11 января 2025 г.: ссылки для скачивания полного отредактированного перевода книги "Врата, Которых Нет" ЗДЕСЬ.
Помочь Шейну было делом чести. Он посвящённый буддистский священник и учитель медитации. Он написал мне, прочитав мою работу с профессором Уолдо. Шейн очень скромный человек, и в нашей с ним работе он был предельно открыт. Он считает, что сочетание традиционной медитации с прямым указанием поможет многим практикующим реализовать Анатту – «не-я». Сейчас он помогает своим ученикам в освоении классических медитативных практик и прямого указания. – Е. Н.
Шейн: Привет, Елена.
Спасибо за твою готовность уделить мне внимание. Я с восхищением и уважением отношусь к твоему стремлению помогать другим.
Немного о себе. Я постоянно практикую медитацию уже более пятнадцати лет и семь из них преподаю медитацию и принципы буддизма. Я посвящённый буддистский священник, но сторонюсь ритуальных практик буддизма. Я преподаю три-четыре раза в неделю, помогая людям найти способ облегчить их проблемы.
Я буквально прошёл через многие сотни учеников медитации. Я написал несколько книг на эту тему и подаю пример, часто практикуя сидячую медитацию! Но! Никто, насколько мне известно, не пробудился! Нет здесь никакого непрерывного освобождения. Никто, включая меня, не становится по-настоящему свободным.
В моей персональной практике я вижу улучшение ясности и понимания «не-я». Я влюблён в истину. Это то, что меня мотивирует. У меня есть решимость заглянуть внутрь и увидеть то, чего там нет. Бывают моменты осознания иллюзии, но это ощущение надолго не задерживается.
Один внутренний голос говорит: «Это постепенный путь, просто расслабься и всё придёт», тогда как другой возражает: «У тебя не так много времени, покончи с этим, осознай иллюзию «я» раз и навсегда и реально помогай другим».
Мне нравится преподавать, но более того, у меня есть внутреннее стремление помогать людям преодолевать их страдания. У тебя есть такое же стремление. Я понимаю, что страдания, широко распространённые среди встречающихся мне людей, вызваны ложным отождествлением с «я». Если я хочу по-настоящему освободить других, я должен сначала сам освободиться от этой иллюзии, в противном случае создается впечатление, что я учу людей тому, что знаю сам, а это, похоже, способы расслабления тела и успокоения ума.
Мне нужен толчок. Я знаю, что возможно преодолеть эту стену. Я желаю увидеть истину, и чтобы она прочно во мне укоренилась. Я хочу услышать этот щелчок в затылке и знать, что я на самом деле имею право говорить с другими о том, какой может быть их жизнь после освобождения. Я знаю, что то, что вы все делаете, работает, и вижу в этом шанс всей моей жизни.
Елена: Я ценю твою честность, Шон. Вот что поможет тебе пройти: готовность пересмотреть свои непосредственные представления о том, что есть что. Так что давай просто сделаем это. Посмотри на «я» прямо сейчас и скажи мне, что ты видишь. Одно за другим, всё, что возникает, – пиши.
Шейн: Когда смотришь на «я», оно то появляется, то исчезает. Например, когда что-то нужно сделать или когда замечаешь состояние ума, оно кажется более явным. Только что, когда я искал способ передать это, «я», похоже, куда-то делось. Итак, кажется, что есть чёткое «я должен сделать это», или «я сделаю», или «я сделал». Но, похоже, это приходит и уходит. О!
Я только что осознал одну сильную вещь: когда я заметил, что ты назвала меня Шоном вместо Шейна, возникло чувство пошатнувшейся идентичности или хватания за «я».
Елена: Да, насчёт Шона/Шейна. Я сделала это намеренно.
Это хитрость.
Она сильная, эта хватка. Я назвала Роберта С. «Бобом», и произошло то же самое! Посмотри, что ярлык «Шейн» – это то же самое, что и ярлык «я». Это просто ярлык.
Что такое Шейн? Слово/мысль + эмоции + ощущения.
Что такое «я»? Слово/мысль + эмоции + ощущения.
Мысль – существует.
Эмоции – существуют.
Ощущения – существуют.
Шон – просто ярлык.
Я – просто ярлык.
Не принимай это на веру. Прими это как подсказку. Подсказку для исследования в определённом направлении. Хорошо?
Дай мне знать, что получится.
Шейн: Можно сразу заметить, что возникает ощущение напряжения или беспокойства. Ярлык просто присутствует. Мысль вызывает эмоции и ощущения, и как результат – беспокойство.
Елена: Шейн – это ярлык, как и Шон! Итак, у нас есть чувство, возникающее, когда ярлык немного сбивается. Ты же буддист Тхеравады; ты можешь разделить опыт на части и посмотреть:
– Чувства – да.
