Эпиграфы
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
К. Гельвеций
Есть только один непростительный грех — умышленная жестокость. Все остальное можно простить. А такое — никак нельзя.
Трумен Капоте. "Злой дух"
Эта рецензия написана в 2022 году и опубликована была на моей страничке в Прозе.ру. Но там она прочитана немногими, и мне захотелось в связи с поведением богатых людей нашей страны после начала СВО поразмышлять о том, какой будет дальнейшая духовная жизнь России. Поэтому я решила представить эту статью вам, дорогие подписчики моего канала "Шифры искусства" (Лариса Смирнова).
21 ноября 2022 года я посмотрела фильм "Жанна" (режиссер Константин Статский, сценаристы Екатерина Попечителева и Юлиана Кошкина, оператор Максим Осадчий-Корытковский, композитор Павел Есенин, художники Дарья Уфимцева и Никита Трубецкой; актеры: Ксения Раппопорт, Александр Новин, Таисия Вилкова, Евгений Миронов, Павел Кузьмин, Ростислав Бершауэр, Алексей Овсянников, Владимир Комаров, Ясмина Омерович и др.).
Сказать, что фильм меня потряс, ‒ это почти ничего не сказать! Я никогда не видела произведений, где визуальный ряд так передавал бы эмоциональную жизнь людей. В фильме нет, как это принято сейчас, экшена. Повествование идет медленно, даже тягуче ‒ нет клиповой подачи сцен, когда все мелькает и ты не успеваешь понять смысл сцены.
Вначале мы погружаемся в холодное серо-синее пространство шикарной спальни, где героиня ‒ бизнесвумен лет пятидесяти Жанна (фамилию мы так и не узнаем) ‒ будит своего молодого любовника и призывает его к близости. Но любовник не откликается на ее желание. Вскоре в такой же холодной, с каменными колоннами кухне-гостиной молодой человек сообщает Жанне, что он ей изменил и у его возлюбленной скоро родится ребенок. За стеклянным столом в унылом помещении повисает долгое молчание. Героиня бесстрастна и холодна. Она начинает сосредоточенно есть сырники. Любовник уходит, не позавтракав.
Уже в начале фильма можно понять, что серо-синее холодное изображение намекает нам на то, что внутренний мир Жанны так же безжизнен и тяжел, как ее квартира. В квартире ни разу не показаны стены, все какие-то переходы, темные колонны, высокие окна, за которыми ни разу не проглянуло солнышко. Нет ни одного домашнего цветка, ни одной книги, ни одной вазы, ни одной картины... Только серое, тусклое пространство, в котором нет уюта и завершенности: только закоулки, лабиринты, стеклянный стол, блестящие скользкие полы. Художники Д. Уфимцева и Н. Трубецкой хорошо передали замысел режиссера: показать нам душу героини через обстановку ее дома. Она сама появляется все время в темных брючных костюмах, и даже ее вечернее платье в сцене встречи со старым знакомым в блистательном исполнении Е. Миронова (которого я не сразу узнала: настолько талантливый грим его преобразил) блестящее, сине-стальное, как будто она закована в рыцарскую броню. И прислуга Жанны тоже появляется в темно-синем одеянии. Ни одного светлого пятна, никакой красочности, никакого отвлечения от красок склепа ‒ только холодный "оружейный" блеск .
И ее имя создателями фильма подобрано очень точно. Жанна ‒ французская версия имени Иоанна (Яна в русском варианте, Джоан, Джейн в английском эквиваленте), что в переводе с древнееврейского языка значит "благодать Божья" , но ассоциируется, конечно, в первую очередь с Жанной Д`Арк ‒ девой-воительницей за освобождение Родины. Все мы знаем или хотя бы слышали о невероятной самоотверженности Орлеанской девы. В чем будет проявляться "самоотверженность" Жанны в фильме ‒посмотрим... Во всяком случае, общее между этими женщинами то, что они закованы в броню: Жанна Д`Арк в настоящую рыцарскую, а наша героиня в холодные доспехи бесстрастности. Причем, с детства наша Жанна носила имя "Анна", а потом "офранцузила" его.
Действие развивается так, что возникает впечатление, что наша персона испытывается на человечность . Сначала она отдает распоряжение своему начальнику безопасности изъять все у своего любовника, чем когда-то его одарила: закрывает денежные карточки, отбирает квартиру, машину, но самое главное ‒ перекрывает ему возможность устроиться в городе на приличную работу. Он вынужден работать грузчиком, курьером, автоперевозчиком. Но попадает в аварию и должен заплатить хозяину большую сумму на ремонт искореженной машины.
Второе испытание героини ‒ это показать начальнику упаковочного цеха и рабочим, как нужно складывать товар в коробки. Она ведет себя как автомат! Не понимает, что упаковывают коробки живые люди, у которых может быть разное настроение, недомогания, огорчения. Кстати, мы так и не узнаем, какой бизнес она ведет. А то, что показаны коробки, намекает нам на то, что сама героиня закрыта от человеческих переживаний, она ‒ робот. И актриса Ксения Раппопорт великолепно это показала мимикой: почти неподвижное лицо ‒ холеное, ухоженное, бесстрастное. Конечно, она сделала себя: подтянутая фитнесом фигура, аккуратная и гладкая короткая прическа, скупые и нерезкие движения. Причем, в детстве у нее были длинные кудрявые волосы: режиссер часто вставляет эпизоды из ее ранней жизни, чтобы показать, почему она стала теперь скрытной и закованной в броню. А кудрявые, непослушные волосы ‒ это намек на свободу, на выбор пути. Сейчас героиня несвободна. Да, у нее много денег, но они и ограничивают ее волю: она слишком зависима от тех людей, которые исполняют ее волю. Вроде может приказать им что угодно, но только за деньги.
