Найти в Дзене
Путник АлекСей

Варяги и русь - кто это такие?

Оглавление

Давайте с Вами вместе разберемся, кто же такие варяги!

Варя́ги (др.-рус. и церк.-слав. варѧгъ, варѧги, варѧгы, др.-сканд. *váringr, væringr, др.-исл. væringjar, ср.-греч. βάραγγοι, араб. ورنك warank, ср.-лат. varangi) — собирательное обозначение народов проживающих у берегов Балтийского моря в Киевской Руси, скандинавские наёмные воины аранги) в Византии (конец X — начало XIII века).

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов.

Первое упоминание о варягах встречается как раз в 11 веке, в сочинении хорезмийского писателя Аль-Бируни «Обучение началам астрономической науки», написанном в 1024-м г.: «От [океана] отделяется большой залив на севере у саклабов [славян] и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу».

В восточнославянской огласовке «вагров» стали называть «варягами».

Русские ладьи.
Русские ладьи.

Если разобрать слово Варяг по морфемному составу:

Состав слова «варяг»: корень [варяг] + нулевое окончание []

Основа(ы) слова: варяг

Способ образования слова: - не известен.

Дополнительные варианты разбора

вар яг

  • где "вар" корень, а "яг" суффикс.
  • Однокоренное слово - Варить. Состав слова: вар — корень, и, ть — суффиксы, нет окончания, вари — основа слова.

Может "варяг" произошло от слова варить? Возможно на Варяжском море в основном варили соль и ей торговали. Соль в древние времена, тем полее на территории древней Руси ценилась дорого, потому как заготовки на зиму все солились и без солений на территории древней Руси зимой было не выжить. А ближайший источник соли - это Варяжское море.

Одно из значений слова "Вар" - это вода, бурлящий поток.

Но давайте обратимся к первоисточнику, где впервые было написано слово "варяги" - к "Повести временных лет".

«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

-2

Итак, сам текст Повести временных лет:

«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы (по другой версии готландцы) — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик."

Текст "Повести Временных лет" : https://ilibrary.ru/text/4339/p.1/index.html

Время правления и изображение Рюрика
Время правления и изображение Рюрика

Итак, сначала уже говориться, что "в 6370 году изгоняют варягов за море и не дали им дани... и начали сами собой владеть...". Получается у славян уже были столкновения с варягами и племена славян уже платили дань.

Разберем сам текст летописи: В связи с постоянными междоусобицами решили найти себе достойного князя и пошли за море "к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти."

Получается, что призвали варягов, которые не шведы, не норманны и не англы, а также не готы (готландцы), но кто тогда?

Этих Варягов называли "русью". Значит сам Нестор исключил варягов шведов, норманнов, англов и готов (готландцев) из скандинавских народов, обозначив, что варягов которых они признали называли русью.

Варяг - это не народность и не племя, и не группа племен, а скорее промысел, образ жизни на море Варяжском. А само "племя" или группа людей называлась, которых призвали славяне - "русь", как чудь, словене, кривичи и весь. Ведь если досконально понимать Нестора есть варяги-шведы, варяги-норманны, варяги-англы, варяги-русы.

Из текста мы видим, что до этого были варяги, которых прогнали, а призвали других, каких прогнали - тоже Нестор не указывает.

Теперь еще одно основополагающее утверждение. Раньше Балтийское море называлось - Варяжское море, следовательно варяги - те, кто занимался промыслом или разбоем на Варяжском море.

Из той же википедии: Балти́йское мо́ре (Варяжское море; польск. Morze Bałtyckie, нем. Ostsee, н.-нем. Oostsee, швед. Östersjön, дат. Østersøen, фин. Itämeri, эст. Läänemeri, латыш. Baltijas jūra, лит. Baltijos jūra) — внутриматериковое море Евразии, расположенное в Северной Европе (частично омывает также берега Западной и Восточной Европы). Относится к бассейну Атлантического океана.

Как видите из немецких, шведских , датских, балтийских, финских названий Балтийского моря ни одно не сочетается со словом варяг.

Впервые название Балтийское море (лат. mare Balticum) встречается у Адама Бременского в его трактате «Деяния архиепископов Гамбургской церкви». Деяния архиепископов Гамбургской церкви (лат. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum) — средневековая хроника, написанная каноником Адамом Бременским между 1075 и 1080 годом. В ней описан период с 789 года до 1072 года, когда умер архиепископ Адальберт Гамбург-Бременский.

Это сочинение является одним из главных источников по ранней скандинавской и северогерманской истории и географии. Оно включает в себя описание взаимоотношений саксов, вендов и данов. Четвёртая книга описывает географию Скандинавии, Балтийского региона, Исландии, Гренландии и Винланда.

Опять же в этой хронике у Адама Бременского написанного в 11 веке описаны взаимоотношения "саксов, вендов и данов".

Изображение вендов.
Изображение вендов.

Венды — средневековое германское собирательное название всех соседних немцам славян. С точки зрения архиепископов Гамбургской церкви к настоящему времени название закрепилось за всеми полабскими славянами, а в более узком значении — за лужицкими сербами и кашубами.

Исторически полабские славяне образовывали три племенных союза:

  • лужичане (сорбы) на юге,
  • лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях,
  • бодричи (ободриты, ререги) на северо-западе.

Саксы.
Саксы.

Даны — древнегерманское племя, населявшее территорию нынешних Швеции, Норвегии и Дании. Первое упоминание о данах восходит к VI веку н. э. в рукописях историка Иордана. Вот даны это и есть все народы скандинавии, о которых уже известно, но никто их не называл варягами.

В былинах Балтика называется Волынским (от названия города Волин) морем или Вирянским/Виряйским (от Виронии, прежнее название Эстонии) морем - а вот здесь более близкое к современному Варяжское (может причина в говоре, кто исполнял былины). В большинстве новгородских источников Балтику называют просто «морем» (сам Великий Новгород основан в 859 году, то есть за 3 года до событий описанных Нестором). Однако летописи могли относить существование города к этому времени ретроспективно, поскольку надёжно датированные археологические слои Новгорода относятся ко времени не ранее 930-х годов. По мнению археологов, Новгород появился примерно на рубеже IX—X веков у истока Волхова из Ильменя.

-6

В смоленских грамотах — Балтийское море называлось просто «морем» или «Восточным морем», в московских документах — «морем» и «Солёным морем» (там же добывалась соль или же велась основная доставка соли из мест, где ее добывали). Название Варяжское море впервые фиксируется в трёх литературных текстах, восходящих к владимирскому своду 1283/1284 г. великого князя Дмитрия Александровича Переяславского: в составе второй (расширенной) редакции проложной статьи Слова о благословение Руси апостолом Андреем (первая половина XIV века), в составе вводной части Повести временных лет в Лаврентьевской летописи (1377 год), в тексте Жития Александра Невского в списке Псковской второй летописи (ок. 1486 года). В письменной и устной новгородской традиции название Варяжское море отсутствует. В Книге Большому чертежу Финский залив назван Котлино озеро. Ботнический залив в ряде новгородских источников назывался Каяно море, на новгородской карте середины XVII века Ботника подписана как Подсеверная губа морская, в одном документе XVII века (в росписи из Соловецкого монастыря) она упомянута как Свитцкое (Шведское) море. В правительственных документах Петра I название Балтийское море встречается с 1701 года. В челобитной новгородского купца Ивана Кошкина царю Петру I Балтика называется «Голынское море». На русских картах XVIII века употреблялась форма Балтическое море.

Однако, вернемся к той же летописи Нестора и там он сам называет море Варяжским. Текст:

"В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым."

Иафетову часть летописец Нестор относит к библейским основам, ведь сам летописец был монахом православной церкви. Так он описывает в "Летописи Временных лет" Иафетову часть: "По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская… От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели."

