В феврале 2024 года в СМИ появилась информация о необходимости восстановления выпуска самолетов ДРЛО А-50. Непонятно, о чем идет речь. Выпуск А-50 невозможен, так как самолет создан на базе Ил-76МД Ташкентского авиазавода, который полностью прекратил существование. Возможно, речь идет не о комплексе А-50, а о комплексе А-50У. Попытаемся разобраться.
Самолет ДРЛО крайне необходим в зоне СВО. Как известно, оптическая разведка работает только в дневное время суток и при хорошей видимости. Радиолокационная разведка круглосуточная и всепогодная.
Самолет фронтовой радиолокационной разведки Су-24МР очень стар и уже выработал свой ресурс. Дальний радиолокационный разведчик Ту-214Р пока не получается. Возможно, есть один-два опытных экземпляра, которые погоду не делают.
В давние времена беспилотные радиолокационные разведчики С-62 «Ромб» и «Пчела» проектировались в ОКБ Сухого и в ОКБ Яковлева. После прекращения этих работ, в начале 2000 года началась разработка беспилотника «Альтаир». Позже «Альтаир» был переименован в «Альтиус» и передан на УЗГА, не имеющий опыта разработки столь сложной техники. В 2023 году никаких сообщений о принятии «Альтиуса» на вооружение не было.
Разрабатываются также беспилотные радиолокационные разведчики «Гелиос», «Корсар», «Луч», «Орион» («Иноходец»). Об их принятии на вооружение также нет никакой информации. Главная проблема: все радиолокационные разведчики имеют или немецкие двигатели «Ред» или австрийские двигатели «Ротакс», поставки которых в нашу страну сегодня невозможны.
Есть проблемы и с космической радиолокационной разведкой. Разработаны два спутника-разведчика «Пион-НКС» и «Кондор-ФКА». В 2021 году запущен один спутник «Пион-НКС». В 2023 году запущен один «Кондор-ФКА». Об их работе на орбите ничего не сообщается.
Радиолокатор потребляет очень большое количество электроэнергии, и во времена СССР все подобные спутники имели ядерные энергетические установки, так как мощности солнечных батарей не хватало.
Сегодня спутники имеют не ядерные, а солнечные батареи. С задачей обеспечения электричеством радиолокаторов солнечные батареи могут не справиться.
Наконец, наземные станции. Даже мобильная наземная РЛС очень уязвима. Сразу после выхода в эфир она становится отличной мишенью, так как ее видят все авиационные, космические и наземные станции противника.
В этих условиях авиационный комплекс ДРЛО совершенно незаменим в зоне СВО. При диаметре антенны 10 метров он видит цели на дальности до 300 - 400 км. Степень его защищенности относительно высока.
К моменту распада СССР в составе ВВС России было 15 самолетов А-50 с РТК «Шмель». В состав радиотехнического комплекса входили: РЛС дальнего обнаружения, вычислительный комплекс, система госопознавания, средства наведения истребителей и средства связи. В состав экипажа входили: командир РТК, старший штурман наведения, два штурмана наведения, старший оператор сопровождения, два оператора сопровождения. Также в составе были бортинженеры РТК, РЛС, средств связи. Вместе с экипажем самолета экипаж составлял 15-18 человек.
Аппаратура радиотехнических комплексов «Свидетель» и «Прополис» передавала информацию на АСУ ВВС, АСУ войсковой ПВО и АСУ ВМФ. Параллельно информация передавалась на КП командующего армией и КП главнокомандующего видом войск. Возможности воздушного комплекса А-50 значительно превосходили возможности любых наземных, воздушных или корабельных РЛС.
Самолеты выпускались Ташкентским авиазаводом, аппаратура – Ташкентским заводом радиоэлектронной аппаратуры. Выпуск и самолетов, и аппаратуры был прекращен. Возобновление выпуска невозможно.
Комплексы начали стареть. Достаточно сказать, что на А-50 применялись ленточный магнитофон для регистрации цифровой полетной информации и проволочный магнитофон для регистрации речевой полетной информации. Перед операторами РЛС стояли черно-белые телевизоры с круглым кинескопом.
