Ещё один — потому что "имя им — легион", всех примеров не перечислить. Примеров культурного разграбления. Нет, это звучит двусмысленно. Примеров разграбления Западом культуры и истории Востока.
— Почему пирамида Хеопса находится в египетской Гизе?
— Потому что она слишком тяжела, чтобы вывезти её в Британский музей.
Не смешная шутка. Иордании остаётся только позавидовать Гизе, потому что иорданские культурные сокровища оказались не столь тяжелы, чтобы вывезти их было невозможно. Зато одно из них было столь грандиозно и прекрасно, что послужило практически родоначальником Пергамского музея в Берлине.
Читатели на этом канале — люди разносторонние и неугомонные, вполне возможно, кто-то своими глазами это сокровище видел.
Что ж, теперь я покажу вам, откуда его получили в подарок / спасли украли.
Дворец Аль-Мшатта (замки пустыни Иордании — это и о нём тоже)
Замки пустыни Иордании (или то, что принято так называть) — достопримечательности вполне известные, но для большинства туристов из разряда "я уже видел Петру и Вади Рам, и Джераш, и Мёртвое море, что бы такого увидеть ещё?" К ним надо ехать, и совсем не общественным транспортом. Только три из них стоят в прямой видимости от трассы, а остальные — в таких пустынных выселках, куда Ахмед верблюда не гонял. Кроме четвёртого.
Тот, кто прилетает в Иорданию через аэропорт Аммана и на взлёте-посадке не зажмуривается, а смотрит в окошко, видит его почти под крылом. Как видели меня с камерой пассажиры этого самолёта, идущего на посадку.
О дворце Аль-Мшатта я знала с самого начала, но, напуганная в интернете мифическими полицейскими кордонами и необходимостью ехать через сам аэропорт, тянула время и не ехала. Пока не появилась в Иордании более храбрая хозяйка канала @travelstar_ushka. Двоим нам на арендованной машине море пустыня была по колено.
Так вот, никаких кордонов нет, есть обычная асфальтированная "узкоколейка" в объезд аэропорта. Есть совершенно понятный навигатору маршрут от Аммана. Есть территория, как бы огороженная и как бы закрытая. Вот на такие засовы. Ни охраны, ни платы.
Сам дворец, по технологии обратимого строительства ни шатко ни валко достраиваемый сейчас до туристической привлекательности, в своей реальной исторической жизни достроен так и не был. У него и имени ещё не было, или оно до нас не дошло. Имя ему дали позже местные бедуины. Лукаво не мудрствовали, но и смыслом сильно не морочились: Аль-Мшатта — зимовка, зимняя стоянка. Видимо, зимой использовали его по назначению: овец от ветра между стен прятали да сами ночевали.
История Аль-Мшатты
743 год, время династии Омейядов, Омейядского халифата со столицей в Дамаске. В правление вступает халиф аль-Валид II, помимо бурных строек запомнившийся в истории физическими особенностями (необычно длинными пальцами и сединой в 30 лет), склонностью к алкоголю и соответствующим этой склонности образом жизни. Что его в итоге и погубило: впервые за столетнее существование Халифата власть к следующему халифу перешла после убийства предыдущего, а не путем законной её передачи. Уже в 744 году халиф аль-Валид II был убит мятежниками в Азраке. До конца эпохи Омейядов оставалось всего несколько лет, подступала эпоха Аббасидов...
Но именно в эти два года, во время краткого правления аль-Валида II, и строился дворец (замок) Аль-Мшатта. В этом пустынном месте халиф задумал возвести огромный город, а дворец должен был стать самым большим и богатым из пустынных замков. Гибель халифа отправила в забвение и планы на город, и строительство дворца, а землетрясение конца VIII века и вовсе поставило на этой части истории Халифата точку.
К большому сожалению, надо сказать, потому что дворец и впрямь обещал стать роскошным по красоте. Ведь, несмотря на то, что количество посещающих его туристов находится в пределах погрешности, известность у дворца Аль-Мшатта подлинно мировая.
Культурное сокровище
Даже недостроенный, замок Аль-Мшатта в самом деле мог бы стать ещё одним сокровищем иорданской земли, не ограбь его турки и просвещённая Европа начала XX века.
Комплекс дворца был спланирован так, чтобы поразить своим великолепием всякого входящего на его территорию. Все архитектурные постройки (мечеть, дворы, колонный зал) примыкали друг к другу и образовывали цепочку зданий. Декор же, несмотря на детали греко-римского периода, выражал вкусы арабских принцев бедуинского происхождения и на его постройку халиф не жалел ни денег, ни времени, ни усилий. Камень и мрамор везли с отдаленных районов и из этого камня и мрамора создавали прекрасное...
