Куда ходят люди, когда им плохо? К психологу, если есть деньги. К друзьям, если они недалеко. К маме, если она жива-здорова. В бар, на худой конец.
Студент Паша Голубев ходил на кладбище.
В первый раз попал он туда случайно, когда мирно проспал свою остановку по пути из института. Его растолкал удивлённый водитель и спросил:
-Эй, парень? Ты чего, проспал, что-ли?
Паша спросонья кивнул и начал озираться по сторонам.
-Мне в парк надо, у меня смена кончилась. Но ты не волнуйся, перейди дорогу и жди следующего, до одиннадцати времени у тебя полно.
На счастье Паши, май стоял тёплый и перспектива остаться одному на конечной остановке вечером его не пугала. Оглянувшись и поняв, что конечная находится в кольце одного из городских кладбищ, Паша решил пощекотать нервы и напрямик отправился к высоким чёрным железным воротам.
На удивление, вход был открыт, вокруг никого не было, только запертые ларьки, в которых продают садовый инвентарь и искусственные цветы, отливали разными красками в свете фонарей. В домике охранника горел свет и мерцал телевизор, в полной тишине тихо пели птицы, да дятел постукивал клювом по стволу.
Паша поёжился. Ни разу он не был вечером в таком странном месте.
Кладбище находилось на окраине города, на высоком берегу Волги, вид с которого в лунном свете открывался неописуемо красивый. Дойдя до края обрыва и посмеиваясь про себя, Паша сел на лавочку, заботливо установленную кем-то на самой кромке отвесного берега.
Закурив, он, неожиданно для самого себя, обнаружил рядом человека в плаще.
-Добрый вечер, - тихим голосом сказал тот. - Отдыхаете?
-Д-добрый, - заикаясь от неожиданности и озираясь по сторонам ответил Павел. - Почти. Жду автобуса. Решил прогуляться.
-Ну-ну. - ответил мужчина. - Погода сегодня замечательная, располагает к прогулке и беседе, вы не находите?
Павел пожал плечами и выдохнул дым, глядя, как он расплывается в серебристом лунном свете.
-Павел, Степанов. - протянул ладонь молодой человек.
Мужчина в ответ помотал головой и в ответ руки не протянул, но сказал:
-Кирилл Иванов.
Паша кивнул и убрал руку. Потом помолчал пару минут, выбросил окурок и сказал:
-Ну, я пошёл?
Мужчина качнул головой и Павел побежал на остановку.
По дороге домой думал, какая странная работа у этих людей? Днём похороны, слёзы и боль, ночью - тишина и уныние. Кирилл был абсолютно спокоен и не внушал страха, напротив, Павлу так и хотелось поделиться с ним своими проблемами, как с другом, которого у него никогда не было. Маме не до него, а отец, работая дальнобойщиком, считал его проблемы слишком несерьёзными, чтобы обращать на них внимание.
Второй раз Павел ехал на кладбище сознательно. В тот первый вечер на обрыве его охватило такое внутреннее спокойствие, что он хотел повторить это ощущение. А сегодня он так разругался с Соней, своей девушкой, что ему хотелось не то прокричаться, не то высказаться, не то просто вдохнуть влажного воздуха, которым овевал его тихий ветер тогда.
Привычно пройдя рядами могил, он вышел к кромке холма. Как и в прошлый раз, Кирилл оказался рядом на скамейке совершенно не слышно. Руки не подал, лишь тихо щёлкнул зажигалкой и затянулся. Павел начал рассказывать, что у него произошло, не спрашивая, удобно ли это и хочет ли собеседник его слушать. Он внутренним чутьём чуял, что хочет, и более того, может выслушать и понять.
Кирилл тихо спрашивал, кивал, иногда одобрительно улыбался, и к половине одиннадцатого, когда Паша собрался уходить, лишь тихо сказал:
-Всё образуется, вот увидишь. Всё можно изменить, пока ты - живой.
И ушёл, не попрощавшись.
Так Павел ходил на кладбище почти год. Обсуждал с Кириллом успехи, и тогда мужчина его сдержанно хвалил, а когда делился проблемами в институте, с девушкой и с родителями, Кирилл давал ему выговориться, не перебивая, или изредка давая ценные советы.
Спустя двенадцать месяцев, когда Павел уже закончил институт и устроился на своё первое рабочее место, он понял, что возможно, Кирилл - его единственный друг, понимающий и сочувствующий. Он поддерживал его, когда было трудно, внимательно выслушивал его жалобы и хвалил за успехи.
В то утро Павлу позвонили и пригласили в компанию, в которой он мечтал работать и трижды отправлял туда резюме. Но работать нужно было в другом городе. Понимая, что теперь долго не увидится с Кириллом, Павел приехал на кладбище не вечером, а днём, чтобы сообщить радостную весть мужчине. Из домика вышел заспанный сторож и спросил:
-Что хотите?
-Мне нужен ваш охранник, Кирилл. Он когда работает?
-У нас нет такого охранника. И никогда не было. Я тут двадцать лет работаю, и нас всего двое, я и Олег.
-Понятно. Наверное, проведывал кого-то. Что ж, спасибо.
Павел решил напоследок пройтись по знакомым рядам, в надежде встретить Кирилла. Но кладбище уже заканчивалось, а его нигде не было видно. Павел сел на скамью и оглядел окрестности. В дневном свете всё выглядело иначе, ярче и жизнерадостней. Опустив голову, Паша встал и развернулся, чтобы идти обратно и тут его взгляд упал на одно из надгробий неподалёку.
На могильном камне золотыми буквами было выбито:
"Кирилл Евгеньевич Иванов. 12.02.1970 - 13.03.2016."
А выше - фотография того самого Кирилла Иванова, с которым Павел вёл беседы уже год.
(Все персонажи, события и имена являются вымышленными. Любые совпадения - случайны).