В отличие от многих других животных, черепахи отнюдь не стремятся вырастать до огромных размеров. Крупные виды среди них есть, например, почти двухметровые галапагосские черепахи, но в основном они довольно невелики. Однако в мезозое, особенно в самом его конце, в меловом периоде, черепахи всё же достигали размеров более чем солидных. Самой крупной из них была морская черепаха ахелон, весившая до трёх тонн, длиной в четыре с половиной метра.
Но ахелона нашли в Северной Америке, вот в Европе до недавних пор все ископаемые черепахи были весьма небольших даже по современным меркам размеров — не более 1,5 метров. Точнее, были, пока в Испании палеонтологам не удалось найти черепаху если и меньше ахелона, то совсем не намного.
Впрочем, целый скелет учёным не достался, только тазовые кости и частично сохранившийся панцирь. Впрочем, для того, чтобы описать новый вид, хватило и этого. Находку назвали Leviathanochelys aenigmatica — загадочный черепаший Левиафан, в честь библейского чудовища. Жила черепаха примерно в одно время с ахелоном, но на значительном от него удалении, да и анатомически отличалась достаточно, чтобы считаться отдельным видом.
В длину левиафанохелис заметно уступал ахелону, не дотягивая даже до четырёх метров, но судя по пропорциям тазовых костей, панцирь европейской черепахи был значительно шире, так что скорее всего американский и европейский гиганты весили примерно одинаково.
Новая находка доказывает, что незадолго до мел-палеогенового вымирания гигантские водные черепахи уже расселились как минимум по всему Северному полушарию. Причём приспособлены они были к весьма разным условиям — внутреннее море Лавразии, частью которой тогда была Северная Америка, было довольно холодным, в отличие от мелкого тёплого моря архипелага, находившегося на месте современной Европы.
Что побудило мезозойских черепах вырасти до столь внушительных для этой группы размеров, пока не совсем понятно. Может быть, они просто отъелись на обильной пище, или им по какой-то причине приходилось совершать дальние миграции, или размеры просто защищали их от хищников.
А защищаться было от кого — хищников в мезозойских морях хватало. И если длинношеих плезиозавров черепахи вряд ли интересовали как добыча, то похожие общим телосложением на китов мозазавры, достигавшие полутора десятков метров. вполне могли рискнуть напасть на не слишком крупную черепаху, не особенно рискуя обломать зубы об такой орешек.