Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня хотел бы сделать небольшой экскурс в историю звукозаписи. Хотел бы Вам рассказать о томской студии звукозаписи Hot Sound. В 1990-ые это была одна из лучших студий звукозаписи в Томске. Первый раз я столкнулся с этой студией в 1992 году. Тогда на Центральном рынке Томска был единственный металлический киоск от этой студии. Народу на рынке в те времена было просто не протолкнуться. Музыку на рынке продавали и в киосках и просто на улице. Именно, киоски, а не павильоны. В киоске размещалась звуковоспроизводящая и усилительная аппаратура, некоторое количество аудиокассет и собственно сам продавец. По бокам киоска на улице были закреплены акустические системы. Кассеты продавал, как правило, молодой паренек. Не на много старше меня. Тогда я учился еще в школе.
Первая кассета от студии Hot Sound – альбом 1992 года Hello, America от группы Blue System. Это была кассета Range с лентой фирмы BASF. Причем с цветным вкладышем, отпечатанном на струйном принтере, с трек-листом записи.
Но в серию такие вкладыши тогда не пошли. Некоторое время студия продавала аудиокассеты просто с полосками, отпечатанными на лазерном принтере. На этой полоске бумаги было написано название исполнителя на стороне A и B с указанием года выпуска альбома. В период с 1992 по 1994 годы основные носители информации – аудиокассеты ECP UF90 и TDK D90.
У меня в коллекции есть еще запечатки аудиокассет ECP и TDK D90 тех времен.
Где-то в 1994 году в качестве вкладыша стали использовать уже не просто полоску бумаги, а полноценный вкладыш с трек-листом, отпечатанный все также на лазерном принтере.
Надо сказать, что в этот период студия Hot Sound обеспечивала лучшее качество записи на магнитную ленту. Писали в основном с компакт-дисков. Постепенно студия росла и на Центральном рынке уже было три точки по продаже аудиокассет. Для звуковоспроизведения использовалась советская аппаратура, по крайней мере, усилитель и акустика. В киоске, где я постоянно покупал кассеты, использовалась акустика Радиотехника S150. Кстати, играла она не лучше Радиотехники S90, которую часто использовали продавцы калибром поменьше (стояли просто на улице в рядах или в палатке).
Отдельно следует сказать о том, как покупали аудиокассеты в тот период. В киоск нередко была очередь из покупателей. Покупатели стояли прямо на улице и переговаривались в маленькое окошечко с продавцом. По просьбе покупателя продавец включал требуемую аудиокассету на воспроизведение. Чередуя воспроизведение, перемотку прослушивались несколько фрагментов записи с аудиокассеты. По ним покупатель принимал решение о покупке той или иной кассеты. Надо сказать, что в те годы было достаточно послушать буквально два-три фрагмента. Если музыка тебе нравилась, то можно было смело покупать такую кассету, даже альбом. Поскольку в те времена исполнители и музыкальные коллективы писали, как правило, полностью хитовые альбомы. Это начиная где-то с 2000-х годов музыканты стали филонить – на альбоме, как правило, был один единственный хит, а всё остальное могло и не доставлять удовольствия от прослушивания.
Где-то в 1995 году появились новые модели аудиокассет TDK в слим-подкассетнике. И такие кассеты стали основным носителем в студии Hot Sound. Если честно, то качество этой пленки было уже похуже, чем модель начала 1990-х.
Студия росла и киоски Hot Sound появились уже и в некоторых других районах города.
Где-то в этот период в Культурном Центре Томского государственного университета стали проводить студенческую дискотеку. Мероприятия эти проходили при поддержке студии Hot Sound. Информация об этом даже была на вкладышах к аудиокассетам студии. Уже в это время студия продавала кассеты и оптом, в том числе, в другие регионы.
Году в 1996-м основным носителем в студии Hot Sound стали аудиокассеты Fuji DR 90. Лично мне качество этих кассет нравится меньше, чем легендарные TDK D90, особенно начала 1990-х. в ходу были всё те же распечатки с трек-листом на лазерном принтере.
Какое-то количество музыки записывалось на аудиокассеты BASF Ferro Extra I 90.
Позднее стали появляться уже Maxell UR90 и SKC LX 90. Их качество уже было заметно хуже по сравнению с TDK D90. Вкладыши вновь стали появляться цветные, распечатанные на струйном принтере.
