Найти тему

Как в 1990-ые новая музыка попадала в студии звукозаписи в регионах

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня еще одна история о студиях звукозаписи из 1990-х годов. Точнее о том, как же самая свежая музыка оказывалась в провинциальных студиях звукозаписи. Хотя не люблю слова “провинция”, “провинциальный”. Более корректно сказать – как самая свежая музыка попадала в регионы. Речь пойдет о первой половине 1990-х. Позже уже было не так.

Как я уже писал в статье про томскую студию Hot Sound, в первой половине 1990-х на Центральном Рынке города были и киоски студий и просто палатки отдельно взятых продавцов, которые были в одном лице и продавцы, и технические специалисты по записи, и занимались поиском свежего материала (музыки, естественно). В самом простом случае, мелкокалиберные продавцы дожидались появления новинок у крупных студий города и просто переписывали на свои кассеты. Понятно, что качество было далеко не самое лучшее. В самом лучшем случае писали на кассеты из под Красноярска марки ECP. Либо были кассеты и попроще, например, новый Славич 90-минутный. Но до года примерно 1994 не редкость были записи на обычных кассетках МК-60, например марки Тасма.

Аудиокассета МК-60 (тип МЭК 2, производства Тасма) с записью сборника Союз-10 (до сих пор в строю, не сыпется, не мажет, не скрипит)
Аудиокассета МК-60 (тип МЭК 2, производства Тасма) с записью сборника Союз-10 (до сих пор в строю, не сыпется, не мажет, не скрипит)
Аудиокассета МК-60 (тип МЭК 1, производства Тасма) с записью альбомов Лика МС и Лада Дэнс 1993 года (до сих пор в строю, не сыпется, не мажет, не скрипит)
Аудиокассета МК-60 (тип МЭК 1, производства Тасма) с записью альбомов Лика МС и Лада Дэнс 1993 года (до сих пор в строю, не сыпется, не мажет, не скрипит)

Ссылка на статью про студию Hot Sound ниже.

Историю мне эту в 1990-ые годы поведал один из владельцев киоска по продаже аудиокассет. Это была зима 1994-1995 года. Как я познакомился с этим человеком чуть позже. А сейчас сама история. Человек этот занимался звукозаписью еще с 1980-х годов. Уже в те годы релизы новых альбомов выходили на виниле, или компакт-дисках или компакт-кассетах (а некоторые на нескольких носителях). Собственно, винил и компакт-диски были наиболее предпочтительными первоисточниками для записи катушек или кассет с магнитной лентой. Особый интерес, как всегда, представляла зарубежная музыка. Как попадала эта музыка в СССР и раннюю Россию я подробностей не знаю. Но человек из киоска поведал ту часть истории, как новинки добирались до регионов, в данном случае, до Томска. Надо понимать, что первоисточник (импортный винил или компакт-диск) не мог быть в каждой региональной студии звукозаписи. Поэтому были те, кто привозил каким-либо способом новинку, главным образом, в Москву. Были те, кто делал некоторое количество копий с первоисточника на катушку с магнитной лентой и потом такие катушки попадали уже по определенным каналам в некоторые региональные студии звукозаписи или отдельным “писателям” магнитной ленты. Понятно, что никаких подробностей мне никто не сказал. Как говорится, явки и пароли никто не раскрыл. Со слов того человека, иногда в комплекте шла “полиграфия” (громко сказано), а именно, распечатки трек-листов записанных альбомов.

Некоторое время назад я купил десяток катушек с магнитной лентой в интернете. Человек где-то оптом скупил катушки былой студии звукозаписи из 1990-х (как я понял, несколько сотен) и продавал их в розницу. Мне еще сразу показалось интересным, что все катушки уникальные, без дублей, в единичном экземпляре. Недавно я уже рассказывал о паре катушек из этой покупки.

Студийные катушки с магнитной лентой с записями альбомов Pet Shop Boys 1993 года на одной и альбомов 1990 года Mr. Lee и Snap на другой
Студийные катушки с магнитной лентой с записями альбомов Pet Shop Boys 1993 года на одной и альбомов 1990 года Mr. Lee и Snap на другой

Ссылки на эти статьи ниже.

