуться на призыв Божий.
Тогда сердце его становится готовым вместить благодать, которая освящает, просвещает и преображает всё внутри человека, и вокруг него.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Когда упование на Бога бывает ложным?