На канале опубликовано довольно приличное количество текстов, посвященных славянскому язычеству. Но все эти тексты рассказывают не о язычестве восточных славян, а о том, как славянская тема подается и исследуется на Балканах, в Польше, Чехии. Затронута мной и тема «Велесовой книги», которая в Сербии и Болгарии принята, как достоверный исторический документ, а в России, она считается мошеннической подделкой. (Анна Ярославна и Велесова книга). Да и кроме «Велесовой книги» существует ряд анналов и хроник, которые в разное время, разными учеными разных стран считались то достоверными, то напротив, объявлялись фальсификацией. Это то, что касается изучения славянского язычества в целом.
Говоря о славянском язычестве, я не уделила внимания языческой, дохристианской истории Руси.
Про богов, которым поклонялись наши предки, я рассказывала и даже давала кое-какие ритуалы, коими пользовались в древности. Упоминала и о мировоззрении восточных славян – наших пращуров. Но я совсем выпустила из внимания – русских князей и никогда не говорила о том, что многие ученые считают и Гостомысла, и Рюрика мифическими личностями, никогда не существовавшими в действительности. Исправляюсь.
И Гостомысл, и Рюрик представляются для некоторых исследователей персонажами загадочными и спорными. Существует масса теорий и гипотез, как о их происхождении и реальном существовании, так есть и масса версий о том, что в действительности никаких «гостомыслов с рюриками» в истории Руси не было.
Если кто-то смотрел фильмы М. Задорнова посвященные Рюрику и Олегу, то, наверное, помнит, что Михаил Николаевич приводил кое-какие доказательства того, что и Гостомысл, и Рюрик, и Олег – это реально существовавшие, исторические фигуры. Так вот, фильмы Задорного очень во многом повторяют «Записки касательно истории России», написанные собственноручно императрицей Екатериной Великой.
Сами «Записки…» - это довольно объемный труд, состоящий из нескольких частей. Пятая часть этой работы – «Родословник князей великих и удельных рода Рюрика». Посмотреть оцифрованную версию можно здесь. В этой работе Екатерина пишет родословную Гостомысла, Рюрика и Олега.
Даже в наше время о историческом труде, написанном Екатериной II не упоминают. Но при желании узнать что-то о древней истории Руси, наткнуться на него можно. А в подтверждение слов Екатерины есть несколько небольших исследовательских работ современных историков.
Естественно, что не только в 21 веке пишется история древнерусских князей. Велись изыскания по этой теме и в советское время. Но работы советских ученых начала и середины двадцатого века мало кому известны. Хотя и Янин, и Рыбаков, имеющие очень большой вес в научных кругах, очень осторожно относились к теме древнерусский князей рода Рюрика.
Особо вдаваться в подробности изысканий я не стану, и так предисловие получилось чересчур большим, но о той версии, что изложила Екатерина и те сведения, что удалось найти современным ученым, коротко изложу.
Итак,
Существует версия, что Русь в конце восьмого, начале девятого веков имела два или крупных центра – Новгород, Киев и Аркона. Новгород – северная Русь, Киев – южная и Аркона Западная.
О Новгороде
Но в отношении Новгорода, есть иная версия, которая больше удовлетворяет археологическим данным. Дело в том, что в указанный период - время Гостомысла - Новгород, по данным археологов не был городом, было три отдельных поселения и в город они объединились много позднее.
Справка: Но! В летописях существуют упоминания о том, что и до Новгорода у Северной Руси был свой духовный центр - город, куда для принесения даров, свершения треб съезжались не только славянские князья, но и правители соседних стран.
Аркона, как известно, располагалась на острове Руяне (Буяне), и жителями её был славянский народ, давший название острову – руяне. Аркона – была руянской столицей и помимо центра торговли имела значение и как жреческий центр. В городе был Храм, посвященный четырехликому Световиту.
Предположительно, подобный центр – город играющий роль транспортного узла и торжища, куда стекались купцы с соседних земель и имеющий функцию духовно-просветительского центра, должен был быть и в землях, получивших название Новгородских и в Киевских приделах. Либо…
Было несколько походов католицизма на Руян. Славянское население Руяна особо не противилось христианизации и изначально приветливо приняло миссионеров и не отвергло христианства, многие крестились. Но как только славяне поняли, что вслед за христианизацией следует онемечиване, так и миссионеров, и их штат с острова выдворило и вернулось к исконной вере. И тогда начались военные, завоевательские походы.
Руяне – это общее название населяющих остров славянских народов. В числе таких народов были ободриты (бодричи) и лютичи. Собственно, и название острова Руян или Буян – это от лютичей. После изгнания католиков с острова и противостояния с немцами и данами, славяне впервые стали приносить человеческие жертвы богам – христиан. (Настолько достали).
Но между тем, как бы не были жители Ругена/Руяна мужественны, немцы с датчанами их теснили.
Далее рассказывается о правителе ободритов Гостомысле (в немецких анналах и хрониках он «rex» - царь) и о том, что он воевал против Людовика Немецкого. В каких-то хрониках говорится, что Гостомысл был убит в бою, в каких-то он вообще не упоминается, в каких-то просто констатируется, что был такой король у бодричей и воевал с Людовиком Немецким.
Некоторые ученые делают допущение о том, что Гостомысл из Арконы и Гостомысл из Новгорода – это один и тот же человек. Поскольку и время правления, и описываемые хронистами действия, практически идентичны. Разночтения только в том, принимал ли Гостомысл участие в войне против Людовика Немецкого. Хронисты Людовика пишут, что Гостомысл был убит, все остальные хронисты пишут, что Гостомысл не принимал участия в войне по причине преклонных лет. Но в этот же период появляется Гостомысл в Новгороде, в городе, расположенном на северо-западе.
И историки делают вывод, что Гостомысл, возможно, пока молодые воевали, готовил место для переселения руян, в случае, если немцы победят и Аркона будет разрушена. В тот раз, победить славян у немцев не получилось. Аркона была разрушена позднее, во второй половине двенадцатого века. Но согласно Иоакимовской летописи, на которую ссылается Татищев, Новгородская земля, в период правления Гостомысла входила в состав земель бодричей, так что… Возможно, Новгород получил свое значение именно потому, что шло активное наступление на славянские земли «консолидированного, глобального Запада».
Ну а дальше в Иоакимовской летописи, которая до нас не дошла, но на которую ссылается Татищев и его слова повторяет Екатерина Вторая, Гостомысл, сыновья которого погибли, завещал новгородцам, по его смерти звать на правление внука Гостомысла Рюрика с братьями, что и было сделано.
Рюрик с женой Ефандой Урманской, пасынком Аскольдом (сын Ефанды от первого брака), братьями Трувором и Синеусом, шурином Олегом Урманским (брат Ефанды) и дружиною прибыл в Новгород.
Рюрик стал наследником Гостомысла по женской линии – мать его, Умила, была средней дочерью Гостомысла.
Вот как-то так…