Вчера было очень много вопросов в духе: "А зачем Серафиму этот проект, чему он там может научиться? Это лишняя трата времени. Опять мама его куда-то тащит, лишь бы не сидел дома. Лучше найдите ему работу. "
Ну так я вам сейчас расскажу, почему для нас это так важно. Да, научить бытовым навыкам можно, точнее, не так - нужно! - учить именно дома, в семье, что я, собственно, и делаю уже много лет.
На мой взгляд, весьма успешно. Сын помогает: может и пыль протереть, и полы везде вымыть. И посуду.
Может приготовить себе завтрак, обед или ужин. Купить в магазине продукты, вынести мусор.
Я всё, что могла со своей стороны, всё ему дала. Всему научила.
Да, были трудности. Долго искала подход. Вы, надеюсь, ещё помните, как всего лишь год с небольшим назад Серафим с истериками вытирал полки, как требовал обозначить порядок действий.
Как я ему делила комнату на квадраты, рассказывала всё поэтапно: "Сначала пылесосишь под стулом, потом вот этот ковёр, а потом другой. Потом протираешь пол тут и там."
Как он не мог остановиться, когда всё заканчивал и кричал: "Что ещё вытирать (пылесосить)? Но мы, молодцы, со всем справились.
А ведь до этого было ещё хуже.
Сейчас с ужасом вспоминаю, как сын мыл полы. Пробовали лет с тринадцати-четырнадцати. Ставила перед ним ведро, давала в руки тряпку, начинала объяснять, как отжимать, как надевать на швабру.
У него ничего не получалось, начинал психовать, всё швырять, пинать ногами ведро, так что оно опрокидывалось и разливалось на пол или на ковёр.
Проще и быстрее было самой всё вымыть, чем учить. Что я и делала, пытаясь сохранить свою нервную систему.
Всё сдвинулось с мёртвой точки, только когда сын пошёл в техникум и ему пришлось там дежурить.
Естественно, и в техникуме ничего не получалось. Серафим пока отжимал эту тряпку, был сам по уши в грязи и воде. Психовал, конечно. Его даже в угол ставили за плохое поведение.
Но тут, видимо, роль сыграла здоровая конкуренция: а как это так: Вася и Петя может, а я не могу? Я что какой-то не такой, хуже их?
И ведь научился относиться к уборке более-менее спокойно. Вёдра уже не летали.
Я глядя на это начала и дома просить мыть пол. Под моим руководством, конечно. Без руководства пока никак.
Но не было никогда и нет даже сейчас, когда сын многое знает и умеет самого главного - инициативы. То есть он никогда не скажет: "Ой, что-то пыльно. Пойду-ка я за ведром с тряпкой и наведу порядок."
Максимум помоет за собой посуду и то, что ещё найдёт в раковине. А пыль так и будет лежать, пока не попросишь убрать.
Попросишь - делает, не отказывается. Здесь он большой молодец. Но мне то нужно ещё другое: чтобы он действовал сам, без моей подсказки, без контроля качества.
Для этого и нужно участие в проекте. Хочется, чтобы там Серафим проявил себя. Научился сотрудничать в коллективе, выполнять разные задания, нести за них личную ответственность. А потом уже дальше будет двигаться.
Подумаем о сопровождаемом проживании и даже трудоустройстве.
Он ведь никогда по сути не был в коллективе. Детский сад не посещал, в школе был на домашнем обучении, в техникуме - изгоем.
Хотя и этот неправильный, с моей точки зрения, техникум дал для развития очень многое.
А тут, как я поняла, всё будет направлено на поощрение инициативы, самостоятельности. Вплоть до того, что "дети", которые что-то умеют сами, станут помощниками кураторов, наставниками для тех, кто недостаточно владеет навыками.
А это очень хорошо. Повышает самооценку и мотивацию, развивает эмоционально-волевую сферу, которая у людей с аутизмом не развита.
И потом, будут давать домашние задания, весь пройденный материал нужно будет закреплять в семье, присылать фото и видеоотчёты.
То есть это не просто так: пришёл, поглядел и ушёл. Всё довольно серьёзно. Жалко только, что в связи со сложившимися обстоятельствами, Серафим попадёт только во второй поток. Нет, мы и сами, конечно, не будем сидеть сложа руки, будет и дальше закреплять навыки.
Но что-то мне подсказывает, что именно во время участия в проекте появится долгожданное "я сам", "я могу, я сделаю." И за вещами своими начнёт следить без напоминаний. И много чего изменится.
Не знаю, конечно, может быть, я сейчас нацепила какие-то "розовые очки." Но мне очень хочется верить в лучшее, в то, что этот проект станет новой ступенькой к взрослению, к самостоятельности.
Всем тепла и хорошего настроения. А мы с сыном поехали на приём к психиатру.