Если разобраться, то это и есть отдельные малочисленные племена, которые называли себя по разному: муром - потом образовался город Муром, пермь - опять же потом появился город Пермь, печера - появился город Печеры и т.д. Однако сам Нестор "русь" выделяет отдельно, от остальных славянских племен. Хотя сейчас жители этих городов исконно русские.

А варягов Нестор называет всех жителей которые примыкают к Варяжскому морю - "сидят по тому же морю к западу - до земли Английской и Волошской." И тут же: ляхов, пруссов и чудь Нестор не относит к варягам, хоть они и сидят близ моря Варяжского, но тут Нестор указывают где сидят варяги:

- отсюда к востоку — до пределов Симовых, получается от земель ляхов, пруссов и чуди к востоку по побережью моря.То есть к востоку по побережью моря сидели тоже варяги. И явно не скандинавские, а другие варяги русь. У восточных славян словом "русь" называли любую реку, даже есть однокоренное слово "русло". Таким образом племя "русь" могло быть на берегах моря, к которому также относилось и Ладожское озеро и жить на берегу русла реки "русь", где потом, в Ладоге и основался князь Рюрик. "До пределов Симовых" обозначает до Волжской Булгарии, как было установлено норманистом М.П.Погодиным еще в первой половине 19 века.

- сидят по тому же морю и к западу — от земель ляхов, пруссов и чуди до земли Английской и Волошской. (тут ясно, что к западу варяги скандинавские)

Термин «варяги» присутствует лишь в начале некоторых русских летописей, после чего речь идет только про русов. В записях относящихся к концу десятого века варяги снова появляются, но потом летописцы явно отделяет их от русов. А византийские источники, где варяги тоже фигурируют, с руссами их так же не смешивают. В дополнение ко всему в скандинавских сагах варяги тоже упоминаются, но не отождествляются со скандинавами.

Теперь по промыслам на Варяжском море:

  • торговля между городами, так как водный путь самый легкий и быстрый, по сравнению с торговлей на обозах по лесным чащам, густым лесам, где дороги сами понимаете плохие. Чем торговали: меха, рыба, соль, предметами быта, оружием и доспехами, мясо, соленья.
  • рыболовство - основной вид пропитания у берегов моря
  • добыча соли и торговля ей - самый редкий и ценный товар того времени. А добыча соли происходила с помощью варки.
  • морской разбой - как же без него, где все торгуют по морю.
  • охрана кораблей, которые осуществляли торговлю на море и от него.

Вот от этих промыслов и идет слово Варяг.

В летописи сказано: " Пошли за море к варягам, к руси."

По летописи становится понятно, что племя или народность "русь" жили где-то на побережье Варяжского моря и говорили на одном со славянами языке. Кто плыл и куда в летописи не сказано.

Из летописи: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Все решения в те времена принимались на Вече, общенародных собраниях. Соответственно и скорее всего на очередном Вече, где присутствовали старейшины разных племен от чуди, словен и кривичей, после какой-то междоусобицы и было принято решение пригласить знатного варяга, который занимался промыслом на море как грамотного, скажу современным языком, специалиста и скорее всего его знали все присутствующие на Вече старейшины, так как сталкивались с ними при торговле. Поэтому к нему и послали гонца, а в последствии и предложили, согласно летописи, править всем народом Рюрику.

Из летописи: "И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля."

Рюрик с братьями Синеусом и Трувором, со своей дружиной и родом и обосновались в названных городах, но "центральным управляющим" остался Рюрик.

Опять же скандинавскую версию происхождений варягов опровергает тот факт, что русы общались с народом чуди, словен и кривичей на одном языке, то есть без переводчиков, а значит на славянском. У скандинавов же, о которых я писал выше, другой язык, другая культура.

А теперь внимание, из летописи: " ...пришли прежде всего к славянам и поставили город Ладогу".

Старая Ладога – небольшое село в 110 километрах от Санкт-Петербурга, которое хранит величайшие загадки российской истории. Одно из древнейших русских поселений, по мнению некоторых ученых, является первой столицей Северной Руси. На это указывают многочисленные сохранившиеся до наших дней архитектурные и культурные артефакты, а также исторические и летописные хроники. Ладога расположена на реке Волхов, а эта река впадает в Ладожское озеро.

В 17 км от Ладожского озера стоит Старая Ладога. (Раньше называлась просто Ладога).
В 17 км от Ладожского озера стоит Старая Ладога. (Раньше называлась просто Ладога).

Возникшая по данным археологии в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке XV века «Повести временных лет». Согласно этой версии, Рюрик находился в Ладоге до 864 года и лишь после этого основал Новгород, но и Новгород основал не он.

Так вот здесь, на реке - "русь" Рюрик и остался править, а точнее и скорее всего обеспечивать безопасность поселения Ладога, находящегося на основном торговом пути.

Из археологических раскопок Ладоги:

В первой половине 750-х годов в низовьях Волхова в 2-х км к югу от Любшанской крепости, основанной представителями оригинальной западнославянской культуры среднеевропейского происхождения, уже появилось поселение. На Земляном городище три жилища каркасно-столбовой конструкции (т. н. «большие дома») с очагом в центре имеют аналогии в Северной Европе. Древнейшая дендродата — 753 год (I ярус).

Остатки первой каменной крепости в Старой Ладоге.
Остатки первой каменной крепости в Старой Ладоге.

В 760-х годах (II ярус) жизнь колонии обрывается. Поселение занимают пришедшие из более южных районов Восточной Европы (Днепровского Левобережья или Поднестровья, Подунавья, верховьев Днепра, Западной Двины или Волги) представители раннеславянской культуры, аналогичной пражской, пеньковской или колочинской культурам. Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции — поселение славян было застроено домами срубной конструкции. В Ладоге, как и в других местах на северо-западе Руси (Изборске, Камно, Рыуге, Пскове) в VIII—IX веках получили распространение литейные формочки из известняка в результате возрождения моды на подобные украшения, выработанные в пражской культуре ранних славян на рубеже VI—VII веков. Первое архаическое раннегородское поселение располагалось вокруг гавани, образованной несколькими речными рукавами Ладожки-Елены (ныне исчезнувшими) и с середины VIII века до середины IX века не имело укреплений. Характеристика материалов нижних ярусов Земляного городища показывает, что Ладога в первые десятилетия существования не была и не могла быть крупным специализированным торгово-ремесленным центром. Площадь Староладожского поселения в то время не превышала 2—4 га. Судя по данным, полученным при раскопках Земляного городища (I и II яруса), появление традиции изготовления украшений из оловяннистых сплавов связано со славянской колонизацией севера лесной зоны Восточной Европы в середине — третьей четверти VIII века. В слоях VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. В сгоревшем амбаре из слоёв VIII века найдены зёрна пшеницы: 80 % это пшеница двузернянка (полба), 20 % — мягкая пшеница. В Скандинавии полбу никогда не выращивали, к тому же староладожская полба резко отличается от европейской, но морфологически близка к поволжской полбе.

С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы (славянами до прихода Рюрика уже использовались арабские технологии варки бус, что говорит о торговле славян с арабскими странами). «Глазки», то есть глазчатые бусы. За них варяги скупали пушнину, которую затем вывозили по Волжскому пути в Багдад[a] и продавали за серебряные дирхемы (указано одно из занятий варяг - скупка и перепродажа). Наиболее старый клад дирхемов, найденный в Ладоге, датируется 786 годом, а отдельные монеты — чеканки 738—739 годов. Арабский путешественник X века утверждал, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню. Во второй половине VIII — начале IX века численность населения Ладоги составляла от нескольких десятков до 100 человек. Население, сооружавшее в VIII—IX веках малые постройки с печью-каменкой на опечках П-образной формы в углу, было родственно носителям культуры смоленско-полоцких длинных курганов. Стеклодельная мастерская, которая действовала с 780-х до конца 830-х годов, связана с «малой» срубной избой с печью-каменкой в углу. (в Ладоге действовала стеклодельная мастерская уже в 8-м веке)

Судя по имеющимся данным о многообразии и размахе связей, Ладога стояла в одном ряду с такими торгово-ремесленными центрами Скандинавии и Балтики, как Хедебю и Рибе в Ютландии, Каупанг на юге Норвегии, Павикен на Готланде, Бирка в Швеции, Ральсвик на острове Рюген (Германия), Волин в Польше и другие на юге Балтики. Как показывают археологические свидетельства, большинство ладожан занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами.