Катушки в отличном сохране, не сыпятся, не мажут, не скрипят. Мне во второй катушке попалось несколько одинаковых распечаток трек-листов. Я подумал первым делом, что случайно положили несколько штук.

Распечатки трек-листов к одной из катушек с магнитной лентой (несколько экземпляров)
Распечатки трек-листов к одной из катушек с магнитной лентой (несколько экземпляров)

Сегодня я отслушал еще одну катушку из той покупки. Тоже Славич, тоже в прекрасном состоянии лента и тоже запись альбомов 1990-го года, как и предыдущая Mr. Lee/Snap. Речь о катушке с записью альбомов 1990 года группы The Beloved и исполнительницы по имени Wilson Phillips.

И тоже, о сюрприз, внутри пакета катушки оказался вложен еще один маленький пакетик с распечаткам трек-листов. Причем, их не просто несколько штук, их несколько десятков.

Катушка с магнитной лентой Славич 550 метров с записями альбомов 1990 года The Beloved и Wilson Phillips
Катушка с магнитной лентой Славич 550 метров с записями альбомов 1990 года The Beloved и Wilson Phillips
Внутри коробки с катушкой был вложен пакетик с несколькими десятками распечаток трек-листов
Внутри коробки с катушкой был вложен пакетик с несколькими десятками распечаток трек-листов

Причем на распечатках есть информация о первоисточнике. В обоих случаях это компакт-диски. Согласно информации с сайта discogs.com, альбом группы The Beloved записан с компакт-диска, выпущенного компанией WEA, релиз в Европе, идентификатор релиза 2292-46253-2.

Обложка компакт-диска с альбомом 1990 года группы The Beloved (Изображение с сайта discogs.com)
Обложка компакт-диска с альбомом 1990 года группы The Beloved (Изображение с сайта discogs.com)

По информации с сайта discogs.com, альбом 1990-го года исполнительницы Wilson Phillips записан тоже с компакт-диска, выпущенного компанией EMI Swindon в Европе, идентификатор релиза CDP 79 3745 2.

Обложка компакт-диска с записью альбома 1990 года от Wilson Phillips (Изображение с сайта discogs.com)
Обложка компакт-диска с записью альбома 1990 года от Wilson Phillips (Изображение с сайта discogs.com)

На обложке компакт-диска 3 человека. Может быть это и не имя исполнительницы, а название целого коллектива (трио). Я никогда не слушал этот альбом. Музыка абсолютно не в моем вкусе.

Вот такой интересный экземпляр попался в последней покупке. К сожалению, к конечному продавцу эти катушки попали через несколько рук и он понятия не имеет о их происхождении, кроме того, что это партия из студии звукозаписи 1990-х.

Но в контексте той истории, что мне рассказал в 1994 году человек из киоска по продаже аудиокассет, этот экземпляр может быть косвенным подтверждением его слов. Уникальные катушки в единичном экземпляре, отличное качество записи, хороший сохран и несколько десятков распечаток трек-листов в комплекте. Сильно смахивает на те самые катушки, что отправлялись в региональные студии звукозаписи вместе с “полиграфией”.

Насколько я понял и в 1994 году он тиражировал аудиокассеты с катушечного магнитофона. Возможно, и в этот период он пользовался проверенным способом доставки свежей музыки в регион, что и в 1980-х.

Но на смену этому способу шел уже другой. К этому моменту уже вовсю орудовали пираты, которые копировали фирменные компакт-диски, причем большими тиражами. Порой пиратские компакт-диски распространялись быстрее, чем официальные релизы, так как стоимость пиратки была заметно ниже. И с этих дисков вовсю писали аудиокассеты в тот период.

Как-то так получилось, что я той самой зимой 1994-1995 года был в Новосибирске и на Гусинобродском рынке купил несколько компакт-дисков. Среди них был компакт-диск группы Cappella 1994 года с ремиксами и сборник зарубежной музыки DJ Hits – 25. В Томске в тот период не было этих записей.

На сайте discogs.com есть информация об этих релизах.

Альбом The Remixes 1994 года группы Cappella, выпущен компанией ZYX в Германии. На сайте discogs.com есть информация еще о нескольких релизах этого альбома в разных странах, в том числе неофициального релиза в России.

