Ещё один интересный отель в Петербурге, в котором сохранилась старая отделка помещений, посетил я в феврале месяце 2024 года. Называется он "Абажур на Фонтанке" и находится в одном из домов-пропилеях на Бородинской улице.
Пропилеи (др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — ворота) - парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо участке (позднее - в архитектурном ансамбле или в дворцово-парковом комплексе)
Подобные дома-близнецы строились одновременно с прокладкой улицы и являлись её парадным входом (воротами).
Ещё лет 10 назад я знал, что все парадные этих зданий на первом этаже украшают типовые печи, некоторые из которых к настоящему времени привели в порядок. Это парадная, где находится отель.
Но тогда я не интересовался гостиницами, поэтому не был в курсе, что ещё более красивые артефакты находятся этажами выше.
Пока мы с вами будем пониматься по лестнице покажу вам витражи. Как я понимаю, они современные. Но рисунки цветных стёкол сделаны под старину.
Возможно, постарались отельеры.
Все витражи идентичные.
Ограждение.
На одной из дверей квартиры сохранился звонок "Прошу повернуть". Правда, рукоять отломана.
Перед тем как мы с вами войдём в гостиницу пару слов об истории дома
В XVIII веке в этих местах располагался ряд загородных помещичьих усадеб, а также стеклянная фабрика Эльмзеля. В начале XIX века тут стоял и двухэтажный дом министра народного просвещения А.К. Разумовского.
В начале XX века обветшавший дом Разумовского был разобран и на этом месте проложили улицу, назвав ее Бородинской в связи со столетием битвы 1812 года.
Одновременно с прокладкой улицы в 1910 году по проекту архитектора Прянишникова Николая Козьмича было начато строительство зданий Мещанского общества (двух домом-пропилеев).
По счастливой случайности, когда мы въезжали в гостиницу, большинство номеров были свободны. Поэтому нам удалось прогуляться по всем номерам, где были печи. Конечно же, с разрешения администратора.
В первом номере находилась довольно простая белая печь, украшенная венками.
Согласно исследованиям специалиста по печам Андрея Роденкова, эскиз данной печи можно увидеть в прейскуранте финского завода "Або" (Åbo kakelfabriks aktiebolag(AKF) - Turun kaakelitehdas (TKT)).
Печь выпускалась в самых разных цветах - бежевом, синем, красном, зелёном. В нашем случае в белом.
Сам номер с этой печью вызвал у меня самые приятные впечатления. Эдакая классическая красота!
Сохранилась и лепнина.
Также мне понравилось, что современная мебель сделана под старину. Имитация бюро, например.
После осмотра первого номера мы отправились во второй, где увидели более красивую зелёную печь с симпатичным панно.
"Печь с шишками" (финск. - käpyuuni) или как говорит финский специалист Helena Soiri-Snellman "mäntyuuni" ("печь-сосна") украшена панно, на котором изображены две сосны и, как я понимаю, костёр между ними.
Автором данной модели №162 финского завода "Або" (Åbo kakelfabriks aktiebolag(AKF) - Turun kaakelitehdas (TKT)) является архитектурное бюро Уско Нюстрём-Петрелиус-Пенттиля (arkkitehtitoimisto Usko Nyström-Petrelius-Penttilä).
Это мы с вами узнаём из статьи Андрея Роденкова.
Эскиз печи.
Данную печь изготавливали в разных цветах. Даже в жёлтом и бежевом. Но наша зелёная.
Во время осмотра печи мы заметили клеймо производителя. Правда, на нём было затёрто имя владельца завода. Поэтому здесь мы не смогли понять кто это. Но на другой печке имя сохранилось (об этом позже).
Надпись: "МЕДАЛИ БОЛ. и М. СЕРЕБ. 1897 г 1900 г.... ОВЪ"
Ещё немного деталей печи.
В помещении сохранилась и потолочная лепнина.
Что касается номера, то он выдержан, как и первый, в классическом стиле. Ничего лишнего. Уютно!
Имеется даже пианино для антуража.
Изначально для заселения мы выбирали между этим номером и следующим.
Остановились на номере, окна которого выходят на набережную реки Фонтанки.
К тому же в нём находилась красивая коричневая печь. Единственное, в этом помещении была утрачена лепнина. Центральной потолочной розетки, конечно, не хватало для полноценной картины.
Это был "Номер 21".
Рассмотрим печь поближе.
Здесь мы также уделили внимание латунным деталям и обнаружили клеймо, на котором надписи сохранились гораздо лучше чем у прошлой зелёной печи.
Надпись: ""МЕДАЛИ БОЛ. и М. СЕРЕБ. 1897 г 1900 г С.П. ЧЕНЦОВЪ ТУЛА"
Если вы помните, с другим тульским мастером, который занимался в том числе производством латунных деталей для печей и каминов, мы познакомились совсем недавно. Его имя В. Тепловъ и клеймо было похоже на это.
Если про Теплова в интернете я тогда нашёл довольно много информации, то про С.П. Ченцова вот - всё что есть.
Ченцов Сергей Петрович имел собственный дом на углу Петровской и Пушкинской улиц в г. Тула.
На кустарно-промышленной выставке 1897 года в Туле выставлял скобяные изделия и был удостоен серебряной медали.
В любом случае теперь мы с вами знаем две тульские фамилии, изделия которых использовались в отделке интерьеров Петербурга.
Изразцы поближе. Обратите внимание какой красивый виноград в верхней части печи.
Поближе.
Ещё гроздья.
А рядом красивое навершие с цветами.
Гостиница занимает две части дома. С одной стороны лестничной площадки находятся современные номера (туда не ходил). А с другой исполненные под старину, где мы и жили. Я остался доволен!
А это столовая. Но мы ели в кафе.
Ещё мне понравились картины художника Зводина (суда по автографу в правом нижнем углу).
И эта.
На этом прогулка по Дому Мещанского общества, в котором находится отель "Абажур на Фонтанке" закончена.
Напомню, где я храню все свои гостиничные путешествия по Петербургу.
Видео из нашего номера (одно дополняет другое).
Адрес: наб. реки Фонтанки, д. 86
Координаты: 59.926133, 30.331098
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!