Практически одновременно мне на глаза попались три ролика, снятых американскими телевизионными деятелями искусств по результатам посещений двух хорошо известных в чайных кругах американских чайных проектов, работающих в Южной Каролине: Table Rock Tea Company и Charleston Tea Garden. Ролики, возможно, будут интересны специалистам, занимающимся выращиванием и производством чая в нетипичных регионах. Ну потому что там и на питомники можно посмотреть, и на оборудование немножко.
Мне же в этих роликах понравились два неочевидных момента. Они никак не связаны с процессом выращивания и производства чая или с каким-либо чайным оборудованием. В конце-концов, чайное оборудование везде примерно одинаковое. Да и процесс производства все заинтересованные лица видели уже неоднократно. В отличие от процесса потребления американского чая.
На самом деле, когда я смотрю на американские чайные проекты, производящие чай в относительно больших количествах, у меня всегда возникает один и тот же вопрос — кто и зачем его покупает. Потому что для таких объемов нужен постоянный и стабильный спрос — а на южнокаролинский чай я такого спроса представить себе не мог. Из-за стереотипизированного мышления, как оказалось — я по привычке полагал, что массовый и стабильный спрос на чай формируется потребителями, которые пьют его горячим. И не понимал, как американский чай может на этом поле конкурировать с чаем из традиционных чайных регионов. Понятное дело, что какую-то часть чая раскупят на сувениры и по приколу. Но стабильного сбыта такие продажи не обеспечат — а он у южнокаролинских проектов явно есть.
При этом я напрочь забыл о том, что речь идет о классическом американском Юге, где чай, в основном, потребляют в холодном виде и с сахаром. И когда в одном из роликов прозвучало что-то вроде «конечно с сахаром, мы же в Южной Каролине», у меня все сложилось. Как сырье для приготовления классического айсти черный чай южнокаролинских чайных проектов и подходит отлично, и вполне конкурентоспособен. Так что со стабильным спросом у этого чая все в порядке — просто этот спрос не там, где я привык его видеть.
Ну а второй момент, он про забавные культурные различия. Когда я веду разные чайные курсы для начинающих, то часто провожу яблочные аналогии. Для образности, во время рассказа об окислении компонентов чайного листа и о том, что этим окислением можно управлять. Так вот, в одном из американских роликов наш американский чайный брат тоже рассказывал про окисление журналистке и для образности вспомнил про бананы и авокадо, на которые надавили пальцем или еще как помяли — и там все покоричневело.
Забавно, когда рассказывая о производстве чая и окислении, люди оперируют не яблоками, а бананами с авокадо.