Обложка компакт-диска с записью альбома 1994 года The Remixes от группы Cappella (Изображение с сайта discogs.com)
Обложка компакт-диска с записью альбома 1994 года The Remixes от группы Cappella (Изображение с сайта discogs.com)

Но в базе нет такого релиза, что я привез из Новосибирска. У моего диска обложка была с желтым фоном и на лицевой стороне вкладыша было написано название Cappella Gigamixes, а не только как на других релизах The Remixes. Название такое из-за того, что на компакт-диске было несколько ремиксов большой длительности, вплоть до 12 минут на один трек.

Сборник D.J. Hits – 25 тоже есть в базе discogs.com. Причем указано, что это неофициальный релиз 1995 года. Я этот сборник купил зимой 1994-1995 года в Новосибирске. И по-моему это было до Нового года, хотя могу и ошибаться, но не суть дело. Оформление полиграфии и самого компакт-диска было также другое у того экземпляра, что я приобрел в Новосибирске. Я сейчас не помню все треки с этого сборника. Проверил по тому же discogs.com те синглы, что врезались в память. Они 1994 года выпуска. Например, Slam – Back to Music, Major T – I can only give you my heart, X-pression – There is our night, Magic Affair – Fire.

На фото обложка сборника из базы discogs.com

Обложка компакт-диска со сборником DJ Hits - 25 (Изображение с сайта discogs.com)
Обложка компакт-диска со сборником DJ Hits - 25 (Изображение с сайта discogs.com)

В общем, эти диски я привез в Томск из Новосибирска. В очередной поход на Центральный Рынок посмотреть новинки кассет в студиях, рассказал о привезенных дисках человеку из киоска по продаже аудиокассет. Подчеркну, что в Томске не было этих дисков, да и кассет тоже не было.

Человек из киоска предложил мне за эти два пиратских диска цену, сопоставимую с ценой нескольких фирменных зарубежных компакт-дисков. Набивать цену я не стал, просто сказал, что сначала себе на кассеты их перепишу и отдам. Моей задачей в тот период уже была подготовка к выпуску из школы и к поступлению в университет, а не организация “траффика” контрафактной музыки в Томск. И мне просто повезло купить новинки в Новосибирске. У меня и мысли изначально не было их продать. В общем, кассета с записью альбома ремиксов группы Cappella до сих пор у меня в коллекции. Записал на аудиокассету BASF Chrome Super II 90.

Аудиокассета BASF Chrome Super II 90 с записью альбома 1994 года The Remixes группы Cappella (записана на магнитофоне Орель 101с1 с того самого компакт-диска из Новосибирска)
Аудиокассета BASF Chrome Super II 90 с записью альбома 1994 года The Remixes группы Cappella (записана на магнитофоне Орель 101с1 с того самого компакт-диска из Новосибирска)

Через некоторое время в одной из студий Томска появился альбом 1994 года группы Future Beat под названием Destiny. Допиской к нему шли несколько треков со сборника DJ Hits – 25.

Аудиокассета ECP UF90 от студии "Радуга" с записью альбома 1994 года Destiny проекта Future Beat с допиской сборника DJ Hits - 25
Аудиокассета ECP UF90 от студии "Радуга" с записью альбома 1994 года Destiny проекта Future Beat с допиской сборника DJ Hits - 25

В одной из следующих статей я расскажу еще о сибирских студиях звукозаписи. Следите за выходом свежих статей на канале в разделе Подписки.

В общем, в этот период уже на смену катушкам с записями новой музыки пришли компакт-диски, которые похоже пираты мгновенно тиражировали вслед за официальным релизом, и также быстро его распространяли в массы. И этим пользовались производители аудиокассет в регионах.

Вот такая история про появление музыкальных новинок в регионах. Понятно, что наверняка были и другие способы раздобыть свежие записи, но я о них ничего не знаю. Что было в период появления лицензионных кассет вообще понятия не имею, так как к покупке кассет я в этот период утратил уже большой интерес из-за низкого качества последних. Перешел главным образом на компакт-диски.

А Вам доводилось покупать новинки раньше, чем они появлялись в Вашем родном городе?

На этом всё!

До встреч на волнах интернета!