Около 840 года поселение постигла катастрофа в результате вражеского вторжения, оно гибнет в пожаре. В период около 840 — около 865 годов, значительная часть поселения превращается в пустырь. Другая часть отстраивается в скандинавских традициях североевропейского халле. Норманнское население привносит свои традиции (молоточки Тора и др.). Стеклодельное производство не восстанавливается. В северной части раскопа В. И Равдоникаса появляется «большой» дом каркасно-столбовой конструкции с очагом на центральной оси, с которым связана находка палочки с руническим текстом. Также строятся два больших дома, сочетающие в своей конструкции и интерьере североевропейскую и восточноевропейскую традиции.

Между 863 и 871 годами (около 865 года) поселение подвергается полнейшему разгрому. Среди находок этого периода (865—890) присутствуют как вещи североевропейского круга древностей эпохи викингов, так и предметы круга древностей лесной зоны Восточной Европы. Можно уверенно констатировать, что в это время в Ладоге проживают разные этнокультурные коллективы, среди которых отчётливо выделяются скандинавы.

Примерно в 870-е годы в Старой Ладоге на месте впадения реки Ладожка в Волхов была построена, по предположению А. Н. Кирпичникова, первая деревянная крепость. В слоях последней четверти IX века были обнаружены остатки бронзолитейной мастерской.

Итак, становится понятным, что первые постройки в Ладоге уже были в 753 годах, там же проходил Волжский торговый путь (или Волго-Балтийский торговый путь) — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем Средневековье - тот самый "путь от варяг в греки". Варяги жители жившие на побережье Варяжского (Балтийского) миря. Мореплавателей с берегов Ладожского озера значит тоже можно отнести к понятиям - варяги, если они занимались мореплаванием.

В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований: Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги. Город Ладога же разрушалась полностью примерно в 840, 863 и 871 годах, о причинах можно гадать, но скорее все та же междоусобица.

Именно Ладога явилась одним из первых центров русской равнины, где дирхемы зафиксированы, как только началось их распространение в странах Восточной и Северной Европы. В Ладоге и урочище Княщина открыты также два клада дирхемов с младшими монетами соответственно 808 и 847 гг.

Рюрик же пришел править в Ладогу по летописи в 862 году, то есть когда поселение уже существовало как минимум более 100 лет.

То есть Ладога стояла на одном из торговых путей "из варяг в греки", там было развита торговля, значит останавливались различные купцы, которые продавали и скупали различные вещи, а им нужны были специалисты по морскому и военному делу, которые могли защищать товары по водному пути, то есть варяги. Нет никаких записей в летописях о специалистах морского дела, кроме как варяги. Отсюда и междоусобицы, разбои на том же торговом пути, почему потребовалась помощь в обеспечении порядка.

Отсюда же и необходимость установки крепости на берегу реки.

Из раскопок также ясно видно, что поселение Ладога периодически уничтожается и снова восстанавливается, то есть разорения, стычки и пожары подтверждают историю о необходимости укрепления единой власти и охраны.

Также из археологии видно влияние скандинавской культуры, идущая с берегов Варяжского моря - "В период около 840 — около 865 годов, значительная часть поселения превращается в пустырь. Другая часть отстраивается в скандинавских традициях североевропейского халле."

А вот в «Саге об Хальвдане Эйстейсоне» описано одно из завоеваний Ладоги, которое следует отнести к VIII веку. Конунг Эйстейн отправился в викингский поход, во время которого захватил этот город,  имея 30 кораблей. Наряду с конунгом упоминаются ещё два вождя – его сын Хальвдан и Ульвкель Сниллинг. Каждый из трёх предводителей командовал отрядом из 10 кораблей, как и в случае битвы при Херундарфьорде. Эйстейн Гром (др.-сканд. Eysteinn Hálfdansson) — полулегендарный конунг из династии Инглингов, который управлял Вестфольдом и Раумарики после своего отца Хальвдана Белая Кость (дата смерти - 8 век). Уж не об этих варягах летописец Нестор упоминает в своей летописи, которых изгнали и не платили дань?

Как видим на Ладогу приплывали норманны. Там же были сражения. в Ладоге есть и погребения именно скандинавских воинов, которые отличались строением скелета. Получается, что и скандинавские викинги приходили на славянские земли.

Идем дальше по летописи:

"И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик."

Согласно летописи Рюрик, после смерти 2-х братьев пришел к Ильменю и поставил город Новгород. Но и тут есть заковырочка. Если только в 862 году призвали Рюрика и допустим, что в этом году он правил в Ладоге, то с Новгородом остаются непонятки.

Официальной датой основания Новгорода считается 859 год, по первому упоминанию города в поздней Никоновской летописи (XVI век), то есть до появления Рюрика. В «Повести временных лет», созданной в XII веке, город впервые упоминается под 862 годом. Однако летописи могли относить существование города к этому времени ретроспективно, поскольку надёжно датированные археологические слои Новгорода относятся ко времени не ранее 930-х годов. По мнению археологов, Новгород появился примерно на рубеже IX—X веков или в начале X века у истока Волхова из Ильменя. Во второй четверти X века был построен первый мост через Волхов.

Под годом 6367 (859 год) в летописи приводится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины, что не может признаваться датой возникновения Новгорода. Автором официальной даты основания города стал историк М. Н. Тихомиров, то есть сам город был основан гораздо раньше даже 859 года, чем туда пришел Рюрик, а он туда пришел не раньше 862 года.

В арабских источниках X века упоминается пункт ас-Славийа (Слава, Салау), как один из трёх центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и Артанией (идентификация последней неясна). Полагают, что речь идёт о предшествовавшем Новгороду «старом городе» ильменских словен. На роль такого «Старого города», предполагают несколько поселений, среди которых самые вероятные — Рюриково городище и поселение на месте будущего Славенского конца. Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард, Νεμογαρδάς) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». По предположению Т. Н. Джаксон и Е. А. Рыдзевской, Новгород в скандинавских сагах называется Хольмгардом (Holmgård, Holmgarðr, предположительно, калька с древнерусского слова) — столицей Гардарики. Дословный перевод этого названия — «островной город» — также наводит на мысль о некоем «старом городе» на восточном берегу Волхова, так как к городу с центром на месте будущего Детинца скандинавское название едва ли применимо. В немецких источниках город назывался Острогардом.

Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже ко времени прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами, в ходе их расселения после переселения с Дуная.

С этим тоже разобрались, Рюрик с дружиной основался уже в имеющемся городе Новгороде. Нестор тут "каверкает" информацию про строительство Рюриком города Новгород.

Что касается брата Рюрика - Синеуса, почему-то погибшем через 2 года при неизвестных обстоятельствах, тут тоже попахивает враньем. В Белоозере - старом русском городе никакой Синеус не правил. Итоги многолетних раскопок свидетельствуют, что, вопреки сведениям начальной части Повести временных лет, Белоозеро возникает не в IX столетии, а в X веке, а сама территория вокруг Белого озера представляла собой периферию племенной территории веси. Куда летописный Синеус исчез из истории не известно, ни захоронений, ни причины гибели, ни самого правления нигде не зафиксировано. "А был ли мальчик?"