– Неприятные ощущения – да.
– Сопутствующие мысли – да.
«Я»? – нет.
Где во всём этом «я»?
Чувство себя – да.
Реальное «я» – нет.
Но опять же, ты можешь поглубже рассмотреть, чем является чувство себя: всё теми же мыслями, ощущениями, чувствами.
Пожалуйста, посмотри на всё это, и напиши мне, что происходит.
Ты очень близок, не может быть иначе со всем твоим опытом…
… который не является твоим. Он просто есть.
Опыт есть. Мысль «я», «моё», приходит и присваивает этот опыт себе.
Обмен опытом просто происходит, ты знаешь. Разве ты это делаешь? Нет. Ты знаешь, что это просто действие, которое выражается определенным образом. Так почему же всё остальное должно происходить по-другому?
Спроси себя, на чём ты завис. Что это? Пожалуйста, не будь хладнокровным, спрашивай горячо и отчаянно. «Где, чёрт возьми, я зацепился?!»
СПРАШИВАЙ! ИССЛЕДУЙ!
Шейн: Есть сильное ощущение, что ключевым моментом здесь является пребывание в непосредственном переживании. Это бытие – единственная существующая реальность.
Это единственное место, где мы можем найти истинную честность в любой ситуации. Итак, с возникновением какой-либо мысли, похоже, происходит параллельное возникновение или манипулирование уже присутствующими эмоциями и ощущениями. Это звучит глубокомысленней, чем есть на самом деле, не так ли?
Есть только то, что есть. Всё происходит, и это не я, пока я не пытаюсь прикрепить к этому историю. Я думаю, что даже если прикрепить историю к происходящему, это всё равно не будет правдой. Просто фальшивый ярлык, навешанный на процесс мыслей-эмоций-ощущений или, как ты сказала, на то, что есть что.
Елена: То, что ты написал, больше похоже на лекцию, Шейн.
Нам обоим это точно не нужно.
Давай сделаем так. Я надавлю, ты посмотришь, и вернёшься с ответом СТРОГО на поставленный вопрос. Изо всех сил старайся не анализировать, иначе мне придется тебя отшлёпать, Шейн.
Даже несмотря на всё моё уважение к твоему опыту, в то же время я бы не делала того, что делаю, если бы просто слушала тебя. Я доверяю тому, что здесь происходит, поэтому, если я читаю и не чувствую никакого интереса, никакой концентрации в том, что ты мне написал, я верю этому.
Было ли это великим озарением? Возможно, но меня это не волнует. Держи очень узкий фокус и не отступай ни на шаг в сторону. Скажи мне, устраивает ли тебя это, и готов ли ты остаться до конца? Готов ли ты прекратить чтение материалов о «не-я», «не-дуальности», пока ты со мной, готов ли ты испытывать сырые эмоции и смотреть на них так, как я тебя прошу.
Я буду ждать твоего ответа.
Шейн: Да, Елена, давай сделаем так. Никакого чтения и сырые эмоции. Я прочитал твой вопрос «Где, чёрт возьми, я зацепился?!» И хочу здесь написать… это трудно, так как я чувствую, что есть что-то, с чем я должен сражаться, например, бить палкой, чтобы избавиться от этого, но не знаю, от чего именно.
Елена: Ты не ответил на мой вопрос, Шейн. Ещё раз: «Спроси себя, где ты завис. Что это? Пожалуйста, не будь хладнокровным, спрашивай горячо и отчаянно. “Где, чёрт возьми, я зацепился?!” СПРАШИВАЙ».
Шейн: За попытки быть умным, обаятельным, весёлым, милым, трудолюбивым парнем. Но мне интересно, что это всё такое? Это и есть «я» или просто то, как я вижу личность или хочу её видеть? Это кажется странным, но я, похоже, ищу что-то, что надо отпустить, что-то плохое или неправильное, и расстраиваюсь, не зная, что это такое.
Елена: Это причина, ПОЧЕМУ ты зацепился. Это не то, о чём я спрашивала. ЗА ЧТО ты зацепился?
Вот так это происходит у буддистов Тхеравады: они концентрируют внимание, разделяют опыт на части, смотрят, понимают и т. д. Что в этом плохого? А то, что в центре каждого шага находится «я».
Ты пришёл ко мне и сказал: Я чувствую неудовлетворённость, я чувствую, что поиск всё ещё продолжается, у меня есть горячее желание увидеть истину, чтобы помочь другим. Это очень благородное намерение, отлично. И здорово, что ты знаешь, что это возможно. Это значит, что это возможно и для тебя. В любой момент.
