Считается почти невозможным "жить в настоящем", при этом устремляясь в Будущее. Между тем не только примеры следования так называемым идеалам в жизни, но и все открытия и знания, даже те, что кажутся малоприменимыми сегодня, являются ничем иным, как прекрасным Будущим "в настоящем".
В сущности всё, что умножает культуру и одухотворяет цивилизацию, является доказательством того, что только пребывание мысли в Будущем даёт возможность улучшения жизни в текущем времени.
При этом, зная о строении Бытия, о наличии помимо физического плана также Планов Тонкого и Духовного, понятно, что так называемое "лучшее Будущее" не есть вымысел идеалистов и мечтателей, но лишь более высокий план действительности – реальность, присутствующая здесь и сейчас. Но "ощутимая" лишь при условии достаточной одухотворённости сознания. Поэтому призывы великих учений к человечеству – мыслить о Будущем – надо понимать как самую практическую рекомендацию, как самый гармоничный метод улучшения "настоящего".
(Не менее значима для каждого человека и мысль о "будущем" собственной Индивидуальности, когда текущие мысли, деяния и мотивы личности станут буквально формой жизни – определив форму существования в Незримости и степень осознаваемости жизни как таковой).
"Присутствие" той реальности, которая для обыденного сознания – лишь "мечты", а для сознания, знающего реальность более высокого уровня – уже реализованные лучшие формы жизни, является очевидным фактом (по крайней мере для людей, обладающих тем, что называется духовностью (то есть накопленным опытом осознанной жизни в духе).
Откуда сила в героях и духовных подвижниках, кажущаяся для множеств чем-то необыкновенным, проявлением уникальной силы веры? – Эти силы и эта вера – из живого ощущения жизни более совершенной, причём, не "воображаемой", но переживаемой, реальной и неразрушимой.
То, что для закрытых очей духа – "далёкий (или неосуществимый) идеал", то для человека, живущего на высоком уровне активности духа и мысли – настоящая действительность, гораздо большая реальность, чем та зримость, которая кажется убедительной для большинства.
В Учении Агни-Йоги, где столь много внимания уделено психической энергии и развитию центров высших восприятий, много говорится и о перенесении сознания в Будущее. Даже просто следуя логике, нетрудно понять, что устремление в Будущее – отнюдь не некая воодушевляющая метафора, но действенный метод, так сказать, актуализация реальности более высокого порядка.
"Явление работы для будущего претворит настоящее. Если бы люди поняли, что лишь будущее существует, – кооперация приблизилась бы" ("Озарение", 226).
"Кооперацию" можно понять среди прочего, как согласование физического Плана с Планами Высшими. Не просто "мыслить о Будущем", но именно пребывать в этом "Будущем" – это иными словами выраженный призыв пребывать на высоком уровне своего сознания, когда граница между физическим и духовным "растворяется", и где Высшая Мысль присутствует как свет, озаряющий мысль и жизнь.
Тёмные не могут "жить в Будущем", даже мысль о Будущем в этом смысле для них мучительна. Когда многие из людей, любящих Свет, смогут возвысить сознание до живого ощущения этой более высокой реальности уже реализованных идеалов, то тёмным просто не останется угла в этом Мире, стремительно обновляющемся в свете Мира Высшего.
Именно, более всего тёмные боятся того, что не единицы героев и подвижников, а множества проявят своей жизнью свет, присущий более высокой действительности.
Боязнью Света обусловлены и все тенденции грубости, "мода" на цинизм в отношении "идеального" и "идеалов", убеждённость в технократических решениях мировых проблем. Такие и многие подобные "уловки" тёмных – всё ради одной цели – ради продления в массе человечества заблуждения – иллюзии о якобы закономерной ограниченности "жизни земной" в мудрости, справедливости, правде, во всём гармоничном и светлом, что желанно людям.
Но всё быстро меняется, уже немало людей, для которых Будущее – не некая "идеальная мечта", но освещённая духовной жизнью действительность, в которой "тени" – это вовсе не туманные очертания Мира тонкого, а, наоборот, бездушные существа в Мире физическом…
Только привычка не позволяет многим жить в Будущем прямо сейчас. Но привычки, замедляющие прогресс общий и личный, надо оставлять, меняя их на более соответствующие Действительности.
"Рыбак радостно возвращается с ценным уловом. Человечество образовалось не для несчастий. Человек – тот же радостный рыбак с многообразным уловом. …Ни рыбы, ни птицы, ни животные не знают будущего.
Научиться углубить и вознести мысль о будущем – значит занять в нём место, которое будет расти вместе с сознанием. Кто не ждёт внешней помощи, тот знает ценность своего молота… Между тем часть человечества не видит даже нити в будущее. Сорванные и размётанные, как осенние листья, они подымают пыль с чужих базаров. Облако пыли закроет врата общины, и сорное мышление обратится в сор" ("Община", 189).