Между озёрами Ладожским и Белым с давних времён располагались земли племени весь, которое известно по документам, вероятно датируемым VI веком. Однако побережье Белого озера не было заселено, согласно археологическим источникам, до IX века. В следующем, X веке, к весским поселенцам присоединились представители славянских племён, не скандинавских! При этом, скорее всего, переселенцы двух потоков — новгородского и ростово-суздальского, обосновались на этих землях практически одновременно. Население Белозерья на первоначальном этапе освоения этих земель занималось добычей пушнины (охота велась на бобра, куницу, белку, выдру), рыбной ловлей и торговлей. Археологически подтверждённым в настоящее время считается возникновение поселения в районе г. Белозерск только в середине X века города в правобережье реки Шексны, там где в неё впадала небольшая речка Васильевка (позже на этом месте располагалось село Крохино). То есть Синеусу править в городе было не возможно, поскольку там города никакого не было, однако племена веси обитали вокруг озера Белое с 6 века о чем говорят наличие там население культуры длинных курганов.

Археологически доказано, что с V—VI веках в бассейне Мологи распространяется население культуры длинных курганов, которое на этой территории ассимилирует или вытесняет предшествующее население на более северо-восточные территории. В бассейне Мологи культура длинных курганов существует с V по IX век новой эры и принадлежит летописным кривичам — славянскому или балто-славянскому населению. Основой хозяйства кривичей являлось подсечное земледелие. Культура относительно хорошо исследована. Опять же культура скандинавских народов особого распространения здесь не получила.

Обратите внимание на территорию культуры Псковских длинных курганов 5-7 веков, Восточная часть и есть территория племен веси.
Обратите внимание на территорию культуры Псковских длинных курганов 5-7 веков, Восточная часть и есть территория племен веси.

В IX—X веках на этой территории появляется новая группа населения — словене, оставившие памятники культуры сопок. Словене принесли в регион пашенное земледелие. Культуры населения длинных курганов и сопок в бассейне Мологи перерастают в культуру Новгородской земли X–XIII веков.

По итогу на территории Белозерья с 5 по 9 века культура была кривичей, затем смешалась с культурой словен. А другими словами культура на этих территориях уже существовала до прихода Рюрика с 6 века.

Их археологии: Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов (культура псковсконовгородских длинных курганов, культура псковско-мстинских длинных курганов) — раннесредневековая археологическая культура V—XI веков, распространённая на северо-западе России (Псковская, Новгородская, Ленинградская области). Название получила по своему самому яркому отличительному признаку — погребальным насыпям удлинённой формы — длинным курганам (однако курганы, относящиеся к этой культуре, могут иметь и другую форму). Сформировалась в конце V — начале VI века. Наиболее поздние памятники этой культуры датируются уже началом — первой половиной XI века.

Основные памятники располагаются на берегах Псковского и Чудского озёр, в бассейнах таких рек как Великая, Плюсса, Луга, Мста, Ловать, а также в верхнем течении рек Западная Двина, Полота, Молога и в верховьях Волги. Самый северный могильник культуры псковских длинных курганов находится в Гатчинском районе Ленинградской области, неподалёку от деревни Заозёрье, на берегу Орлинского озера.

Второй брат Рюрика - Трувор — оставленный править в Изборске, что с ним? Согласно книжной легенде XVII века, Изборск был основан Словеном, сыном Гостомысла, давшим ему имя в честь Избора, сына Словена. При княгине Ольге (945960) Изборск стал пригородом Пскова. С X по XIII века о нём нет известий. Известия о городе становятся частыми с 1233 в связи с нападениями немецких рыцарей. Поселение было основано кривичами на рубеже VII—VIII веков, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи (которая создана только в 14 веке) под 862 годом со ссылкой на летопись Нестора. Площадь поселения — 7000 м². Наряду со славянскими наземными срубными домами с деревянными полами и глиняными печами в одном из углов на городище были постройки неславянского населения с глинобитными полами и очагами. Десятая часть изборской керамики была прибалтийско-финского рыугеского типа.

Близ Изборска (Псковская область) существует Тру́ворово (Ста́рое Избо́рское) городи́щеархеологический памятник VII—XVIII веков. Оно занимает остроконечный треугольный мыс приподнятого плато высотой до 48 метров — Жеравьей горы над Городищенским озером. Площадка городища имеет подтреугольные очертания размерами около 1 га и с напольной стороны защищена валом высотой до 6 метров и рвом глубиной около трёх метров. Поселение было основано кривичами на рубеже VII—VIII веков, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 862 годом. Площадь поселения — 7000 м². Наряду со славянскими наземными срубными домами с деревянными полами и глиняными печами в одном из углов на городище были постройки неславянского населения с глинобитными полами и очагами. Десятая часть изборской керамики была прибалтийско-финского рыугеского типа. На Изборском (Труворовом) городище, как и в других местах на северо-западе Руси (Псков, Камно, Рыуге, Ладога) в VIII—IX веках получили распространение литейные формочки из известняка, в результате возрождения моды на подобные украшения, выработанные в пражской культуре ранних славян на рубеже VI—VII веков.

Труворов крест в Изборске.
Труворов крест в Изборске.

О том, что тут — могила Трувора, историки впервые заговорили при Екатерине II. Она повелела провести раскопки на месте древнего Изборска. И по этому случаю даже выпустила памятную монету с изображением варяга.

Но современные исследователи утверждают, что памятный знак появился гораздо позже. Анализ известняка, из которого он изготовлен, показал: сооружение не старше XV века и, судя по всему, первоначально это был так называемый верстовой крест. В Средние века такие ставили у городских ворот. К тому же кресты стали устанавливать уже после христианизации Руси, и скорее всего крест установлен не в память о реальных исторических событий, а уже как символ событий указанных Нестором в "Летописи Временных лет".

В своем исследовании российский историк Николай Лопатин отметил: - "Есть проблема соотношения реального Изборска с упоминаемым в Варяжском сказании. Археологические изыскания напрямую не подтвердили сюжет о Труворе. Во времена Рюрика Изборск хотя и существовал как значимый центр славян-кривичей, заметных следов присутствия варягов не обнаруживает".

О княжении и правлении Трувора в Изборске тоже нет никаких сведений и могилы тоже никакой нет.

Взгляд современной историографии на братьев Рюрика:

В современной историографии существует устоявшийся критический взгляд, согласно которому Синеуса и Трувора не существовало: согласно историко-лингвистическим исследованиям, результаты которых также поддерживал и историк Б. А. Рыбаков, имя «Синеус» представляет собой искаженное старошведское «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» - «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входил, например, Вещий Олег) и верной дружиной. Поэтому многие историки полагают, что Нестор Летописец в написании «Повести временных лет» пользовался более ранними, но пока неизвестными, шведскими источниками. Кроме того, легенды о том, как три брата создают царство, и один из них становится царём, существуют у многих народов, начиная с легенды о приходе Пердикки на царство в Древней Македонии в VIII веке до н. э. К тому же Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку, археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века, а Новгород, согласно археологическим исследованиям академика В. Л. Янина, как город появляется не ранее середины Х века. Д. С. Лихачёв полагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу новгородского летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Вот все это мы с Вами и рассмотрели выше. И не стоит забывать, что эту историю писал монах православной церкви Нестор о событиях свыше 200-летней давности, и очевидцем которых он не являлся.

Из мифа о трех братьев остался - варяг Рюрик со своим родом и дружиной, у которого был своеобразный флот на котором он и передвигался, как видно из Ладожского озера, через поселение Ладога к Новгороду по пути из "варяг в греки" по реке Волхов. Подробне о нем остановлюсь чуть ниже.

Почему Варяги Рюрика не скандинавы:

1. Ответ кроится в самой летописи, где сам Нестор и пишет: "Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти." Расплывчато, но понятно, что не шведы, не норманны и не англосаксы.

