В предыдущей статье мы говорили о том, что в настоящее время в юнгианском подходе выделяется 12 основных архетипов, и я обещала вам подробнее рассказать о каждом из них. Для начала, стоит поговорить о том, каким образом выявляется преобладающий архетип. Часто опытный аналитик может увидеть это невооруженным глазом: это становится понятно уже после недолгой беседы. Архетип сам заявляет о себе через комплексы и через сложившийся паттерн поведения человека в различных жизненных ситуациях. Кроме того, в юнгианском подходе есть различные методики и тесты на определение преобладающего архетипа: чаще всего, результат получается смешанный, но с преобладанием хотя бы одного архетипа.
Типологии, названия и описания архетипов даже внутри одного подхода могут отличаться. Например, одни базируются на древнегреческой мифологии: в качестве архетипов могут привлекаться образы Олимпийских богов - Зевса, Геры, Афины, Ахиллеса, Гермеса, Диониса и т.п. Другая классификация будет построена на более «приземленных» образах: Герой, Любовник, Шут, Славный малый, Заботливый, Правитель, Творец и т.п. Для описания архетипических проявлений также активно используются герои сказок: Золушка, Снежная Королева, Герда – и т.п., исходя из культурного контекста, эти образы также могут называться по-разному. Но пусть вас это не путает и не смущает: разными словами описаны, в сущности, одни и те же явления, паттерны поведения и особенности характера. Те же описания, но уже в более научном изложении, мы можем встретить и в клинической психологии:
Язык клинических описания – это система образов. Явления, описываемые с его помощью, также изображаются в других символических системах, таких, как сказки и мифы. На клиническом языке мы называем пациентов обсессивно-компульсивными, пограничными и т.д. На языке архетипов мы говорим, что в человека вселился Дионис, или он живет в стеклянном гробу, или накрепко прилип к смоляному чучелку, или работает как Золушка и т.п. … оба языка представляют одну и ту же реальность…
"Матрица структур характера: архетипический подход и модели развития"
«Матрица и потенциал характера с позиций аналитического подхода и теорий развития». Нэнси Дж.Догерти, Жаклин Дж.Вест
То есть, в сущности, говоря об архетипах, мы с вами имеем дело с давно изучаемыми, многократно описанными разными способами и разными словами, психологическими явлениями, но выбираем наиболее удобную, понятную и близкую нам классификацию.
Теперь к примерам
Человек в большинстве случаев не осознает, во власти какого именно архетипа он находится, поэтому первая задача аналитика – помочь ему выяснить это, выявить преобладающий архетип, и помочь человеку его осознать. Изначально же причиной обращения к психологу становится какая-то конкретная проблема или боль, которая мешает человеку быть счастливым. Он понимает, что что-то не так, что, несмотря на все его усилия, он не счастлив и его жизнь складывается не совсем так, как ему хотелось бы. И эта боль - и есть то самое «окошко», через которое до человека можно достучаться и помочь ему начать менять себя и свою жизнь к лучшему.
… Именно благодаря нашим ранам, архетипическим по своей природе, мы получаем возможность исцелиться на самом глубоком уровне, пробудить творческие энергии и процесс индивидуации
«Матрица и потенциал характера с позиций аналитического подхода и теорий развития». Нэнси Дж.Догерти, Жаклин Дж.Вест
Вот, например, такой случай. Человек живет на грани собственных возможностей, тащит на себе все – и дом, и работу, и детей, и друзей, и коллег; постоянно всех спасает, чувствует необходимость помогать, и не может никому отказать на просьбы о помощи. С социальной точки зрения этот человек очень удобен окружающим, и многие пользуются его безотказностью и готовностью броситься на помощь – то есть, его поведение социально поощряется. Человеку все говорят, какой он хороший и молодец, постоянно благодарят его, он не чувствует себя одиноким – ведь вокруг всегда есть люди. Однако, у такого человека не остается времени и сил на собственную жизнь, и в итоге страдают другие сферы: здоровье, финансовое положение, личная жизнь… А в сложной жизненной ситуации оказывается, что он – в вакууме, потому что все привыкли воспринимать его как сильную личность, и того, кто мог бы помочь ему в трудную минуту, в его окружении просто нет… Это – архетип героя.
Здесь нам очень важно обратить внимание человека на это обстоятельство, и помочь ему осознать тот архетип, во власти которого он находится. Мы беседуем о его детстве, и выясняем, что его мама хотела, чтобы он был «самым сильным, самым умным и самым лучшим» – и вот он с самого раннего детства и всю взрослую жизнь пытается «тянуться» и соответствовать, чтобы не разочаровать маму. Сначала – сознательно, потом – по привычке. Еще мы вспоминаем, какие именно персонажи в детстве вызывали в нем наибольший отклик, и на кого он хотел быть похожим. Оказывается, это супергерои из вселенной Марвел, и герои боевиков 80х – Рэмбо, Терминатор и т.п. Мы проводим некоторые параллели, и обращаем внимание на то, что в своей жизни человек часто проявляет себя как герой – но не только тогда, когда он готов к этому и хочет этого, но даже тогда, когда ему этого не так уж и хочется, а просто потому что привык, что все от него этого ждут, и он чувствует невозможность действовать как-то иначе. Это и есть захваченность архетипом.
В том случае, когда действия, продиктованные архетипом, совершаются помимо желания и воли человека, можно говорить об одержимости архетипом, потому что в этих случаях именно архетип руководит им, и диктует ему, как поступить, что сделать, расставляет приоритеты и распоряжается его ресурсами. Решения, которые принимает человек, одержимый архетипом – не его решения, они принимаются не сознательным, волевым усилием, а диктуются ему архетипом. Сам же человек хочет чего-то совсем другого…
И возникает следующий вопрос: что делать? Тут можно написать еще несколько статей, потому что начинается работа – долгая и сложная. Осознание одержимости архетипом – только первый, хотя и очень важный, шаг на пути к освобождению. В результате этой работы, в идеале – свободный выбор своих реакций, решений и действий, которые продиктованы не архетипом, а желаниями человека, его готовностью совершать те или иные действия, и, главное, смена ориентиров – когда человек принимает решения не из позиции «так надо», а из позиции «я делаю это потому что, я так хочу и это нужно мне».
Кто узнал себя в этом архетипе?