Отдельно стоит сказать о сборниках студии. Это были целые линейки – собственные компиляции под своим брендом.
Наиболее востребованные сборники серии Top Gun Hits, которые включали самые свежие и забойные хиты 1990-х. В основном, это музыка в стиле техно-рэп, позднее его назовут евродэнс. Но подчеркну, что истинное название этого стиля техно-рэп. Под таким названием эта музыка фигурировала даже в зарубежном сегменте интернета. Напомню, что у меня доступ в интернет с 1996 года и я изучал в том числе, западные ресурсы того времени. Никакого евродэнса и в помине не было тогда.
Кроме того, интересные вещи были на сборниках DJ Железный генерал. Один из удачных сборников этой серии с музыкой в стиле транс. Это совсем другая музыка, не похожая на транс 00-х или современный.
Еще были сборники DJ Magazine, но они были менее популярные, чем Top Gun Hits.
Из русскоязычной музыки в тот период были популярны сборники с музыкой в стиле шансон.
Конечно, сборники с популярной музыкой российского производства тоже студия Hot Sound выпускала. Например, серии сборников Бутер и Неслабый.
Кроме того, где-то с 1994 года студия не только тиражировала музыку, но и стала записывать свои музыкальные проекты.
Первый музыкальный проект от студии Hot Sound, на мой взгляд, это запись сингла Radio Suscers от томского музыканта или коллектива под псевдонимом Uran Pro & Mad Max в стиле техно-рэп опять же. Этот трек появился на сборнике Top Gun Hits VII (1994 год).
Не знаю точно, но продавцы из киоска студии Hot Sound говорили, что свои сборники они компилировали с помощью минидисковой деки. А потом запускали сборник в тираж.
Также интересно отметить, что уже с начала 1990-х годов у меня был советский кассетный магнитофон Орель 101с1. Я писал на него с проигрывателя компакт-дисков Pioneer PD-M603. Так вот, во многих случаях моя запись звучала лучше, чем запись от студии Hot Sound. Точно мне никто не говорил на чем они писали. Вроде на импортных деках, но на каких не знаю.
Собственная студия звукозаписи у Hot Sound тоже развивалась и в 1996 и 1997 году были реализованы собственные музыкальные проекты.
В первую очередь, речь идет о магнитоальбоме шоу-театра Калейдоскоп из Барнаула. Это пародийные музыкальные альбомы с участием КВНщиков из Томска. В 1990-ые команда из Томска Дети лейтенанта Шмидта попала в высшую лигу КВН.
Было записано два студийных альбома шоу-театра Калейдоскоп. Сейчас это уже исторические раритеты. А многие, наверное, и не знают об этих сибирских музыкальных проектах.
В 1996 году в Томске студия Hot Sound в Культурном Центре Томского государственного университета записала фонограмму с музыкальной постановкой Шоу-театра Калейдоскоп под названием “Привет из Монте-Карловки”.
В 1997 году в Барнауле на студии “Акцент-Рекордз” был записан второй магнитоальбом с музыкальной постановкой от Шоу-театра Калейдоскоп под названием “Монте-Карловские Хи-хи-ты”. Тиражированием и дистрибуцией альбома занималась студия Hot Sound.
В этом же 1997 году был реализован еще один студийный музыкальный проект от Hot Sound. Был записан магнитоальбом томского шансонье Валерия Петеримова.
К концу 1990-х в киосках студии уже продавались лицензионные безымянные кассеты с цветными вкладышами, но качество их уже было никакое по сравнению с расцветом студийной записи в первой половине 1990-х.
Далее компакт-диски окончательно вытеснили аудиокассеты, а позже с развитием интернета и цифровых форматов семейства MP3 и компакт-диски в стандарте Audio-CD ушли со сцены. Кругом продавались так называемые MP3-диски, но это уже другая история. Мы о ней обязательно тоже поговорим.
Вот такая история о томской студии звукозаписи Hot Sound. Вся представленная в статье музыка на кассетах студии Hot Sound из моей личной коллекции. Hot Sound – это одна из лучших студий звукозаписи не только в Томске, но и в масштабах всей Сибири.
А Вам знакомы кассеты от этой студии?
На сегодня всё!
До встреч на волнах интернета!