Третье испытание ‒ разговор с забастовавшими водителями грузовиков, которые недовольны оплатой своего труда. Бизнесвумен быстро и сурово с ними разбирается, призывая увеличивать скорость перевозок и таким образом меньше тратить времени на дорогу, а значит, у них будет больше оборота грузов и она будет больше им платить. Говорит о том, на каких постах ГБДД "прикормлены" полицейские. Бизнесвумен не заботится о безопасности своих сотрудников. И шоферы соглашаются с ее предложением. Везде обман и коррупция! И водители готовы идти на риск ради денег.
Потом в машине героиня учит своего заместителя, как нужно себя вести при забастовках. Об увеличении зарплаты сотрудникам речи не идет. Она дала им жестокий урок!
Четвертое испытание ‒ вечер в компании сотрудниц бухгалтерии своей компании. Героиня, задержавшись до позднего вечера, видит, что ее подчиненные отмечают в закоулке офиса (опять углы ‒ сотрудники не смеют собираться в кабинетах по личным делам) день рождения главного бухгалтера. Что-то в героине дрогнуло, и она решила вместе с женщинами поехать в стриптиз-клуб. Они расслабляются, вроде завязывается разговор с Жанной, но режиссер находит очень интересный прием: на подиуме, где работают стриптизеры, есть зеркала, эти зеркала бликуют, отражая золотистые одеяния выступающих. Возникает эффект Зазеркалья, где все искажено и как бы перевернуто. Конечно, это проекция на мировоззрение героини! Сотрудницы бухгалтерии отлучаются в туалет, и одна из них забывает свой телефон. На ее мобильник приходит сообщение, которое видит Жанна. В нем ругательства в ее адрес. И героиня принимает решение провести аудит в бухгалтерии. И приказывает своему заму по безопасности при малейшем нарушении финансовой дисциплины уволить весь отдел. Что и происходит в скором времени...
Итак, Жанна тест на человечность не прошла. Такие понятия, как гуманность, милосердие, доброта, не существуют в мировоззрении героини. Душу дьяволу она продала давно, даже не заметив этого. Это у Фауста, когда он проходил испытания у Мефистофеля, было понимание того, что душу отдавать рано. И потом, Фауст знает, что такое дружба, любовь, уважение к людям. У Жанны ни друзей, ни любви, ни уважения к окружающим нет.
Режиссер уже с начала фильма показывает нам детство бизнесвумен: эпизод с бродячими собаками, которые чуть не разорвали ее, когда она была еще девочкой Аней (эта часть повторяется 3 раза в течение повествования), уход из семьи пьющего отца, который обещал ее отвезти в Евпаторию (от него остался значок с названием города), заповедь матери: "Не жди ни от кого ничего, даже от меня", история криминальной торгашеской деятельности Жанны, ее любовь к главарю бандитской группы. В фильме эти вставки из детства и юности тоже мрачные, страшные. Единственное светлое пятно ‒ это кружевная белая скатерть на столе в родном доме. Как надежда на что-то светлое! И у нас пробивается лучик надежды на пробуждение души героини, когда бывший любовник приходит просить деньги, чтобы расплатиться с долгом за аварию. Причем, Жанна дает деньги, но так, что мы ожидаем подвоха...
Любовник героини тем временем теряет съемную квартиру, вступает из-за этого в драку, попадает в полицию, где у него вымогают взятку. Его возлюбленная рожает мальчика. Им с малышом совершенно некуда идти... И тогда от отчаянья бывший любовник Жанны решается пойти к ней!
Ночь, холод, ветер... Они с малышом ждут прихода бизнес-леди... Она возвращается пьяная и, мало что понимая, разрешает им войти в дом. На следующий день Жанна с удивлением обнаруживает семью бывшего любовника в своей кухне-гостиной. Она слышит, как рассказывает ее прислуга что-то из своей жизни. Героиня узнает, что у ее кухарки-горничной есть своя жизнь, дети... Она слышит смех молодой матери. Впервые в ее холодной квартире теплится жизнь!
Вскоре Жанна остается на некоторое время с новорожденным ребенком наедине, она ходит с ним по балкону и о чем-то напряженно думает...
Мы к концу фильма пытаемся поверить в воскрешение души героини. Однако финал потрясает: Жанна, стоя на балконе и глядя на через высокое окно на молодую мать, кормящую малыша, принимает страшное решение... Эпизод длится долго-долго: мы видим юную женщину и ее ребенка в черном ореоле! Возникает аналогия с Богородицей и маленьким Иисусом, но нимб над ними черный. И он расплывается черным пятном...
А Жанна стоит на балконе и курит...
P.S. Картина “Мафорий” Глеба Богомолова посвящена Богородице. На первый взгляд, такой поворот кажется странным, потому что здесь нет никакого действия, нет сюжета и даже лика Царицы Небесной. Мы видим лишь мафорий - покров Пресвятой Богоматери - через его символическое изображение художник передает не конкретное время, а саму вечность. Кажется, что это не картина, а скульптура из потрескавшегося камня.
У Г. Богомолова особая техника: один красочный слой накладывается на другой, и из-под него выглядывают золотые пятна как горящие угли. Думаешь, что перед нами ярко-красная накидка, сотканная из лавы. Она несет в себе отблеск христианских жертв...