Найти тему

Как зарегистрировать товарный знак и защитить свой бренд от копирования?

Оглавление

Бренд - термин в маркетинге, а не в юридической области. Он олицетворяет эмоции и ценности компании, и выражается через ее наименование, логотип, фирменный стиль и другие элементы. Защитить бренд от копирования можно. Для этого необходимо зарегистрировать товарный знак. Аналогично и с логотипом. Для защиты логотипа от копирования нужно зарегистрировать товарный знак и уже его использовать как логотип. 

Источник фото https://www.freepik.com/author/vectorjuice
Источник фото https://www.freepik.com/author/vectorjuice

Что такое товарный знак?

Товарный знак - обозначения, которые позволяют идентифицировать продукцию, отличать ее от других. Товарная марка, торговая марка - это тот же товарный знак. 

Обозначения могут представлять собой разнообразные формы, такие как:

  • словесные (название бренда)
  • графические (логотип)
  • комбинированные (название бренда и логотип)
  • упаковка
  • форма товара
  • трехмерные модели
  • запахи
  • звуки или комбинации звуков (мелодии). 

Товарный знак следует использоваться в том виде, в каком он был зарегистрирован. 

Регистрировать в качестве товарного знака стоит все, что является вашим уникальным творением: от названия компании до оригинальной упаковки товара. Иначе существует риск копирования ваших идей, при этом у вас не будет возможности их защитить или получить компенсацию в случае незаконного использования. 

Оформить заявку на регистрацию торгового знака могут ИП, ООО и самозанятые. 

Официальной регистрацией товарного знака занимается Роспатент. Правообладатель имеет право размещать символ защиты ® рядом с товарным знаком. Штраф за незаконное использование этого символа может достигать 120 тыс. рублей.

Для чего нужно регистрировать товарный знак?

  • Безопасность. Никто не сможет использовать вашу торговую марку без вашего согласия. Нарушение этого пункта грозит конкуренту штрафом до 5 млн рублей, а также судебному требованию об удалении упоминаний знака на продукции и в рекламе.

  • Товарным знаком можно сделать и доменное имя вашего сайта. Если кто-то создаст похожее доменное имя, это может привести к закрытию сайта и изъятию домена. 

Например, официальная торговая марка под названием «Angry Birds» была зарегистрирована 27 августа 2015 года, и исключительные права на нее действуют до 4 апреля 2024 года, принадлежат компании "Rovio". В 2017-м году один предприниматель создал интернет-проект на домене angrybirds. Правообладатель отправил ему уведомление о необходимости передать права на сайт и домен. Владелец домена и ресурса требование удовлетворил. Если бы он этого не сделал, то были бы судебные разбирательства.

  • Безопасная торговля на маркетплейсах. Если нет нарушений в использовании товарных знаков, то и работа на известных маркетплейсах идет без проблем. Незаконное использование товарных знаков может привести к блокировке товарных карточек и/или закрытию магазина "нарушителя".

Как пример, представим ситуацию, где фирма ИП Алексеева из России закупает детскую одежду марки Shein из Китая и реализует их на маркетплейсах. Производитель из Китая зарегистрировал свой товарный знак только в своей стране, не оформив регистрацию в России. 
Если он выйдет на рынок России и оформит свою торговую марку, то ИП Алексеева, скорее всего, столкнется с проблемой блокировки своего магазина. Такая же неприятность ожидает ИП Алексееву, если марку Shein зарегистрирует другой продавец из России или даже сам покупатель, который решил стать селлером. 

  • Разрешение на использование франшизы. Вы зарегистрировали свой товарный знак, и даете возможность другому предпринимателю работать под вашим брендом (знаком). Как пример, франшиза Surf Coffee.

  • Запретить другим предпринимателям ввозить в Российскую Федерацию товары с тем же торговым знаком, что и у вас. Для этого необходимо включить ваш товарный знак в специальный таможенный реестр ТРОИС. 

  • Использование иностранной торговой марки, зарегистрированной в Роспатенте, в рекламе и на вывесках допустимо без ограничений. Но если марка не зарегистрирована, то ее использование в рекламе и на вывесках допускается только после перевода. 

Как зарегистрировать товарный знак? 

  1. Определите, что именно вы хотите зарегистрировать. Одна заявка - одна гос.пошлина. Если вы регистрируете словесное и графическое обозначение, нужно подавать 2 заявки и оплачивать 2 гос.пошлины. 

Перечень всех обозначений, которые можно зарегистрировать в Роспатенте 

2. Проверить обозначения на плагиат. 

