Я рано осталась без матери. После ее смерти я оказалась на попечении любящего отца, а также с бабушек, дедушек и других родственников, которые меня любили и уделяли массу внимания. Но каждый раз, когда во дворе слышала чье-то «мама», что-то болезненно сжималось внутри: хотелось тоже кого-то так звать.
Когда Виталик познакомил меня со своей семьей, я была покорена его матерью: добрая и заботливая – именно такая, о которой я всегда мечтала. Мы сразу подружились, кроме того, у нас оказалось общее увлечение – кулинария. Мне нравилось вместе обсуждать новые рецепты, вместе готовить. Но после нашей с Виталей свадьбы отношения с его мамой внезапно изменились. Она все реже звонила, а когда мы собирались вместе, вела себя так, как будто мы чужие люди. А ведь я так хотела материнской ласки! Но назвать мамой свекровь, обращавшуюся ко мне на «вы», не поворачивался язык.
– Не пойму, что происходит с твоей мамой, – как-то пожаловалась я мужу, когда мы вернулись после ужина у свекрови. – Предложила помощь на кухне, а она отказалась, будто мне ничего нельзя доверить. Кстати, а ты еще не сказал ей, что я вскоре собираюсь открыть свое дело?
Уже больше года я вынашивала план превратить свое хобби в маленький бизнес – готовить офисные обеды.
– Сказал, – кивнул Виталик. – А насчет помощи... Не обижайся, на самом деле она к тебе очень хорошо относится. Просто не хочет утруждать, мы же пришли в гости…
Я лишь вздохнула в ответ, так как мечтала, чтобы свекровь видела во мне дочь, ну или как минимум родственницу, но никак не гостью. Но навязываться я не любила и, сделав еще несколько попыток сблизиться с Антониной Сергеевной, поняла: это бесперспективно, да и бросила затею.
Спустя полгода я наконец-таки собрала сумму, необходимую для организации бизнеса. Муж создал мне сайт, я наняла помощницу для приема и обработки заказов, а готовила сама. Акцент решила сделать на полезной пище – только натуральные продукты от проверенных поставщиков, исключительно здоровая еда.
Благодаря рекламе в Интернете появились первые заказчики, и, готовя очередное эксклюзивное блюдо, я чувствовала себя просто королевой кухни, мечтая о том, как постепенно заработаю на открытие полноценного, хоть и небольшого, кафе.
Но со временем заказов становилось все меньше. Я ломала голову, пытаясь найти причину моей неудачи в конъюнктуре рынка и очередной волне кризиса, вновь и вновь пересматривала меню в поисках изъянов в нем. Мне не хватало поддержки и мудрого совета, хотя, казалось, пора бы уже к этому привыкнуть…
И как раз в это весьма сложное для меня время Виталик вдруг сообщил, что свекровь планирует устанавливать в своей квартире новые пластиковые окна и поживет у нас, пока будут выполняться все работы.
Я с трудом сдержала стон. Отказать в крове матери мужа я, конечно, не могла и не имела права, но две недели натянуто улыбаться и произносить «все в порядке» в ответ на ее вежливые вопросы было сейчас выше моих сил – мой маленький бизнес, продуманный, казалось, до мелочей, трещал по швам. И гроза таки грянула.
Как-то утром, зайдя на кухню после бессонной ночи, я встретила там свекровь, варящую себе кофе. Завидев меня, она хотела ретироваться. И я не выдержала:
– Куда же вы, Антонина Сергеевна? Вообще-то я не кусаюсь!
– Наташа, ну что вы такое говорите, – смутилась она. – Просто я не хотела вам мешать готовить завтрак.
– А вы мне нисколько не мешаете, – пробормотала я.
Потом достала из буфета чашку и, бросив в нее пакетик чая, села за стол, ожидая, когда закипит чайник…
– Наташенька, я заметила, что в последнее время с вами как будто что-то не так… – неожиданно произнесла свекровь, присаживаясь напротив. – Если вам вдруг хочется с кем-то посоветоваться или поговорить, знайте, я всегда готова…
– В самом деле? Странно. А мне кажется, что вы стараетесь избегать общения. То есть постоянно держите дистанцию. Почему? Может, вы ревнуете к сыну? Или я просто не нравлюсь вам? Только честно!
– Да ты что! – эмоционально воскликнула Антонина Сергеевна, неожиданно перейдя на «ты». – Да я лучшей невестки и пожелать бы не могла… Но, понимаешь, детка, у меня в свое время была просто ужасная свекровь. Она все время лезла со своими расспросами и непрошенными советами, в буквальном смысле не давала нам с мужем свободно и шагу ступить… По большому счету, именно из-за нее мы с отцом Виталика и развелись. Вот тогда я и решила: когда наш сын вырастет, ни за что не стану для его жены таким вот тираном. Поэтому и стараюсь не лезть в ваши дела.
– Спасибо вам большое, Антонина Сергеевна – с облегчением вздохнула я, – а то мне уже стало казаться, что вы меня за что-то невзлюбили. Старалась понять за что и не могла. А поговорить откровенно всё как-то не решалась.
– Девочка моя, – совершенно незнакомым нежным голосом произнесла Антонина Сергеевна и погладила пальцами мою ладонь. – Ты прости меня, дуру старую. Видимо, я действительно перегнула палку со своей политикой невмешательства. Ты уж не обижайся, пожалуйста... А теперь рассказывай, что у тебя случилось.
И я послушно, как на духу, выложила ей все свои проблемы, поделилась всеми несбывшимися ожиданиями и растраченными надеждами.
Выслушав меня, свекровь предложила необычное решение: попробовать совместить в моем меню здоровую еду с рецептами традиционной домашней кухни.
– Понимаешь, Наташенька, я почему-то уверена, что людям уже до чертиков надоели блюда из якобы супер-полезных продуктов, которые избавляют от лишнего веса и холестериновых бляшек. Очень многие соскучились по тому, что любили в детстве: рассольникам и борщам, домашним голубцам и котлетам, пирогам и вареникам. А ведь если готовить это всё качественно и из натуральных ингредиентов, то это принесет не меньше пользы, чем салаты из заграничных морепродуктов, фруктов и овощей, – заверила Антонина Сергеевна.
После того разговора прошло всего четыре месяца, но мой бизнес уже приносит первые прибыли. Готовлю я теперь намного больше. Но не одна, мне помогает свекровь.
Все, кто нас знает, говорят, что мы – отличная компания! Антонина Сергеевна уже отбросила свою холодную вежливость и называет меня не просто по имени, а доченькой. А я ее – матушкой. Уж очень мне нравится, как звучит это слово. Даже душевнее, чем мама...