Найти тему

В семье два особенных ребенка, и младший заступается за старшего

Оглавление

Когда я однажды останавливалась подробно на теме вторых детей в семьях, где первый ребенок, увы, по стечению обстоятельств или еще по какой причине являлся маленьким человеком с ограниченными возможностями здоровья, помню, очень серьезная тогда беседа с читателями завязалась.

Мы размышляли над тем, каково это вообще, быть младшим здоровым братом или сестрой того, кому родители отдают большую часть внимания. А при этом на младшего могут возложить серьезную ответственность, принудить к едва посильным обязанностям, манипулируя родственными чувствами, и прочее, и прочее.

И я еще приводила в пример два противоположных случая со своей работы (социальное спецучреждение для детей с особенностями развития), когда младший здоровый ребенок помогал "вытаскивать" нездорового старшего и наоборот, когда тяжелый старший ребенок, тянул вниз потенциально здорового младшего.

Да, случаи бывают разные. Тут уж даже от родителей далеко не всё зависит.

Как говорили многие мои читатели: даже имея у себя на руках (и в сердце, между прочим) тяжелого ребенка, сильно отличающегося от сверстников внешностью или поведением, люди всё равно хотят почувствовать себя родителями, настоящими и полноценными, хотят растить ребенка так, как это делали их мамы и папы, как делают это друзья и соседи… в общем, обычного семейного счастья хотят. И, уже подходя к вопросу очень серьезно, тщательно планируя, строго соблюдая все рекомендации специалистов, мама и папа решаются на второго.

И опять получилось совсем не так, как мечталось

И вот уже в семье целых два ребенка с особенностями. И на родителей уже не спишешь, ибо они тщательно за всем следили, берегли как могли второго ребенка еще с тех времен, когда он находился внутри мамы… И сами родители - люди приличные, ведут здоровый образ жизни, не злоупотребляют чем-то плохим, занимаются спортом и производят приятное впечатление.

Даня и Рома

Вот как раз из такой семьи и были два брата, которые попали к нам в стационар на трехнедельный курс.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Старший брат

Даня, 9 лет, тяжелые ментальные нарушения (по наблюдениям педагогов - РАС, по документам - не скажу). Очень сложный мальчик: обращенную речь - не понимает, к контакту - практически недоступен, проявляет агрессию не только к окружающим, но и аутоагрессию.

Может брать любой предмет из поля зрения и сильно-сильно стучать им по столу, по стене, а также по своей голове или по тем людям, кто случайно оказался рядом. Колотит, а сам "вокализирует" на весь этаж, пока сам не успокоится. Да, надо только ждать, пока Даня успокоится сам, ибо мама его сказала:

- Нет в мире такой вещи, которая могла бы отвлечь моего старшенького. Будем искать вместе со специалистами.

Вот, хорошо мама сказала! У нее нет завышенных ожиданий, она прекрасно понимает, что специалисты будут помогать ей лишь искать способы работы с Даней, вместе с ней пробовать и анализировать. Она ничуть не требует вылепить из Дани за 3 недели курса обычного ученика обычной школы, а уж тем более - великого гения, который достоин экстерном закончить школу через пару лет с безупречным аттестатом и медалью. Ну и, по ходу еще, научить играть на виолончели и проектировать здания.

А Дане... что сидение в палате, что просмотр мультиков в холле, что массаж, что занятие той же лепкой, что поедание столовского обеда - всё одно! И будет счастье, если в какой-то день он что-нибудь не разобьет, не порвет и не сломает. Это не мы выдумали, мама сама так говорила.

Младший брат

Рома, 6 лет, двигательные (рука), психоэмоциональные и зрительные нарушения, а еще сильное заикание. Но речь - есть! И осознанная, хоть и слышно, с каким усилием она ему дается.

Рома - контактный, исполнительный, добрый-добрый, даже слишком. Ко всем на ручки пытается залезть, с каждым заговорить, каждого обнять. И если собственная мама отгоняет его и говорит, что он уже большой мальчик и стыдно вот так приставать, то чужие мамы с удовольствием и обнимаются с ним, и играют, а то и угощают чем-нибудь сладеньким. И тогда Рома счастлив, и больше ему ничего не надо.

Ну и педагоги, разумеется, с распростертыми объятьями встречают на своих занятиях такого "пусечку", который еще и к тому же, не только старается выполнять задания, но и в меру своих возможностей, рассказывать нам о чём-нибудь.

Хотя, чаще всего Рома рассказывает о том, что в очередной раз натворил его старший брат (больно-больно укусил маму за локоть, оторвал у папиной сумки подвеску-скелетика, порвал книжку про ворону, откусил наушники от провода, бросил в унитаз папину косынку, тоже со скелетиками).

