Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Человеческий организм, как правило, рассчитан на то, чтобы ночью спать, а днём, соответственно, бодрствовать. Однако, есть целый перечень работ, которые предусматривают ночные смены. Вождение поездов - одна из таких. Для этой статьи я опросил пару знакомых машинистов, чтобы дать ответ на вопрос, а как же машинисты борются со сном.
А что произойдёт, если машинист уснёт?
Про это я уже в отдельной статье рассказывал, однако, вкратце повторюсь и тут. В кабине локомотива предусмотрены две системы, которые остановят поезд в том случае, если машинист уснёт. Первая - это ЭПК (Электропневматический клапан автостопа). Однако, он засвистит (предупреждая о скором срыве, то есть применении экстренного торможения) лишь в том случае, когда пошло превышение скорости, либо сменились огни на локомотивном светофоре, так скажем, на «менее разрешающий». Если же всё ровно, поезд едет по «зелёной улице», а превышения скорости нет - ЭПК бессилен.
Также существует система контроля бодрствования машиниста. Ранее она имела максимально простое исполнение - через определённые интервалы времени в кабине загоралась лампа, чтобы она погасла - необходимо нажать на рукоятку бдительности (РБ), до которой можно дотянуться рукой. Если нажатия не произошло, то следующий шаг - противный свист. Чтобы он прекратился, необходимо уже вставать и тянутся до РБС - Рукоятки Бдительности Стоя. Если и этот «рубеж безопасности» проигнорировать - будет применено экстренное торможение.
В настоящее время, у машинистов на запястье есть браслет ТСКБМ, который измеряет электрическое сопротивление кожи. Величина этого значения коррелирует с состоянием машиниста, то есть спит он или бодрствует. Однако, система не учитывает индивидуальных особенностей каждого конкретного человека, из-за чего может срабатывать, когда машинист бодрствует и вообще в отличном расположении духа, но с таким уже успехом может не сработать в том случае, когда машинист реально спит.
Если ТСКБМ посчитала, что машинист спит, то также раздаётся свисток и появляется необходимость нажать на РБС.
Я сделал сильный акцент на недостатках систем, однако, не стоит думать, что они бесполезные или неэффективные. В случае с ЭПК - невозможно спящей локомотивной бригаде долго ехать без смены сигналов, также как и вероятность отказа ТСКБМ - крайне мала.
Как же машинисты борются со сном?
Как мы выяснили, засыпать в кабине - не лучшая идея (да неужели), однако, на ночных сменах, особенно если она началась вечером и продолжается до 7-9 часов утра - как раз к утру человека начинает очень сильно клонить в сон. Вообще, спать на рабочем месте, локомотивной бригаде, разумеется, запрещено.
Однако, некоторые всё же практикуют следующую банальную тактику - спят по очередь, то есть сначала машинист, потом помощник и так далее. Недостаток такой же банальный, как и сама тактика - в один момент, могут уснуть оба.
Поэтому, как правило, практикуются всё же более «умные» и, самое главное, законные хитрости. Во-первых, это тонизирующие напитки: кофе, крепкий чёрный чай и энергетики. Они могут не подействовать, в том плане, что человек не почувствует какой-то сильный прилив бодрости и будет также на ходу засыпать, но не заснёт из-за высокой концентрации кофеина в организме (думаю многим такая ситуация знакома).
Во-вторых, в кабине всё таки едет два человека, люди - существа социальные, а потому, машинист с помощником вполне могут болтать с друг другом о жизни, работе, отношениях и так далее. Также очень хорошо помогает не заснуть.
В-третьих, можно вести поезд стоя. Это также очень хорошо сбивает усталость. Кстати, стоит также отметить, что то, насколько сильно клонит в сон - зависит не только от смены и биоритмов каждого конкретного машиниста, но и от того, в каком движении работает локомотивная бригада.
Например, в пассажирском и грузовом движении, поезд действительно может монотонно ехать на зеленые огни светофоров, с установленной скоростью. В таком случае, начинаешь потихоньку засыпать. В пригородном же сообщении, наоборот - частые остановки, необходимо постоянно работать контроллером и краном машиниста. Эти рабочие движения неплохо сбивают сон.
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!