2. Языковый барьер отсутствовал. Языкового барьера при заключении договора или соглашения с народами чудь, славяне, кривичи и весь не было, все говорили на одном языке, ясно что с определенным говором и особенностями, но понятным всем. То есть варяги Рюрика свободно общались со всеми без переводчика. Были бы шведы или норманны, то переводчик нужен был. Да и кто такого правителя призвал бы править, когда народ не понимал о чем говорит князь?

Опять процитирую летопись и разберем написанное в ней:

"Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик."

Кто такой находник – пришлец (из "Словаря древне - и старорусского языка" из книги Ф. И. Буслаева "Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков".

«Туждий - чужой, иноплеменный, чуждый, не свой, тужий - чужой, чресмежник – иностранец, чужестранец, чуждий - чуждый, отчужденный, чужеземец, стуждий - чужой, чужеземный; щудий - чужой, иноплеменник (И.И. Срезнневский ("Материалов для словаря древнерусского языка по письменным памятникам.")

Не говорится о племенах руси, как о немцах. О этимологии слова немец: «Не́мец род. п. -мца, др.-русск. нѣмьць «человек, говорящий неясно, непонятно»; «иностранец», нѣмьчинъ «немец, любой иностранец» (И.И. Срезнневский ("Материалов для словаря древнерусского языка по письменным памятникам.") У Срезневского в словаре есть слово худорек - невнятно говорящий, заика.

Следущий вариант из книги Подольный Р.Г. «Пути народов»: «Праславянское слово němьсь «чужестранец» образовано от *němъ «немой, неспособный говорить на понятном языке». В более широком смысле слово обозначало всех иностранцев, говорящих «непонятно», в том числе и другие германские народы: шведов, англичан и других. Такая трактовка встречается в новгородских летописях, где норвежцы назывались «каинскими немцами». Другое объяснение происхождения такого названия связывает его с германским племенем неметов»

«Немец. Один из редких случаев, когда за народом закрепляется название, данное ему как бы по недоразумению, ведь образовано это слово от причастия нем — «непонятно говорящий»; так на Руси называли когда-то всех чужестранцев, чей язык был непонятен местным жителям. Впоследствии так стали называть лишь выходцев из Германии.» (этимологический словарь Г.А. Крылова). Еще один пример: В книге А. Васильева опубликованной в далеком 1858 году «О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги»: «Александр Васильев заметил, что «летописцы не упоминают о толмачах (переводчиках) между варяжскими правителями, их сподручниками, разосланными по всей Руси и славянскими народами. Явное доказательство, что язык их был общий, а IX столетие было попозже Вавилонского столпотворения и норманы не одним языком говорили со славянами» (С.В. Жарникова «След ведической Руси»)

Из летописи: "И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене."

Теперь нам становится понятно, что представители руси с князем Рюриком говорили без толмача (переводчика) с народами чуди, веси, славянами и муромчанами, то есть владели одним языком. Шведы, англичане относились к "германским народам", то есть были иностранцами и Нестор бы назвал их "немцами" и тогда бы понадобился толмач.

3. Религия. Кому поклонялись древние скандинавы - викинги поклонялись языческим богам и богиням. Самыми главными из них были Тор, Óдин, Фрей и богиня Фрейя, меньшее значение имели Ньорд, Улл, Балдер и несколько других домашних божков. Богам поклонялись в храмах или в священных лесах, рощах и у родников. Викинги верили также в множество сверхъестественных существ: троллей, эльфов, великанов, водяных и волшебных обитателей лесов, холмов и рек. Часто совершались кровавые жертвоприношения. Жертвенных животных обычно съедали жрец и его окружение на пиршествах, которые устраивали в храмах. Случались и человеческие жертвоприношения, даже ритуальные убийства королей ради обеспечения благосостояния страны. Помимо жрецов и жриц, существовали колдуны, занимавшиеся черной магией.

У славян же - в текстах русско-византийских договоров X века названы дружинный бог Перун и «скотий бог» Волос (Велес). В «Повести временных лет» под 980 годом содержится рассказ о святилище в Киеве, построенном князем Владимиром Святославичем, упомянуты установленные там идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Это уже после того, как Рюрик взял править Русью, значит Рюрик был не скандинавом, иначе бы в русско-византийских договорах были бы указаны другие боги, присущие больше скандинавским верованиям и мофологии.

4. Строение кораблей у Рюрика не по скандинавскому типу.

Есть такая наука - подводная археология. Так вот, ученый археолог А.Лукошков подробно изучил строение скандинавских кораблей и славянских кораблей того времени. Проводилась экспедиция на тему, каких затонувших кораблей в наших реках больше - скандинавских или славянских. По результатам экспедиции было установлено, что скандинавские корабли, которые отлично проявляли себя в морях, были очень тяжелые, с массивными килями, с другой, более тяжелой обшивкой, которая разбивалась при ударах о камни и нужна была больше в морях, чем на реках, при этом из-за другого строения днища, не могли преодолевать пороги рек, которыми изобиловала древняя Русь. Славянские корабли были сделаны по другому типу "река-море": которые имея плоскодонный тип строения хорошо ходили по рекам и по мелководному побережью южной Балтики.

Опять же возвращаясь к летописи того же Нестора немного о других событиях: «В год 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“. И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.» Затем в описании похода начинаются легенды. Олег поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю. Испуганные греки запросили мира, вынесли отравленное вино и пищу, которые Олег не принял. Тогда греки согласились на условия Олега: заплатить по 12 гривен каждому воину, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов. Новгород не вошёл в список городов. По ПВЛ дань указана также в 12 гривен «на уключину», что оставляет без вознаграждения конных участников похода.

Малая речная ладья на памятном знаке основателям Киева, установленном на набережной Днепра в честь 1500-летия города.
Малая речная ладья на памятном знаке основателям Киева, установленном на набережной Днепра в честь 1500-летия города.

Поставить корабли с более плоским дном "славянского типа", приспособленных для преодоления порогов рек, на колеса в принципе приемлемо, чем для тяжелых кораблей "скандинавского типа" с другой формой днища.

Волок - участок суши, где перетаскивали суда с одной реки на другую.
Волок - участок суши, где перетаскивали суда с одной реки на другую.

Судя по дошедшим до нас описаниям, при строительстве речной ладьи подходящее бревно распиливали (раскалывали) надвое, оставляли лишь днищевую конструкцию. Далее ее немного усиливали досками, которые набивали поверху, особенно в передней части. В итоге получалось небольшое речное судно с улучшенной гидродинамической формой и невысокими, но при этом легко заменяемыми бортами. Размещение груза и людей стало более просторным. Однако район плавания ладьи был небольшим: в акватории реки с хорошо знакомыми берегами и уже изученными подводными препятствиями.

"Волок" Картина Н.Голубцовой.
"Волок" Картина Н.Голубцовой.

Более основательно строились так называемые морские (набойные) ладьи. Технология их изготовления близка к предыдущей, за одним исключением — на готовую конструкцию из досок набивали уже высокие борта, благодаря чему ладья вмещала 40–60 человек и выдерживала как многочисленные подводные препятствия на реках, так и сильный шторм в Чёрном море. Кстати, по примеру ладьи строились, причем часто в походных условиях, и небольшие лодки, которые к началу IX в. полностью заменили челны-однодревки.

В последствии для боевых действий против Византии русичи не создавали специальных военных подразделений. Прослойка профессиональных воинов- дружинников на Руси была относительно небольшой (в их число входили наемники — варяги, то есть каждый взрослый мужчина который обладал навыками воина, знал мореходное дело, и знал принципы кораблестроения) — от 300 до 2000 человек в разные исторические периоды.

Походы русов и славянских племен на ладьях описывать не буду, на просторах интернета таких тем предостаточно и эта тема обширна. Однако в походах могут отдельно упоминаться и русы, и варяги.

Для дальних плаваний викингам (скандинавам) нужны были надежные корабли. Викинги были лучшими корабелами в Европе. Для пиратских набегов они строили узкие дракары, на которых можно было пристать к берегу без причала и идти на веслах. В долгие путешествия викинги отправлялись на кноррах — широких кораблях с прочным корпусом.