Еще в 1984 году началась разработка самолета А-50М с РТК «Шмель-2». Но в 1990 году все работы были прекращены в связи с отсутствием финансирования. Параллельно разрабатывались легкие самолеты дозора Ан-71 и Як-44. Но и эти работы были прекращены.
В 1990 году началась разработка самолета А-50У с РТК «Шмель-М». Через два года была выпущена рабочая документация, и в 1993 году началось изготовление отдельных частей комплекса. Вновь недостаточное финансирование помешало выполнить работы в полном объеме. Был проведен лишь минимальный объем по модернизации РЛС и замене совершенно устаревшей бортовой аппаратуры и аппаратуры ЭВМ.
Полноценное изготовление радиотехнических комплексов началось в 2009 году, после завершения госиспытаний и решения проблем финансирования. Сообщалось, что в строю оставалось 9 самолетов. Если просмотреть несколько сот фотографий самолетов А-50 в интернете, то обнаружим их бортовые номера 33, 37, 41, 42, 43, 45, 47, 50 и 51.
В 2014 году были модернизированы 3 самолета. К 2020 году, возможно, модернизировано еще 4 самолета. Далее информация расплывчатая. Сообщается, что к 2024 году так и остались модернизированными только семь самолетов. Но есть и информация СМИ о том, что модернизированы уже все 9 самолетов.
СМИ также сообщают о возможной потере трех самолетов в 2023 – 2024 годах на аэродроме Мачулищи в Белоруссии, над Азовским морем и над Краснодарском краем. В этом случае самолетов осталось не более шести.
В 2010 году началась разработка ОКР «Премьер» и самолета А-100. На этот раз был задуман полноценный комплекс нового поколения, на уровне лучших мировых образцов, с использованием радиоэлектронной техники последнего поколения.
Дальность обнаружения цели типа истребитель была увеличена до 600 км. Комплекс предназначен для обнаружения координат любых средств воздушно-космического нападения, включая беспилотные, гиперзвуковые, низколетящие летательные аппараты, баллистические и крылатые ракеты. Может вести обнаружение воздушных, надводных и наземных подвижных и неподвижных целей.
Первый полет А-100 состоялся в 2017 году. В 2019 году начались испытания. В 2023 году построен один самолет. Если он получился, то почему в феврале 2024 года намечено возобновить производство А-50?
Теоретически есть три причины.
Первая причина. Комплекс А-100 хороший, но очень дорогой. Его стоимость, вероятно, запредельная. Если комплекс А-50 стоил 30 миллиардов рублей, то комплекс А-100, возможно, стоит 50 миллиардов рублей. Если необходимо построить хотя бы 10 комплексов, то общая стоимость проекта будет астрономической.
Вторая причина. Комплекс А-100 начали проектировать в период нашей дружбы с Европой и Америкой. С тех пор все изменилось. Сегодня купить электронные компоненты становится сложно даже в Китае. Сначала китайские фирмы торговали охотно, но тормозили торговлю китайские банки, не желавшие портить отношения с американскими банками. Сейчас уже СБИСЫ нового поколения не хотят продавать России даже китайские фирмы, опасаясь нежелательных действий со стороны США.
Третья причина. В отличие от предшественников, самолет А-100 создан не на базе Ил-76МД с двигателями Д-30КП, а на базе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А. Двигатель ПС-90А более мощный и экономичный. Но он не выпускается. Вероятно, поэтому и выпуск А-100 «Премьер» невозможен.
Комплекс А-50 создан на базе понятных советских технологий. Комплекс А-50У ушел вперед, но недалеко. Вероятно, всю его аппаратуру российские заводы могут производить даже сегодня, в условиях санкций. Вероятно, именно поэтому принято решение возобновить производство не А-100 «Премьер», а А-50У «Шмель-М». Возможно, есть и другие причины.
Остается один нерешенный вопрос. Если все А-50 уже модернизированы и превращены в А-50У, то о каком возобновлении выпуска может идти речь? Если один или два самолета не модернизированы, то почему прекращены работы? Надо пригнать самолет из Иваново в Таганрог и модернизировать. Вот и все.
А-50У –хороший комплекс.
Подписывайтесь на канал «Прожектор оборонки»!
Михаил Первов