С 18 марта у православных верующих начался Великий пост, предшествующий главному христианскому празднику – Пасхе, которая в этом году выпадает на 5 мая. Это время молитвы и поиска смысла жизни, время, когда человек борется со страстями путем ограничений в пище и развлечениях. О том, каково духовное значение самого строгого в году поста и как себя настроить, чтобы дни четыредесятницы принесли духовную пользу, мы поговорили со священником Спасского кафедрального собора Минусинска, иереем Сергием КРУГЛОВЫМ.
– Батюшка, сегодня множество различной православной и светской литературы, рассказывающей о том, как правильно соблюдать церковные посты, что можно употреблять в пищу, а от чего лучше воздержаться. И все-таки, что на ваш взгляд является главным и о чем нужно прежде всего помнить и думать в этот период?
– У Великого поста есть два основных смысла. Первый – это подготовка к главному христианскому празднику – Воскресению Христову (Пасхе). Долгие века это был единственный пост, установленный Церковью, еще и поэтому он всегда имел особенное значение.
Второй смысл Великого поста, как, впрочем, любого из четырех православных постов, наряду с Рождественским, Покровским, Успенским – это, конечно, борьба со своими грехами и страстями. В русском обиходе есть прекрасное на эту тему выражение: «прийти в себя». Но в данном случае это означает не просто оправиться с похмелья или там сбросить лишние килограммы, изнуряя себя тренировками в спортзале, а стать духовно чище, светлее, ближе к Богу. Пост – это когда человек чем-то жертвует для Бога. Конечно, он понимает: у него нет ничего такого материального, что бы он мог принести в жертву, ведь Господь все и создал. Тогда начинает искать в себе не материальные жертвы, а жертвы духовные. Вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста на эту тему: «Пост от милостыни заимствует свою твердость... Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества». Простыми словами – решивши отказаться от пищи, которой привык питаться каждый день, отдай стоимость этой пищи нищим, больным или, например, одиноким людям. Достаточно вспомнить одну из главных Божьих заповедей: «Возлюби ближнего своего», и понимаешь, как много хороших и добрых дел можно совершить за время постных дней. Пост – это не дисциплина, это аскеза.
– То есть запрет на употребление животной пищи в данном случае не считается главным условием поста?
– Церковь ничего не запрещает, у человека не должно быть такого суждения, что, мол, мне кто-то запретил, и как только этот запрет мной будет нарушен, моментально последует наказание. Пост – это не норматив ГТО и не полицейский устав, который нужно безоговорочно выполнять. Любой здравомыслящий человек (не говорю сейчас об истинно верующих людях, коих немного. Речь о тех людях, которые что-то знают о православии и, возможно, делают первые шаги на этом пути, которых часто называют не прихожанами, а захожанами храма) – так вот, думающий в этом направлении человек спросит: «Если все лучшее от Бога, то зачем ему что-то нам запрещать?» Условно говоря, почему любимые пельмени, которые я употреблял в пищу вчера, сегодня вдруг стали «ядовитыми»? Да не стали они «ядовитыми», не в них, собственно говоря, и дело. Дело в том, что человек, задаваясь этими простыми вопросами, начинает искать смысл в жизни, в своих поступках, в своих воззрениях. И это путь к познанию себя, первый шаг к познанию Бога.
Еще очень важный момент заключается в том, что пост – это всего лишь краткий период, остановка в пути, где мы можем присесть, отдышаться от суеты бытовой и немного подумать о том, для чего мы живем, что оставим после себя на Земле. Вот если бы человеку при крещении сказали, что он в течение всей жизни обязан соблюдать определенный пищевой рацион, тогда другое дело. Но Великий пост всякий раз заканчивается, неся с собой радостные дни Пасхи. И с какими чувствами и мыслями мы встретим Воскресение Господне, зависит от каждого из нас.
– Насколько важно получить благословение и напутствия от священника перед началом поста?
– В данном случае священник не является начальником в плане церковной дисциплины, как некоторые привыкли думать. Это же не бригадир советского времени, который дает задание – копать траншею или не копать. Когда человек подходит за благословением – это означает, что он все делает в Церкви, а не сам по себе, «от ветра главы своея», на диету садится. Если он приходит на богослужение и молится вместе с паствой и Церковью, он тем самым говорит Богу: «Я не сам по себе, не от самости своей в углу сижу и что-то себе нашептываю, я христианин, я – вместе с Церковью». И это очень важный момент поста, в том числе. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что Бог и так слышит тебя везде: в автобусе, в лесу, в магазине. И когда священник на что-то дает благословение, он дает его через Церковь, а не через себя самого. На этом же, кстати, построено таинство исповеди. Не священник, а Господь все слышит и отпускает грехи кающемуся.
