- Мама, ты почему так долго? Я тебе во сколько сказала приходить? Опять опоздаете, а у детей режим... – Лена недовольно смотрела на пожилую женщину.
- Ну, дочь, у меня и свои дела есть. И опоздала то я на минут семь, не больше... - попыталась оправдаться Полина Андреевна.
- Раз решили в половину седьмого, значит нужно приходить во сколько договаривались. Не опаздывай больше!
Елена сердито сунула в руки матери листок.
- Это список того, что надо сделать. У детей сегодня занятия по плаванию и английскому. Отведи их вовремя, пожалуйста. Мама, это дисциплина. И это важно!
- Хорошо, - Полина Андреевна быстро пробежала глазами по списку.
Там, как и всегда значилось приготовление завтрака и ужина для детей, легкая уборка и время занятий для Леши и Марины. В общем, весь день был расписан буквально по минутам.
- И пожалуйста, не отклоняйся от графика! Я и так детей с трудом настраиваю на него. -раздраженно повторила Лена.
- Может им не надо жить по графику? Они же дети! А не сoлдаты.
- Мам, не начинай! Просто сделай то, что я тебе говорю. Без комментариев. Все, я ушла!
Елена схватила пальто с вешалки и выскочила из квартиры. Полина Андреевна грустно посмотрела ей вслед. Не так она себе представляла помощь дочери. А ведь когда то все начиналось совсем по-другому...
...После развода со Славой Лена попросила маму о помощи. Конечно, Полина Андреевна не смогла отказать дочери, к тому же она сама уже была на пенсии и вполне могла помочь. В пределах разумного конечно. Но требования Лены все ужесточались и к ней, и к детям. Елена уже давно не просила, а требовала и даже бывало покрикивала на мать.
Полина Андреевна терпела, хотя иногда и делала ей замечания. Лена вспыхивала от обиды и говорила, что просто устает одна тянуть свою семью.
- Я помогаю тебе и неплохо, - говорила женщина дочери.
- Да, извини, мам. Просто я очень переживаю, чтобы у моих детей было все самое лучшее. От этого зависит их будущее. - Лена обнимала мать.
Но потом все опять становилось на круги своя. Елена не понимала или забывала, что мать помогает ей просто так, по доброте душевной, и командовала.
...Полина Андреевна повертела в руках листик с расписанием детей. Пора было будить их, хотя еще было довольно рано. Но Лена пыталась воспитывать детей по какой-то новой методике, которая самой Полине Андреевне не нравилась. Но делать было нечего. Надо было поднять малышей, накормить их, хотя Леша вообще с утра не ел, а потом одеть и отвести в садик.
- Леша, Марина, вставайте! Просыпайтесь!
Она зашла в комнату детей. Девочка приподняла головку и сонно улыбнулась бабушке, а Леша только глубже зарылся в подушку.
- Еще пять минут, пожалуйста. Бабуля, пять минут...
- Ладно, пять минут и вставайте, а я пока вам кашу поставлю.
Полина Андреевна с трудом собрала вялых детей и отвела их в садик. По пути домой она зашла в магазин и купила все для ужина. Лена требовала, чтобы каждый день все было свежее.
В садике Леша и Марина были только до трех, а потом Полина Андреевна забирала их и вела на занятия – английский, плавание, танцы, математика, подготовка к школе, рисование – в зависимости от их расписания. Двойняшки были загружены и сильно уставали, а их мать даже не видела этого.
Полина Андреевна не знала, как сказать дочери о том, что той нужно немного смягчить свою политику. Лена только обижалась, но ничего не менялось. Леша и Марина часто капризничали из-за усталости, но Елена только покрикивала на них. Она считала, что лучше знает, что им нужно.
Этим вечером, когда Полина Андреевна ждала дочь с работы и смотрела на уставших детей, она собиралась серьезно поговорить с Леной. Женщина не была против развития малышей, но нужно было помнить и об их детстве. Лена даже запрещала им смотреть мультфильмы, считая, что это им навредит.
- Привет, мам, - Елена пришла в хорошем настроении. – Как день прошел?
- Да, как обычно, - женщины сидели на кухне, а дети играли в зале. – Я с тобой поговорить хочу.
- Что-то случилось?
- Нет, не совсем. Дети очень устали. Леша не хочет ходить на танцы, а Марине не нравится рисование. Почему бы им не отменить хотя бы что-то? Они просто не вывозят всего.
- Я их мать, - тут же вскинула голову Лена. – И я буду решать, куда и когда их водить. И вообще, потом они мне спасибо скажут, что я их всему научила. Не лезь не в свое дело, пожалуйста! И вообще, я твоих советов не спрашивала!
Полина Андреевна покраснела, ей было обидно такое отношение. Создавалось ощущение, что она просто прислуга для Лены и ее детей – отведи, приведи, приготовь и убери.