Да, конечно, неприятные вещи рассказывал, но так нежно, обиженно и наивно, будто бы делился с друзьями своими бедами. А еще казалось, что его, такого мелкого, действительно беспокоят действия Дани, и он делится совсем не от обиды за то, что порванная книжка про ворону была его, Ромкина.

Что интересно…

Несмотря на то, что Даня ведет себя агрессивно и мало кого к себе подпускает, всегда огрызаясь и отбрыкиваясь, Рома - не боится к нему подходить и даже гладить по голове.

И, как ни странно, Даня его не пинает и вообще не трогает. Конечно, кто-то может сказать, что Даня - просто привык и может попросту не замечать присутствия брата и каких-то ощущений, которые от него получает. Но ведь это уже неплохо.

И, если на то пошло, у мамы и педагогов есть маленькая зацепочка в попытках найти подход к Дане через брата.

Насчет "подхода" это только маме решать. Но то, что младший брат однажды, прямо при большой группе народа (детях, родителях и педагогах), "отдулся" за старшего - ух, это было и мощно, и трогательно одновременно!

А дело было так...

Устроил Даня очередной "тарарам" на музыкальном занятии. Не хотел сидеть на стульчике и играть на шумовых инструментах. С криками схватил свой стульчик - да и долбанул им по коробке с инструментами. Потом по стене (той "картонке", которая разделяет музыкальный кабинет с нашим "творческим кабинетом"). Короче, и коробка - скособочилась, и стульчик немного пострадал (отдали плотнику на "реабилитацию"). Ну хоть инструментам ничего не сделалось, коробка приняла удар на себя.

Но остальные ребята...

Дети из этой подгруппы жутко перепугались.

Один - вскочил и за дверь кинулся, в коридор к маме, другой - под учительский стол полез, одна девочка - за учительницу музыки спряталась и вцепилась мертвой хваткой в ее юбку, а еще один мальчик - отчаянно разревелся, громче, чем сам Данька вокализировал (мы, как добропорядочные соседи, собственно на этот визг и сбежались, думая, что произошло что-то плохое).

Застали картину, как учительница обнимает девочку, а другой ребенок под столом сидит на четвереньках. И мама выбежавшего мальчика заглядывает, сообщая, что она его забрала. И Рома, который сидит на таком же стульчике, закрыв руками лицо.

Это – нормально

Такое у нас бывает. Это - не жуть, а обычные будни. Для нас. Но не для детей, которые впервые оказались рядом с Даней. И не для их родителей, которые отдали своё дитё в кабинет, чтобы они позанимались музыкой, а не перепугались до чертиков.

После тихого часа

Сидим всем отделом в музыкальном кабинете, "продумываем концепцию" (как говорит наше начальство) очередного мероприятия "Душевные песни для дружной семьи" (тоже в рамках года Семьи).

Стук в дверь.

Потом дверь открылась. Далее, прошуршали такие звуки, как будто человека втолкнули в проём (или мне так показалось) и в кабинет робко вошел Рома.

Потом подошел к учительнице музыки и потянул руки, пытаясь обнять. Заикаясь, волнуясь, проглатывая звуки он выговорил что-то наподобие:

- Тётття учитель, вы, вы, вы… Пж-пожа-ста, вы, прас-с-стите моего брата (вы, пожалуйста, простите моего брата). Он пр-правда, не хотел. Он х-хар-хароший (он правда не хотел, он хороший). Пр-пра-простите нас.

Вот видно, что пацанчик не играет на зрителя! А выглядит очень и очень искренним.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Конечно, музрук не смогла удержаться, тоже обняла Рому и сказала, что всё хорошо, и все мы знаем, что Даня ни в чем не виноват, а он - пусть не переживает.

Ну а мы с моей "кружковой" коллегой - даже за руки схватились, чтобы сдержать накатывающийся ком.

А еще, оказалось, что ДО этого, в столовой, Рома так же подошел ко всем ребятам, которые присутствовали на том злополучном занятии и перед каждым попросил прощения. Там воспитатели реагировали точно так же как мы.

Но никто не знает...

Или попросту никто не говорит, зачем и почему Рома это сделал. То ли по собственной инициативе, то ли с чьей-то подачи, то ли по чьей-то вежливой просьбе.

Мама Ромы и Дани - ничего об этом не хочет слышать и отмалчивается. Но этого я точно не знаю, просто другие мамы так говорили.

Не знаю, кому как, но мне вообще во всей этой ситуации жальче всего Рому. И вовсе не потому, что он мне симпатичен как милый и "удобный" ученик, а по другой причине. Да и хочется, чтобы он вырос хорошим человеком, а его доброта не "выпарилась" под влиянием событий, которыми он пока не в силах управлять.

Вам же, дорогие читатели, пожелаю снова доброты и взаимопонимания в семье и на работе.

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам.