Первые поселения людей на территории Карелии относят примерно к VII-VI тысячелетию до нашей эры – это была эпоха мезолита, среднекаменного века, когда окончательно сошёл лёд последнего большого оледенения. Это подтверждают, например, беломорские петроглифы, которые датируются IV-III тысячелетием до нашей эры. Кстати, именно беломорские петроглифы вдохновили карельского писателя-этнографа А. М. Линевского на написание интереснейшей книги о жизни людей времён неолита «Листы каменной книги». В ней рассказывается о приключениях мальчишки того времени. Приобрести и прочитать книгу можно по этой ссылке: https://www.labirint.ru/books/583224/?p=34403
Откуда пришли древние поселенцы – предмет научных дискуссий, то есть никому не известно. Основными занятиями древнейших жителей являлись охота и рыболовство. В первом тысячелетии до нашей эры было освоено производство железа, появились зачатки земледелия и животноводства.
После первого тысячелетия в Карелии проживали в основном финно-угорские народы: карелы (корела), саамы (лопари), вепсы (весь) и финны. Это отразилось в названиях природных географических объектов – процент нерусских топонимов очень высок: во-первых, в количественном отношении их значительно больше, во-вторых, они возникли гораздо раньше названий населённых пунктов, еще до прихода на территорию Карелии славян. Большинство же русских названий сосредоточено в восточной и юго-восточной частях Карелии, особенно много в Заонежье (75%) и Беломорье (50%), то есть в районах наиболее раннего и плотного заселения русскими. Гораздо меньше на западе и юго-западе Карелии, а также в Прионежье (до 30%).
Сейчас общая численность финно-угорских народов составляет чуть больше 9%.
Саамы (лопари)
Самый древний из коренных народов Карелии – это саамы. Первые саамы появились здесь примерно пять тысяч лет назад, почти сразу же после схода последнего ледника и образования озёр. Саамы заселили север в те времена, когда человек ещё не знал железа. Первые саамы вели полукочевой образ жизни. На зиму они отправлялись в южные районы, а весной перебирались к озёрам и на морское побережье. Традиционными занятиями были рыболовство и охота. Главным богатством саамов были олени – это был и транспорт, и еда, и кожа для пошива одежды, и твёрдая валюта.
Уклад жизни саамов, как и всех народностей севера, изменился с приходом славян. Сначала были разбойные набеги, затем дань и торговля. Новгородские и московские купцы за бесценок выменивали у аборигенов пушнину, оленей и красную рыбу, взамен давая либо безделушки, либо спиртное.
На сегодняшний день саамы самая малочисленная из народностей севера – общая численность не превышает трёх тысяч. Живут они в основном на Кольском полуострове, куда они мигрировали в XIX-XX веках. Также саамы проживают в Финляндии, Норвегии и Швеции.
Саамы оставили свой след в топонимике не только Карелии, но и Финляндии, а также Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей и Республики Коми.
Вепсы (весь)
Древнейшие племена вепсов обитали в юго-восточной Прибалтике. Учёные полагают, что вепсы это наследники племени весь, упоминавшегося в 4 веке, и относят их к группе прибалтийско-финских народностей. На рубеже I-II тысячелетий нашей эры они постепенно начали передвигаться на северо-восток. Постепенно они заселили обширную территорию между Белым морем, Онежским и Ладожским озёрами. Такое заселение повлияло на историческое развитие народа. Рыбный промысел, а также земледелие стали основными занятиями вепсов, что получило отражение в кулинарии и общей культуре.
Первое упоминание вепсов в русских летописях датируется 859 годом, хотя славяне и раньше знали об их существовании. Ещё в VI-VIII веках на эту территорию совершали набеги новгородские разбойники. Край был богат на пушнину, которую либо обменивали, либо просто отбирали. Постепенно это вылилось в сбор дани и появление первых русских городов-крепостей.
Вепсы это беломорско-балтийские европеоиды. Обладают плотной невысокой комплекцией, голубым цветом глаз, светлой кожей, светлым цветом волос, выделенными скулами. Язык вепсов самый ранний в уральской группе, принадлежит к направлению финно-угров. Вепсский язык применяют только в быту, но ему обучают в образовательных учреждениях, а национальные коллективы сохраняют культуру вепсов. Сейчас в России проживает около восьми тысяч потомков древних вепсов.
Финны
Финны ведут своё происхождение от древних прибалтийско-финских племён. В 7 веке они начали продвижение на территорию современной Финляндии и к 8 веку заселили её большую часть, оттеснив саамское население на север и частично ассимилировавшись с ним.