А вот, что пишут в журнале русская история о нападениях скандинавов на Русь:

В «Саге об Хальвдане Эйстейсоне» авторы саги считали, что для завоевания Ладоги нужно не менее 30 кораблей.  Подробности о походах VIII века, такие как численность флотилий, вряд ли бы сохранились до времени окончательного формирования саги. Они появились на основе рассказов о более поздних  нападениях на Ладогу, из которых успешным было одно - 997 года. Следовательно, флот Эйрика  насчитывал 30 кораблей, на которых было 900 викингов. Его отряд был меньше новгородского войска, и успех зависел от внезапности нападения и быстрого ухода до подхода главных сил. Здесь мы и видим, что у ильменских славян оказывается было войско, которое превосходило, количество норманнов, и успех грабежа больше зависел от внезапности атаки и быстром уходе.

Снорри приводит цитату из «Бандадрапы»:

«В Бандадрапе говорится так:
Прошёл мечом землю
Вальдамара, смерти
Врагов обрекая
В побоищах, воин.
Твёрдо знаю, в Гардах
Повергатель ратей
Альдейгье погибель (прим. Альдейгье так называли скандинавы Ладогу)
Уготовил стойкий».

Из разорённых городов названа одна Ладога. Нападение ограничилось Ладогой и её округой, разоряли страну на обратном пути, спеша вырваться на морской простор. Но фраза у Снорри была построена так, что слушатель был уверен в продолжении похода в глубь Руси за Ладогу. Поэтому в «Красивой коже» появились иные города и крепости:

«Вслед за этим отправился он на восток в Гардарики против Вальдамара Старого и воевал во многих местах в его государстве. Он разрушил Альдейгьюборг и взял там много богатства, и ещё дальше продвигался он на восток в Гарды. Везде шёл войной, жёг города и крепости, а бонды бежали с имуществом в леса».

Археологическими раскопками установлено, что в центральной части Ладоги, в районе современной Варяжской улицы, все постройки II горизонта и многие постройки III горизонта погибли от огня. Порубочные даты брёвен, использованных в постройках III горизонта, приходятся на 951-995 годы. Постройки II горизонта относятся к более позднему времени. Аналогичная картина на Земляном  городище Ладоги. Здесь от пожара погибли постройки XI яруса, возникшего после 980 года. Археологи связывают этот пожар с набегом Эйрика 997 года. В Новгороде масштабных пожарищ 997 года при археологических раскопках не выявлено.

Сведения саг о захвате и сожжении Ладоги подтверждаются археологическими данными. Эйрик родился осенью 969 года, и в момент нападения ему было 27 лет. Он был ещё довольно молодым, но уже опытным воином.

К Ладоге из Балтийского моря вёл удобный для морских судов путь по Неве и Ладожскому озеру. Вглубь Руси от Ладоги путь шёл по рекам и переволокам, что делало невозможным использование больших морских судов. Снорри Стурлусон в саге о Харальде Суровом его возвращение из Руси в Скандинавию описал так:

«Весной Харальд отправился из Хольмгарда в Альдейгьюборг, снарядил там  корабли и летом отплыл на запад, сперва повернул в Швецию  и причалил в Сигтунах».

Уже на Волхове  путешественников встречали пороги, и на морских судах нельзя было достичь даже Новгорода. Продвижение на трофейных речных судах или пешком вглубь Руси делало невозможным быстрое бегство в случае столкновения с сильным войском. Данные о нападении викингов на Новгород отсутствуют, так что они добирались только до Ладоги. что опять подтверждает версию о других судах у скандинавских викингов.

Хоть я описал разные временные события, но в одних скандинавских сагах есть упоминания о походе на Русь в разное время, то о призвании скандинава на правление к славянам - нет. Ну и важность поселения Ладога тоже становится ясна.

5. У скандинавов же другая иерархия власти, не типичная славянскому типу. Во главе отрядов викингов обычно стояли представители правящей верхушки скандинавского общества — короли и хёвдинги. Путем грабежа они приобретали богатства, которые затем делили между собой и со своими людьми. Не думаю, что славянские народы пригласили бы к себе какого-нибудь хевдинга с такой репутацией грабителя! А если бы и пригласили, то автоматически у нас были бы королевства).

6. Сама территория и границы правления Рюрика.

Обратите внимание, где жили племена чудь, весь, словене и меря.
Обратите внимание, где жили племена чудь, весь, словене и меря.
Еще одна карта славянских племен.
Еще одна карта славянских племен.

Обратите внимание на карте, что первоначально князь Рюрик правил в городе Ладога, который расположен южнее Ладожского озера на 17 км. На этих землях находились племена словен (славян) вплоть до Онежского озера. Внизу на фото современной карты виден кусок озера справа.

Современная карта. По центру Ладожское озеро. Южнее расположена Старая Ладога, где население было племена словен, Западнее были племена чуди - на южном побережье
Современная карта. По центру Ладожское озеро. Южнее расположена Старая Ладога, где население было племена словен, Западнее были племена чуди - на южном побережье

Западнее, примерно за нынешним Санкт-Петербургом, южное побережье Балтийского моря (тогда Варяжского) населяли племена чуди.

Восточная и северная часть побережья Ладожского озера, это исконные земли финно-угорских народов. После первого тысячелетия в Карелии проживали в основном финно-угорские народы: карелы (корела), саамы (лопари), вепсы (весь) и финны. Славяне, главным образом новгородцы, начали проникать в Карелию с первых веков II тысячелетия, но особенно интенсивно – с XIII века. Наверно у Нестора эти племена относятся к веси.

Подробнее о финно-угорских народов можно посмотреть здесь: https://dzen.ru/a/Y_Ef8uF5MgDC4xa3

Еще одно фото со спутника. Слева Ладожское озеро. По центру сверху - Онежское озеро. Озеро Белое справа. Это центральная и восточная часть правления Рюрика.
Еще одно фото со спутника. Слева Ладожское озеро. По центру сверху - Онежское озеро. Озеро Белое справа. Это центральная и восточная часть правления Рюрика.

Изучив карты мы теперь можем себе представить откуда появился Рюрик с дружиной русов. Принимая во внимание, что Санкт-Петербурга тогда не было и воды были полноводные с Варяжского моря до современного Ладожского можно было свободно проплыть на ладьях.

По версии норманистов, Рюрик приплыл к Ладоге с Рослагена (остров Руден). Однако в научной литературе не раз указывалось на то, что название Руден впервые упоминается в Швеции в 1296 г. в Упландском областном законе, в котором указом короля Биргера Магнуссона повелевалось, что все, кто живут в Северном Рудене, должны следовать данному закону. В форме Roslagen (Rodzlagen) это название, также в текстах законов, появляется только в 1493 г., и далее в 1511, 1526 и в 1528. То есть в начале 9 века об этом месте и не знали.

Для начала попробуйте найти это место на современной карте! Трудно! Без дополнительных знаний не найдете. Да и называется Руден. А выглядит остров из сплошного камня, на котором трудно построить жилище. А в начале 9 века, как минимум половина острова было под водой. А если шторм на море, то от построек не осталось бы и места. Поэтому версия с Рослагеном выдуманная норманистами версия и мы ее больше касаться не будем. И историк-исследователь Лидия Грот эту версию норманистов разбила своими выводами, да и многие другие ученые с ней согласны.

Статья Л.Грот: https://history.wikireading.ru/170170

Она же в фильме М. Задорного "Рюрик. Потерянная быль".: https://dzen.ru/video/watch/6443a08979c94e3d176b97ee

Даже представить себе трудно, как туда, на остров Руден, ильменским славянам, мери и чуди отправить гонца, чтобы пригласить князя к себе править! Это сложно, если вы не знаете морского дела, не имеете корабля, то есть не варяг! Но и для того, чтобы приглашать править своими народами, надо знать этого князя.

