Здравствуйте, уважаемые читатели!
Я уже опубликовал пару статей о студиях звукозаписи 1990-х. Можно почитать по ссылкам ниже.
Сегодня еще одна статья о студиях 1990-х. Сегодня расскажу о студии звукозаписи Радуга. Точно не знаю, но по-моему эта студия существовала даже раньше, чем Hot Sound. Студия тоже имела несколько киосков. По крайней мере, мне довелось приобретать в свое время кассеты и на Центральном рынке Томска и возле ЦУМа (Центрального универсального магазина). Первые кассеты были просто с бумажной полоской, на которых были написаны названия групп и исполнителей и год выхода альбома, причем от руки. Оригинальных бумажек не сохранилось, но я написал свои. Кстати, в принципе первая импортная фирменная кассета в 1993 году была куплена моим батей и сестрой мне в подарок именно в студии Радуга. Это была японская кассета TDK D90 с записями альбомов 1992 года группы Ace of Base и 1993 года Dr. Alban. Эта кассета до сих пор в моей фонотеке. Кстати, качество не изменилось на слух. Хотя ей уже пошел четвертый десяток. Это к тому, что порой некоторые комментаторы пишут, что лента уже старая, размагниченная и осыпается. Честно, ни разу еще не видел фирменную импортную кассету с размагниченной или осыпавшейся лентой. Как я всегда говорю, винтажная аудиотехника и кассеты с магнитной лентой еще нас всех переживут и ничего им не будет.
Ряд кассет я покупал и в студии Радуга. Уже в 1993 году они широко использовали отечественные кассеты ECP UF90 из под Красноярска. Кстати, и эти кассеты в полном порядке, хотя им тоже уже пошел четвертый десяток лет. Первое время кассеты производились с использованием оригинальной ленты фирмы BASF. На упаковке даже была надпись примерно BASF tape loaded. Что означает, что кассета “заправлена” лентой BASF. Позже на упаковке стали писать BASF Technology. Говорят, что в этот период уже стали сами делать по технологии BASF. Кстати, качество чуть стало похуже. Уже позже пошли ленты типа ECP EF60/90, GM 60/90. На них вообще не было упоминания про BASF. Есть отличия в качестве этих лент от тех, что комплектовались оригинальной лентой BASF и тех, на которых было написано BASF Technology. В прошлом году пробовал писать все три типа этих лент. Последние (без упоминания BASF) на слух записались хуже. Возможно, в последние годы завод уже самостоятельно модернизировал или разрабатывал технологию производства новой ленты. Надо будет изучить этот вопрос.
Примерно в 1993 году в студии Радуга появились кассеты с профессиональной полиграфией. Например, магнитоальбом группы Фристайл 1993 года Измученное сердце. Именно, магнитоальбом. Они отличались от позднее издаваемых компакт-дисков. Магнитоальбом был длительностью 90 минут. Причем творчество самой группы Фристайл занимало примерно по 30 минут на каждой стороне. Но остаток ленты занимала не случайная дописка, а приглашенные исполнители. Например, на втором магнитоальбоме группы Фристайл “Получите. Дубль 2” была приглашена группа Волшебные сны. А на рассматриваемом альбоме “Измученное сердце” представлено творчество Светланы Лазаревой. Причем это не просто дописка, а органично вплетенный в альбом материал с объявлениями и вставками.
На твердом картонном вкладыше написано, что кассета изготовлена из германских и корейских комплектующих. Производство записи на заводе Aprelevka Sound Inc. по лицензии РИА Марафон. Качество записи вполне достойное. Может и реально лицензию продавали. Так как ECP UF90 использовали немецкую ленту BASF.
В 1994 году также была замечена кассета с альбомом “Суженый мой” Ирины Аллегровой с качественной полиграфией. Производство фирмы Бекар. Кассета TDK D90 японского производства.
Поговаривали, что ближе к середине 1990-х стали уже обращать внимание на соблюдение авторских прав на фонограммы отечественных исполнителей и нужно было приобретать “лицензию”, которая подразумевала закупку легальной полиграфии в определенном количестве.
По крайней мере на сайте discogs.com есть упоминание об этом альбоме, изданном на кассете. Фото вкладыша идентичное. И указано два производителя, один из которых как раз Бекар.
Примерно в этом же году оформление кассет стало стандартным с цветным вкладышем.
А вот примерно с 1995 года от цветных вкладышей отказались и стали использовать просто распечатки, но на цветной бумаге.
И по прежнему основной кассетой оставались российские ECP UF90. И правильно, надо поддерживать отечественного производителя.
Но и японские TDK D90 до сих пор попадались среди ассортимента студии Радуга, в то время как в Hot Sound их уже не было.
Но 1996 год стал последним в использовании TDK D90 и студия переориентировалась на кассеты фирмы Maxell UR90, разных модификаций.
А вот ближе к 2000-му году уже опять стали появляться цветные вкладыши и бюджетные модификации кассет Sony EF90 1999 года модельного ряда. Но лично я уже практически перестал приобретать аудиокассеты, перейдя на компакт-диски.
Надо сказать, что студия Радуга тоже выпускала свои фирменные сборники, как с отечественной, так и с зарубежной музыкой.
Из российских сборников следует отметить серию выпусков Радуга.
Из зарубежных у меня есть сборники American Discothek.
Но наиболее известен был сборник под названием Aggressive Dance. Некий ответ на сборник Top Gun Hits от студии Hot Sound. К сожалению, у меня нет ни одной оригинальной кассеты с записями этого сборника. Только самописные копии где-то были.
На кассетах студии было прямо написано, что лента пишется с компакт-диска на импортной технике фирм Pioneer, AIWA, TEAC. Проверить не было возможности, но качество кассет у студии Радуга тоже было вполне хорошее по тем временам.
И у студии Радуга, как и у Hot Sound, тоже была своя дискотека.
А еще в годах 1993-1994 на томском радио Сибирь выходил хит-парад при поддержке студии Радуга. Два часа самой современной музыки. Когда у меня была магнитола Томь 206 стерео я даже писал периодически эти передачи на кассету с УКВ приемника, встроенного в Томь 206.
Кстати, одно время у Радио Сибирь была рубрика Альбом. Вечером транслировали полностью запись какого-либо альбома. Можно было прям записать на кассету целиком.
С кассетами от студии Радуга у меня тоже положительные ассоциации. Хорошая музыка, хорошее качество, регулярное поступление новинок.
До сих пор у меня в моей фонотеке есть аудиокассеты этой студии, приобретенные в разные периоды 1990-х годов.
В городе Томске по-настоящему хороших студий было две – Радуга и Hot Sound. Хотя, нет, была еще одна интересная студия. Но об этом в следующий раз.
А Вы храните студийные кассеты из 1990-х?
Каких марок и моделей кассеты?
На сегодня всё!
До встреч на волнах интернета!