- Я их бабушка и не хочу смотреть, как ты их детства лишаешь.
- Так не смотри! – Лена усмехнулась.
- Так значит... Ладно, с завтрашнего дня сама их везде води и забирай. Я умываю руки.
Елена пораженно посмотрела на мать, а Полина Андреевна окончательно разозлилась и высказала все наболевшее.
- Я твоя мать, а ты обращаешься со мной, как со служанкой! Когда ты мне в последнее время спасибо говорила? Ты только приказываешь! А детей ты когда обнимала в последний раз? Ты знаешь, что Марина похудела на три килограмма из-за нагрузок? А Лешка спит плохо. Ты что, всего этого не видишь?
- Я думала, что это пройдет, они привыкнут, - попыталась оправдаться Лена.
- Нет, ты просто не хотела в это вникать, - голос Полины Андреевны немного смягчился. – Лена, я не говорю, что ты плохая мать, но тебе нужно немного сбавить обороты.
- Я разберусь, - повторила Лена.
- Разбирайся, только без меня!
Полина Андреевна ушла, оставив Елену в раздумьях. Дочь не хотела менять устоявшийся порядок и тем более не хотела, чтобы ее мать перестала ей помогать. Лена видела, что мама настроена серьезно, а значит, завтра детей нужно отвести в сад самой. А кто их заберет? Придется искать няню.
Лена тяжело вздохнула, понимая, что все ее планы пойдут наперекосяк. Может помириться с мамой? Она хорошо помогала, вот только пыталась учить ее жизни. А может мама права? Лена пошла в зал, где дети сидели на диване, вяло перебрасывая друг другу мячик.
Елена только сейчас заметила, что Марина похудела, а Лешка не выглядит веселым, как раньше. Сердце женщины сжалось, ведь она на самом деле любила своих детей. Просто хотела дать им то, чего не было у нее самой.
Она подошла к ним, присела на диван и обняла обоих. Лена с радостью почувствовала, как две мордашки уткнулись в нее и четыре маленьких ручки обхватили с двух сторон. Вот этого ей давно не хватало. Лена осознала, что в погоне за лучшим будущим, она стала упускать счастье в настоящем.
- Мама, нам скучно, - Леша заглянул ей в лицо, правда, без особой надежды.
За последнее время оба ребенка поняли, что их мама против мультиков и веселых игр. Она заставляла их учиться и кричала, если что-то шло не так.
Лена посмотрела на телевизор, висящий на стене напротив, а потом подмигнула сыну.
- Посмотрим мультики?
- Правда? – дети оживились.
- Да, конечно, хорошие мои. Вы уже поели?
- Да, мама.
- Вот и хорошо. Тогда выбирайте, что будем смотреть.
Уже перед сном Лена присела на кровать Марины и посмотрела на нее.
- Ты не хочешь ходить на рисование?
- Нет, у меня совсем не получается, - вздохнула девочка.
- А я на танцы не хочу ходить, - Лешка попытал счастья.
- Понятно, - Лена посмотрела на детей, - а куда вы сами хотите ходить? Что вам нравится?
Леша даже сел на кровати, с удивлением смотря на мать, она никогда не спрашивала такого.
- Я на плавание хочу! И на программирование! У нас ребята из садика ходят.
- А я на танцы! И на плавание тоже.
- Хорошо, только английский остается в силе. Вы должны его знать.
- Хорошо, - кивнул Леша и осторожно спросил. – А все остальное?
Елена посмотрела на сына, потом на дочь и улыбнулась им.
- Ну, я люблю вас и не хочу, чтобы вы уставали так сильно. Поэтому будете ходить туда, куда вам нравится.
- Ура! – Лешка вскочил на кровати и запрыгал.
- А теперь на бочок и спать, - Лена шутливо погрозила ему пальцем и вышла из комнаты.
Ей предстоял еще один сложный разговор. Она набрала номер матери, зная, что она еще не спит.
- Мам, привет еще раз. Я поговорить с тобой хотела.
- О чем?
- Прости меня, я не думала о том, что обижаю тебя.
Они немного поговорили, а потом Лена призналась:
- Я отменила детям несколько занятий. Теперь у них осталось только то, что им нравится и английский. Без него сейчас все-таки никуда. Спасибо тебе. И прости меня еще раз...
Полина Андреевна понимала, за что дочь благодарит ее и тепло улыбнулась.
- Теперь тебе придется составлять новое расписание.
- Оно будет гораздо меньше, - усмехнулась Лена.
Полина Андреевна даже не надеялась, что ее слова так быстро принесут успех. И была рада, что Лена изменила свое отношение к детям и к ней. Хорошо когда в семье близкие люди в состоянии найти общий язык...