7.Гипотеза Гедеонова. Символы славян и скандинавов.

Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк («сокол»), которое, по его гипотезе, носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами ( венды - как я описал выше, славянские народы). Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». Впоследствии «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами.

С. А. Гедеонов и некоторые другие исследователи (О. М. Рапов, А. Г. Кузьмин) трактовали как схематическое изображение сокола, падающего на добычу.

Герб Староладожского сельского поселения — сокол, падающий вниз («знак Рюрика», согласно гипотезе).
Герб Староладожского сельского поселения — сокол, падающий вниз («знак Рюрика», согласно гипотезе).

Теперь пройдемся по животному миру мест обитания славян. В основном хищной птицей на территории Руси является сокол. если вы поедите на машине по территории современной России соколов вы встретите довольно много. Поэтому и служивых людей называли соколами, и любимых мужчин: "Сокол ты мой", и сказочных персонажей "Финист - ясный сокол".

У Скандинавских народов почитали в основном другую птицу, которые обитали на скандинавских островах - ворон. В скандинавской мифологии вороны считались не только птицами мудрости и знания, но и также как вестники смерти. Считалось, что если ворон посетит дом человека, то, скорее всего, последует смерть. Однако если один из воронов Одина был замечен на поле боя, это было предзнаменованием победы и грядущей славы.

Кроме того, вороны также были известны в скандинавской мифологии как оборотни. Они могли превращаться в людей и даже в других животных.

Хугин и Мунин — пара воронов в скандинавской мифологии, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. На древнеисландском Huginn означает «мыслящий», а Muninn — «помнящий» (или «мысль» и «память» соответственно).

Во́роны упоминаются в таких литературных памятниках Скандинавии XIII века, как Старшая и Младшая Эдда, Круг Земной, Третий грамматический трактат Олава Тордарсона, а также в скальдической поэзии.

8. Смерть Рюрика.

О конце жизни Рюрика известно чуть больше, чем о начале. Если о дате рождения князя история умалчивает, то год кончины — 879-й — летопись указывает, не касаясь, однако, причины смерти. Вслед за Рюриком управление русскими землями перешло к регенту его малолетнего сына, князю Олегу, который приходился предшественнику соплеменником и военным соратником. Затем власть принял прямой наследник — князь Игорь. С тех пор считается, что кровь Рюрика текла в жилах славных правителей Руси Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, и эта преемственность оборвалась только в 16-м веке.

На место могилы князя претендуют три территории: дно озера около Тайничной башни Ладожского форта (Старая Ладога), город Корела (нынешний Приозерск) и в кургане Шум-Гора в Новгородской области.

Крепости Корела, рассматривают как гипотетическое место захоронения Рюрика в связи с сюжетом, упомянутым в летописном своде «Истории о славянском народе и зачатии Новгорода». В нем говорится: «Лета 6387 (879) умре Рюрик в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле». Эта версия также не может быть полностью принята, так как основание крепости Корела относят к 1143 году, что почти на 300 лет позднее времени жизни князя.

Памятный камень Рюрику в Приозерске.
Памятный камень Рюрику в Приозерске.

Вот как об этом говорят предания, которые относят место захоронения к Шум-горе: «Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались двенадцать человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним сорок бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих двенадцать человек головами по кругу».

Считается, что Рюрик похоронен в кургане - Шум-гора, но подтверждений этому опять же нет.

Шум-гора, Передольская сопка, Крестовая сопка, Большая сопка, Рюрикова могила, Вилия гора — сопка, сакрально-погребальный памятник, расположенный на левом берегу реки Луги, между деревнями Подгорье и Заполье Батецкого района Новгородской области, датируется VIII—X вв, является одним из самых больших средневековых захоронений на Руси: высота сопки составляет около 14 м, диаметр основания — 70 м.

Шум-гора находится в 80 км. от Великого Новгорода.
Шум-гора находится в 80 км. от Великого Новгорода.

Данный объект входит в состав крупного археологического комплекса, включающего в себя городище, селище и группу сопок. Из окружающих сопок эта насыпь выделяется размерами: высота составляет от 12 до 13,5 м (с учётом перепада отметок рельефа), диаметр — 70-75 м. Первый ярус имеет высоту 6,5 — 8 м, диаметр площадки первого яруса составляет ок. 50 м. Диаметр основания второго яруса — 34-35 м, высота ок. 5,5 м. Диаметр верхней площадки достигает 18 м.

Поверхность выложена кусками известкового плитняка, вбитого в грунт склонов в виде террас, и покрыта слоем дёрна толщиной 10—20 см. Верхняя площадка кургана плоская, как у скандинавских курганов Гнездова.

Окрестности Шум-горы изучаются археологами с 1920-х годов, но вот самой горы археологи не коснулись. Похоже, такое решение принималось на государственном уровне (Георадиолокационное обследование — это метод геофизической разведки, в котором используются импульсы электромагнитного излучения для изображения недр. Исследования выполняют с помощью георадара, специального прибора.). При таком исследовании было выяснено, что внутри искусственной сопки находятся чётко ориентированная с востока на запад камера размерами 9х3х3 метра в её центре на глубине 14-15 м от вершины и ведущий к ней широкий проход, который начинается от пяточного камня кургана, по которому на носилках можно было что-либо вносить, а по периметру основания — валуны.

В 2003 г. в присутствии ученых на вершине сопки были открыты две каменные плиты, украшенные монограммой (Гальдраставы — магические руноподобные знаки, появившиеся в эпоху раннего Средневековья в Исландии. Они представляют собой несколько или множество переплетённых рун, нередко сильно стилизованных. На данный момент являются самым малоизученным разделом северной магии. Слово «гальдрастав» происходит от слов «гальдр» — «заклинание» и «став» — «дощечка». Из этого следует, что гальдраставы — знаки, близкие к рунам.), напоминающие, с одной стороны, знаки на оболах Карла Великого и на верденских денариях Карла II Лысого (840—877 гг.), с другой стороны, — монограмму византийских Палеологов, а с третьей, — изображение «двузубца» или «трезубца» (знаки Рюриковичей). Однако никаких достоверных фактов, что там похоронен знатный воин или князь по имени Рюрик нет и получается, что кто похоронен в сопке не известно, даже не ясно, есть ли там костные останки!

9. А был ли Рюрик?

Первыми письменными произведениями Нестора Летописца стали «Житие Святых Бориса и Глеба», а также «Житие преподобного Феодосия Печерского». Основной его работой считается летопись «Повесть временных лет», написанная им в 1113 году. Её полное название — «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть». Фактически Нестор при упоминании Рюрика описывал события свыше 200-летней давности и не был современником этих событий.

Сам Не́стор Летопи́сец, также Не́стор Пече́рский, Не́стор Ки́евский (ок. 10561114) — древнерусский агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря, то есть являлся христианином с православной верой. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Историк XVIII века В. Н. Татищев считал, что Нестор Летописец родился на Белом Озере, что также могло найти отражение в упоминании летописцем правления Синеусом на Белом озере. Однако, как мы разобрались на период "правления" Рюрика на Белом Озере еще не было никаких поселений. Скорее это обозначалась граница правления - до озера Белого.

Все города, которыми якобы правил Рюрик и его браться в указанные промежутки времени не существовали и править ими было нельзя, за исключением Ладоги, которая стояла на пути из "варяг в греки" как торговый населенный пункт. Но возможно там были какие-то другие поселения.

Также достоверно известно, что в домонгольский период на Руси среди князей было 8–11 Олегов, 5–6 – Игорей и всего двое Рюриков. Хотя родовые имена героических предков – важнейший момент в цементирование рода, отражающий связь поколений.

О первом князе-потомке, получившим имя Рюрика, летопись сообщает под 1086 г., этот князь сидел в Перемышле. Есть предположение, что это было языческое имя князя Василька Ростиславовича. В 1097 году Василька жестоко ослепили, о чем высокохудожественно написал поп Василий, и его текст, как вставка, попал в ПВЛ.