И в этом плане отношения учителя и ученика – это не дисциплинарные отношения. Не нарушение какой-то нормы и не ее выполнение, а направленность на то, чтобы ученик научился чему-то, чтобы он изменился. Так мать заставляет своего ребенка мыть посуду! Сама бы она, конечно, сделала это намного быстрее и качественнее, но тем самым она приучает ребенка к чистоте, к тому, чтобы он научился за собой убирать. Для матери в данном случае важен сам ребенок. Как и для Бога важен сам человек, а не законы и не нормативы.
– Насколько важно с особым усердием молиться в постные дни? Ведь недаром говорят, что молитва в пост особенно важна для Бога, а не отказ от пищи. И какие молитвы преимущественно нужно читать в пост?
– Молитва нужна всегда, не важно, постные это дни или не постные. Молитва – это разговор человека с Богом. А если слово «молитва» употребляется во множественном числе, то скорее всего речь идет о Молитвослове, книге правил. Молитв, составленных в разное время разными людьми, множество. О здравии, о прощении, о болящих, о путешествующих и так далее. Но ведь когда близкие люди общаются между собой, они же не делают градации: сначала у нас будет разговор на бытовую тему, сейчас поговорим про насущное, про болячки, про кухню, про туалетную бумагу, потом про любовь…
Мы должны понимать, что каждое слово любой молитвы, прочитанной в книге – это слово все-таки не твое, чужое. Поэтому, читая тексты молитв, главное – вчитываться в их смысл и искать в них то, что трогает сердце, что ты мог бы назвать своим. Важно понимать, что ты произносишь. Если ты молишься и сам себя не слышишь, так говорит православный народ, как можешь думать, что тебя услышит Господь?
Польза молитвы в том и заключается, что человек находит в ней что-то важное лично для себя. Искал, подбирал слова, но не смог, потом прочитал какую-то молитву и понял: мне эти слова близки. Это как стихи: одни ты понимаешь и любишь, другие на тебя в силу разных причин не имеют такого воздействия и не восхищают. Но при этом человек же не может весь день говорить стихами, даже если в его копилке множество замечательных рифм. Так и с Богом общаться нужно лично, искренне, посредством своих слов и эмоций в первую очередь.
– Не первый год в обществе ведутся споры о том, что в современном мире логичнее было бы проводить богослужения на русском, а не на церковнославянском языке. Возможно, и прихожан в храмах было бы больше?
– С одной стороны соглашусь: от того, что человек не знает языка, на котором с ним общается Церковь, пользы мало. Но споры спорами, а ведь никто не знает, добавит ли интереса человеку Литургия, которую священник будет читать на русском. Опыта такого нет. Что тут гадать да спорить. Сегодня практически любой человек может найти возможность прочитать и понять в переводе на русский любой текст богослужения. Было бы желание.
– Батюшка, почему Церковь особенно выделяет и обозначает в период Великого поста первую и последнюю седмицы?
– Традиция эта не лишена смысла, потому что последняя, Страстная седмица, хоть и не относится к Великому посту, все-таки является наиболее важной, так как каждый ее день посвящен Христу и евангельским событиям. Не случайно каждый день Страстной седмицы перед Пасхой называют Великим: Великий понедельник, Великий вторник и так далее. А первая седмица – так называемая карантинная неделя, когда мы входим в пост, адаптируемся к непривычному для нас распорядку дня.
– Отец Сергий, что пожелаете православным верующим в дни Великого поста?
– Самое первое пожелание – чтобы для каждого христианина пост был делом радостным! Не безоблачно-праздным, а истинно радостным. Не воспринимался бы как урок или задание, которое со страхом перед оценкой «два» в школе надо обязательно выполнить. А был процессом творческим.
Тем, кто еще далек от православия, но уже начинает задумываться над смыслом жизни на Земле, рекомендовал бы чаще спрашивать себя: «Для чего я иду в Церковь? Зачем мне это нужно?»
И помните, впереди у нас весна и Великое Воскресение. На пасхальном ночном богослужении мы вновь услышим слова святителя Иоанна Златоуста: «Так входите же все в радость господина своего: и первые, и вторые, получите плату за труд. Богатые и бедные, друг с другом вместе ликуйте. Усердные и ленивые, почтите день сей. Постившиеся и не постившиеся, веселитесь сегодня. Угощение обильное, все насладитесь».