В средние века Финляндия подчинялась Скандинавии. С 18 столетия Финляндия является частью России. В это время карелы и финны тесно общались между собой, беспрепятственно переходили границу, у них происходили смешанные браки. В 18 веке Финляндия была оккупирована Швецией, а в 19 снова перешла к России. Именно тогда начался наплыв финнов на территорию Карелии. В Карелии появилась финская диаспора. Некоторые переселенцы уехали обратно после Октябрьской революции. Другие – после Финской революции 1918 года. Таким образом к 1920 году в республике осталось 990 коренных финнов.
В начале 30-х годов в Финляндии начался экономический кризис, от притока беженцев число финнов в Карелии увеличилось до 12 тысяч человек (часть из них уходили дальше в Россию). К 1933 году их число увеличили иммигранты, приехавшие из США. К середине 30-х годов в Карелии проживало около 15 тысяч финнов. После Второй мировой войны, большая часть финнов вместе с армией Финляндии уехала на родину. Вместо них к 1950 году в Карелию приехали ингерманландские финны. Ими была сформирована новая диаспора, но с начала 90-х годов многие из них вернулись на родину.
Финский язык в Республике Карелия является традиционным. В общественно-политической сфере он с небольшими перерывами функционировал в течение всего советского периода и воспринимался как второй государственный язык республики. Однако, финский язык в Карелии никогда не имел статуса государственного языка в полном смысле этого слова. Тем не менее на финском языке публиковались официальные документы органов власти, велось судопроизводство, были соответствующие надписи на гербе и флаге. В декабре 1993 года эти нормы были отменены, хотя вывески и надписи на бланках госучреждений продолжали сохраняться вплоть до 2000 года.
Карелы (ко́рела)
Наиболее многочисленный народ среди всех коренных обитателей Карелии. Его точное происхождение неизвестно, но предполагается, что карелы отделились от финно-угорских племён, обитавших на территориях современных юга и востока Финляндии и юга Карелии. Произошло это в начале II тысячелетия нашей эры. Затем часть их перекочевала на север к Белому морю и Онежскому озеру. В последствии карелы ассимилировали вепсов и саамов, переняв часть их традиций и языка.
Со временем образовалось три ветви народности: собственно карелы, карелы-ливвики и карелы-людики, которые различались языковыми диалектами, культурными особенностями и традициями. Людики проживают преимущественно в Прионежье, ливвики – на юге Карелии. Есть ещё небольшая национальная группа сегозерских карел (лаппи), обитающая в районе озера Сегозеро. После перехода в 17 веке карельских земель к Швеции, крупная община карел переселилась в область Твери. Западные карелы присоединились к финнам и после ассимилировались с ними. Сейчас в России проживает примерно 60 тысяч карел.
Большая часть карел представляет собой беломорско-балтийских европеоидов. У них преобладает русый цвет волос, голубого или серого цвета глаза, светлая кожа, выдвинутые скулы. Карельский язык похож на финский, различия лишь в написании и акценте. В 60-е годы 20 века бытовой карельский язык начал исчезать из городов. Но в некоторых деревнях до сих пор используют карельскую речь. В русских летописях карелы впервые упоминаются в 1143 году. Однако существует гипотеза, что самое раннее упоминание карел встречается в датированной VI веком книге Иордана «О происхождении и деяниях гетов», где в списке покорённых королём остготов Германарихом народов присутствует «Thiudos in Aunxis» (чудь олонецкая).
Изначально карелы придерживались язычества в разных его проявлениях, у каждого поселения были свои обычаи и свои боги. Христианская вера начала проникать в регион в начале XI века, а «официальное крещение» состоялось в 1227 году – считается, что его самолично провёл великий князь Ярослав Всеволодович по время военного похода в северные земли. Большинство современных верующих карел придерживаются православного христианства.
Русские
Славяне, главным образом новгородцы, начали проникать в Карелию с первых веков II тысячелетия, но особенно интенсивно – с XIII века.
Заселив сначала участки у Белого моря и Онежского озера, впоследствии они освоили всю территорию Карелии, ассимилировав значительную часть финно-угорских народов. Новообразовавшихся поморов и заонежцев отличали особенности культуры и речи. Их диалект произошёл от языков Карелии и Скандинавии. Основными ремёслами были добыча рыбы и пушного зверя, производство соли, земледелие, торговля. Они являлись искусными мореходами и торговали с северными странами и Россией.
Дальнейшее продвижение славян в Карелию привело к формированию смешанного по составу населения и универсализации культуры.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы.
Ссылка на книгу «Листы каменной книги»: https://www.labirint.ru/books/583224/?p=34403