Второй князь Рюрик тоже был Ростиславович и имел христианское имя Василий, но жил он через 100 лет. Оба эти Рюрика, и живший в XI веке, и в XII веке, ведут свою родословную от детей князя Ярослава Мудрого и дочери «шведского короля» Ингигерды: от Владимира Ярославовича (1020–1052 гг.) и Всеволода Ярославича (1030–1093 гг.).

За всю 17-летнюю историю Рюрика, которого призвали славянские племена к правлению в 862 году, нет ни одного события описанного в истории, ни одного сражения, ни одного принятия какого-либо важного решения, кроме как события описанные в летописи Нестора в 1113 году.

А вот дополненная русскими летописцами хроника византийского патриарха Никифора, попавшая в состав Новгородской Кормчей версия, составленная в XIII веке. Данный документ рассказывает знакомый нам сюжет о призвании варягов.

...придоша Русь, Чюдь, Словене,Кривичи к Варягомъ, реша: «земля наша велика и обилна, а наряда в неи нетуть, поидете княжить и володеть нами. И избрашася три браты с роды своими, стареи Рюрикъ седе в Новегороде, Синеум на Белеозере, Трувор в Изборьске. По двою лета Трувор и Синеум умре, дасть княжение Олгови сроднику своему и сына малаго Игоря.

А здесь получается, что "племена" Русь, Чудь, Словене, Кривичи пришли к Варягам. Если читать дословно то Варяги это такое же племя как Чудь, Словене, Кривичи. А если взять за основу летопись Нестора: " Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти." получается, что Варяги были племени "Русь". Не шведы, не норманны и англы.

По моему все понятно, что варяги это люди, занимающиеся морским промыслом на Варяжском море, а племя варягов которых призвали славянские племена - русь.

По итогу:

Был ли Рюрик скандинавом, а именно шведом, норманном или англом? Нет, не был! Об этом и написано самим Нестором в летописи!

Если взять и посмотреть на карту, где возможно простиралась власть Рюрика и где он ходил в походы с дружиной, то получается, что это территории Карелии, берега Ладожского озера с выходом в Балтийское море, территории нынешнего города Санкт-Петербург, Ленинградской области, Новгородская область, Вологодская область и Псковская область, то есть исконно русские земли, а управлять ими надо владеть одним языком.

Карта северо-запада современной России.
Карта северо-запада современной России.

Варяги - это, славянское название того времени, не только собирательное обозначение скандинавских народов, а также все народы и племена, кто занимался морским промыслом на берегах Варяжского (Балтийского) моря, в той частности население южного побережья Варяжского моря и на побережье современного Ладожского озера.

А вот еще Нестор описывает как можно попасть в море Варяжское:

"Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова."

Теперь смотрим на карту:

река Западная Двина.
река Западная Двина.
На карте слева, где город Рига в море впадает Западная Двина. На севере на юге Ладожского озера севернее г.Волхов располагается Старая Ладога.
На карте слева, где город Рига в море впадает Западная Двина. На севере на юге Ладожского озера севернее г.Волхов располагается Старая Ладога.

Также в летописи Нестор описывает:

"И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп."

Что имеет ввиду Нестор описывая: " И отправился в страну варягов, и пришел в Рим"? Рим как известно стоит на берегу моря, но море это - Тюрренское.

И опять же Нестор подробно описал где живут варяги:

"Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю

и к западу — до земли Английской и Волошской.

Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым."

Что интересно, в последнем предложении Нестор вообще отделяет варягов от шведов, норманнов, готов, руси, англов и прочих народов.

В последствии захоронения скандинавского типа встречается во многих местах современной России.

А был ли сам Рюрик с братьями Синеусом и Трувором? Опять же подтверждений этих личностей нигде, кроме летописи Нестора нет. Вся история о призвании варягов на служение является легендой.

А.Г. Кузьмин показал, что сами научные споры вокруг происхождения варягов и руси во многом связаны с противоречивыми сообщениями древних русских летописей. В самой «Повести временных лет», как подчеркивает А.Г. Кузьмин, приводится три версии происхождения варягов и две версии происхождения русов. Все эти версии были в разное время внесены в летописный текст, иногда дополняя повествование, иногда противореча ему.

С этим утверждением я соглашусь, поскольку сам Нестор запутывает читателя разными понятиями, что и порождает споры между учеными.

Итак, «Повесть временных лет» приводит три разные версии происхождения варягов. Самое раннее упоминание — о варягах, живущих от земли англов на западе до «предела Симова» на востоке. Земля англов — южная Ютландия, полуостров который нынче принадлежит Дании. Кстати, «англами» на Руси и называли собственно датчан. Что такое «предел Симов» — ученые выяснили, что потомками Сима древнерусские летописцы считали волжских булгар. Поэтому «предел Симов» в данном случае — Волжская Булгария.

Иными словами, здесь именем «варяги» обозначается все население, разбросанное по Волго-Балтийскому пути, которое контролировало северо-западную часть этой водной торговой магистрали от Ютландии до Волжской Булгарии. Стоит подчеркнуть особо — в этом свидетельстве летописи о варягах предполагается не этническое, а именно территориальное определение. Помимо ильменских словен и кривичей, в это раннее образование входили финно-угорские племена: меря, весь и чудь.

Чуть ниже летопись уточняет состав племен побережья Балтики, и этот фрагмент является вставкой в летописный текст. Эта вставка дает нам более подробный список племен, живущих у Варяжского (т.е. Балтийского) моря: варяги, свевы (шведы), норманны (норвежцы), готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуезцы и прочие. Иначе говоря, летопись показывает нам — варяги не принадлежали к германским народам, а представляли собой отдельный этнос.

Другая позднейшая вставка, внесенная в летопись в конце XI в., также перечисляет племена, жившие в Прибалтике: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так». Здесь под «варягами» подразумеваются уже разные племена.

Значит, это сообщение летописи подразумевает варягов в более широком смысле и предполагает включение в число «варяжских» народов также и скандинавов. Но летописец при этом старается подчеркнуть, что имеется в виду именно «русь», а не другие народы, отчетливо противопоставляя «русь» — шведам, готам, норманнам-норвежцам и англам (собственно датчанам). Из этого сообщения следует, что в данном случае за обозначением «варяги» могут скрываться разноэтничные племена, в том числе и скандинавы.

Сопоставление летописных сообщений с другими источниками позволили А.Г. Кузьмину показать, что изначально «варяги» русской летописи — это известные еще римским авторам «варины» («вэрины», «вагры», «вары»).

«Варины», или «вэринги», еще в IV в. в числе других племен участвовали во вторжении в Британию. Они входили в группу «ингевонов», племен, которые германцами не были, но зато в этой группе была сильная примесь уральских элементов. Германские средневековые авторы называли варинов «вэрингами» и считали их одним из славянских племен. Франкские авторы — «вэринами», балтийские славяне — «варангами», «ваграми».

В восточнославянской огласовке «вагров» стали называть «варягами». Само этническое название «варяги» совершенно ясное, индоевропейское: «поморяне», «люди, живущие у моря» (от индоевропейского «вар» — вода, море). Варины, как соседнее с собственно франкскими владениями племя, и дали название Балтийскому морю, которое еще и в ХVI веке называлось Варяжским, но только в России и у балтийских славян.

Итак, мы с вами и пришли к выводу, что варяги - это люди живущие у моря - поморяне, в данном случае у конкретного Варяжского моря, которое так называлось у славян.

Берегите природу! Путешествуйте!

Всем добра и бодрого духа!

А для тех, кто хочет посмотреть объемы Ладожского озера можете посетить Ладожские шхеры.

Карелия: Ладожские шхеры: https://dzen.ru/a/ZeVyPCKKxz0ipaKq