Итак, когда я говорю тебе спросить себя, за что ты зацепился, вот что ты делаешь:
Ты понимаешь, что для тебя очень важно увидеть истину. С этим пониманием и сильным намерением, доведённым до отчаяния, как будто это последний вопрос в твоей жизни – только один, а потом ты умрешь, – ты СПРАШИВАЕШЬ.
Затем стань очень тихим, другими словами, прекрати привычное мышление, анализ, любую медитацию – всё, что ты привык делать. Полностью отключи. И слушай.
«Цепляние может быть…»
Я не хочу слышать «может быть» или «должно быть» – это должно быть ясное ви́дение.
Давай попробуем ещё раз.
Шейн: Я сделал так, как ты сказала… это желание быть! Постоянное стремление быть чем-то или кем-то. Непрерывные попытки быть тем или иным. Учителем, писателем, гуманитарием, кем угодно… желание быть. НЕ позволить всему просто быть… а быть кем-то.
Мне нужно дать этому улечься, чтобы посмотреть, нет ли там чего-нибудь ещё. Но слёзы текут…
Елена: А теперь посмотри ясно, физически, двумя глазами, и увидь, что бытие происходит, независимо от того, пытаешься ли ты быть кем-то, напрягаясь в этом «ком-то» или в том… оно просто есть.
И напряжение/сжатие – это тоже бытие. «Тебя» нет. Независимо от того, как бытие проявляет себя.
Нет «тебя». Есть ярлыки, утверждающие, что что-то является «твоим» и всё такое, да.
Реальный «ты»? – ничего подобного. Отсутствует.
Увидь, что это бытие не нуждается в тебе как в сущности, которая бы управляла его течением. Посмотри на ребёнка. Когда он рождается, есть только бытие. Ребёнок един с окружающим пространством. Он плачет от чувства голода; происходит движение к груди. Где во всём этом «я»?
Нигде. Что-то происходит позже, когда ребёнок начинает ассоциировать ощущения и тело с собой – «я», «моё». Все переживания теперь разделены и обозначены. Но что есть истина?
Нет никакого разделения, нет никакой сущности. И всю твою жизнь этот парадокс пытается разрешить сам себя. Вот это и есть страдание – хаос неудовлетворённости, поиска, ощущения незавершённости, чувства, что чего-то не хватает. Вот откуда оно возникает. Вот что движет им. Это, и только это.
И ты можешь медитировать, ты можешь анализировать, ты можешь думать о глубоких мыслях, но до тех пор, пока ярлык не станет восприниматься как ярлык, это будет продолжаться.
Обладающего никогда не было, он всегда был лишь иллюзией. Прояви интерес и найди время, чтобы провести искреннее исследование этого простого утверждения. Открой его истинность. Можешь ли ты посмотреть сейчас и сказать мне, что ты видишь? Смотри прямо на своё переживание.
Что там?
Шейн: Переживание прямо сейчас! Мир такой, какой есть со всеми звуками и красками. Информация от органов чувств поступает в это тело. Всё происходит так, как должно. Никаких неожиданностей. Когда просто сидишь здесь и наблюдаешь всё это, чувствуется, что никто этим не управляет. Смотрение просто происходит.
Елена: Отлично. Теперь послушай. Ответь мне вот на что:
Существуешь ли «ты» в каком-либо виде или форме в реальности?
Шейн: Я смотрел и смотрел… есть тело, из плоти и костей. Но никто не обладает всем этим.
Елена: Ты существуешь?
Шейн: Нет, ничего не существует. Нет ничего, что заявляет о своём существовании. Забавно… там даже нет того, что бы утверждало, что оно не существует
Елена: Именно. Это оно. Смотри. Осознай эту простую истину. Ещё раз, что такое «я»?
Шейн: Это всего лишь ярлык, а на самом деле заблуждение. Как будто видишь тень и думаешь, что она реальна, но при этом нет ничего, что можно было бы увидеть. Или лучше, когда думаешь о тени и веришь в её реальность.
Елена: Что сейчас происходит? Скажи мне, что ты видишь? Что на самом деле реально?
Шейн: Есть просто ви́дение, возникают мысли, тело продолжает быть телом, есть звуки, и на самом деле очень приятные эмоции, исходящие от небытия или отсутствия необходимости быть, о чём мы говорили ранее. Тело просто сидит и в основном просто что-то делает.
Елена: Хорошо, отлично, мой друг Шейн. А теперь – руби дрова: веди уроки, мой посуду, пиши книгу!
Шейн: Очень радостное Спасибо тебе! Спасибо! Спасибо! Ты чудесна, прямо волшебница. Твои слова проникают сквозь всю эту чушь и доходят до самого сердца.
Теперь всё стало предельно ясно! Если тебе что-нибудь понадобится, пожалуйста, дай мне знать. И, пожалуйста, продолжай делать эту работу, быть может, это наша единственная надежда.