За время строительства успели создать великолепное украшение главного фасада — орнаментальный фриз, вырезанный в камне. Фриз шёл длинной полосой шириной в пять метров и пересекал две многогранные башни.
Узоры ажурные и ювелирно тонкие. Они сплетены из вьющихся виноградных лоз, листьев аканта, фигур реальных и мифических зверей. Впрочем, из меня совершенно невозможный описатель подобных вещей, поэтому просто полистайте галереи фото и оцените это чудо сами.
Ценность этого фриза не только в собственно красоте и древности. Фриз Аль-Мшатты — образец времени, когда начал складываться именно ближневосточный арабесковый орнамент. Это были ранние годы исламской эпохи, культура ещё не полностью вобрала в себя её строгие религиозные запреты, но уже учитывала их в художественной практике.
Главной задачей строителей замка было создать для халифа статусное высококлассное место, где тот проводил бы аудиенции и встречи с гостями высокого уровня. Такими, как шейхи местных арабских племён. Для этого была предназначена парадная зона дворца, начинавшаяся как раз у украшенного главного входа.
Внутренний двор с водоёмом и садом, трехарочный фасад, колонный зал, церемониальный проход до зала аудиенций халифа. В комплекс дворца входили жилые "трёхкомнатные квартиры" для халифа и его окружения, предусмотрены были уборные и вентиляция. Предполагались и помещения попроще для жилья, кухни и охраны. А рядом с главным входом успели построить мечеть с михрабом, направленным в сторону Мекки.
Ну, а теперь возвращаемся к знаменитому фризу: его каменные рисунки очень хорошо показывают, как во время раннего ислама разграничивались светская жизнь и места поклонения.
Фасадный фриз в светской и жилой части дворца заполнены изображениями павлинов, львов, грифонов и других животных и мифических существ, а на стене, обращенной к Мекке, которая была частью мечети, вместо животных – растительные мотивы из сосновых шишек, виноградных лоз и лотосов. То есть в VIII веке уже существовала исламская практика избегания изображений людей и животных, но полного запрета она еще не получила, ограничившись первоначально только священными местами.
Нам это знание обязательно пригодится, когда мы с вами поедем-пойдем в другой замок пустыни, совершенно "неприличный"!
Ну что, кто-то впечатлился и жаждет увидеть эту красоту в Иордании своими глазами?
Увы, огорчу вас два раза. Во-первых, фриз дворца Аль-Мшатта находится не в Иордании, а в городе Берлине, в Пергамском музее. Музее, безусловно, великолепном, вот только удивляющем (нет), почему Ворота Иштар, фриз из Аль-Мшатты, Пергамский алтарь, Алеппская комната и вообще целый Музей исламского искусства (Германия ведь не так давно стала отчасти мусульманской страной) находятся в Берлине, а не в Иране, Иордании, Сирии, Турции…
Смотрите, как элегантно описывается история попадания в Берлин фриза из дворца Аль-Мшатта:
Забытый всеми пустынный дворец был вновь открыт только в XIX веке. Он попал в поле зрения европейских ученых в 1840 году, когда его посетил английский дипломат, археолог и искусствовед сэр Остин Лэйард. Позже, во время строительства Багдадской и Хиджазской железных дорог, этот памятник истории привлек внимание немцев, работавших на строительстве дороги. Они были очарованы красотой этого древнего чуда, весть о котором вскоре дошла и до германского кайзера. В итоге османский султан Абдулхамид II в 1903 году в знак дружбы передал часть драгоценного фасада дворца германскому кайзеру Вильгельму II.
Ну, какие лапочки, а! Очаровались и сп... Получили в подарок от тех, кто и сам на этой земле был временщиком, но ещё об этом не догадывался. Спасатели, а как же. Немцы с турками в ХХ веке были те ещё великие спасатели предметов искусства, мы в курсе. Сам фриз из иорданской (тогда сирийской) пустыни они спасли от бедуинов, как объясняют сами, а уже во Вторую мировую он пострадал в дни, когда немцам в Берлине "возвращали немцево" наши войска. (Не только наши, я знаю, но оставлю как написала.)
Второе огорчение для тех, кто недалеко от Берлина, в Берлине или собирается в Берлин: Пергамский музей в прошлом году закрыли на реставрацию на 15 (!) лет.
Пытается ли Иордания вернуть себе своё сокровище? Где-то мельком увидела строчку, что да, пытается. Увы, я сама уверена, что "съесть-то он съест, да кто ж ему даст…"
Но в Иорданию приезжайте! Как видите, вывезли германцы не всё, кое-какие камушки остались и даже сложены в ленту, дающую представление о былой роскоши. Резьбу можно рассмотреть, потрогать руками, представить, как оно было 1280 лет назад. А пока, вот прямо сейчас, пока ещё не приехали, можно поставить статье лайк! Автор канала очень старалась, чтобы вам было интересно))