Найти похожие товарные знаки 

Методические рекомендации для проверки 

Открытый реестр для проверки

Информационная система для поиска и проверки обозначений 

МКТУ 

3. Определите ассортимент товаров (услуг), которые будут представлены под вашим товарным знаком. Гос.пошлина за регистрацию зависит от количества классов МКТУ - Международного классификатора товаров и услуг, которые будут находиться под защитой товарного знаком. Например, шоколад, пирожное, кофе, чай относятся к 5-й категории товаров, газировка и минеральная вода - к 32-й, а молоко - к 29-й. Если вы планируете выпускать все эти продукты, то потребуется оплатить гос.пошлину за 3 класса. 

Определить класс МКТУ можно самостоятельно, но риск ошибок высок. Неправильный класс - впустую потраченные деньги. Корректно подобрать класс для регистрации вашего товарного знака вам помогут наши эксперты.Так дешевле. 

4. Подать заявку в Роспатент. 

Заявка  

-2

Срок регистрации - 18,5 месяцев. Срок действия - 10 лет. Каждые 10 лет регистрацию можно продлить. Заранее «купить товарный знак с автоматической пролонгацией на 50 лет» нельзя.  

5. Пройти процедуру регистрации товарного знака. 

Как происходит регистрация? 

Одна компания может зарегистрировать неограниченное количество товарных знаков. 

Так, компания «Coka-cola» зарегистрировала и название, и логотип, и форму самой бутылки. 

Регистрация товарного знака возможна для какого-то одного класса МКТУ, но в дальнейшем можно пройти процесс регистрации и по другим классам. Дополнить существующую регистрацию товарного знака нельзя. Если произойдет расширение линейки продукции, для защиты знака от копирования процесс регистрации придется повторить. 

Поэтому рекомендуем заранее (хотя бы на ближайшие 3-5 лет) определиться с каким ассортиментом продукции вы хотите работать. 

Например, если вы регистрируете товарный знак «ЦХ» для платьев (25-й класс МКТУ), а позднее решаете добавить в ассортимент кожаные сумки (18-й класс МКТУ), но для них товарный знак вы не регистрировали, то ваш товарный знак «ЦХ» будет защищать только платья. Другой производитель сможет использовать ваш товарный знак «ЦХ» на сумках.

Конечно, можно зарегистрировать товарный знак по всем категориям МКТУ, но это повлечет за собой значительные расходы.

Что нельзя зарегистрировать как товарный знак?

Запрещено регистрировать указание на продукт, общепринятые термины, широко используемые обозначения конкретных товаров.

Перечень того, что нельзя регистрировать в качестве товарного знака 

Процесс регистрации включает в себя три шага

Шаг 1. Проверка документов может занять от 2 до 6 месяцев. В случае неверного выбора класса, Роспатент отправит уведомление об ошибке. Следовательно, и государственная пошлина может измениться. Отказ в регистрации из-за такой ошибки не произойдет, но процесс может затянуться еще на 1-2 месяца.

Этап 2. Эксперты проведут проверку маркировки. Обнаружат ошибку? Уведомят о предварительном отказе. Заявитель сможет дать 1 ответ-возражение, и предоставить разнообразные доказательства возможности зарегистрировать его товарный знак. Нередко для этого прилагают к заявке письменные разрешения правообладателей аналогичных товарных знаков.

Этап 3. Экспертиза товарного знака успешно завершена. Начинается регистрация товарного знака и выдача электронного свидетельства. Заказать бумажный вариант можно за дополнительную плату.

В случае отрицательного решения, его можно оспорить за дополнительную плату.

Можно ли зарегистрировать товарный знак, принадлежащий иностранной организации, если срок действия не истёк? 

  • Нет, если срок действия регистрации еще не истек. Если иностранная компания покинула рынок, но не аннулировала свой товарный знак, то использовать его нельзя.
  • Нельзя зарегистрировать такой же знак, который уже был зарегистрирован ранее. 
  • Да, если срок действия регистрации товарного знака истек, и с этого момента прошло 3 года. 

Сколько стоит регистрация товарного знака? 

Стоимость может варьироваться от 40 000 до 60 000 рублей в зависимости от конкретных условий и требований.

Наши эксперты помогут вам определить актуальную стоимость. Просто оставьте запрос в чат-боте в телеграмме или на нашем сайте. B

Источник фото https://www.freepik.com/author/freepik
Источник фото https://www.freepik.com/author/freepik