«Если нас так много, то где мы все были раньше?» - пишет одна из посетительниц Борисовского кладбища в минувшие выходные.
И это, как говорится, очень хороший вопрос.
Ведь в этих цветах, конечно, не только любовь – это еще и огромная боль, и ужас от мысли от того, что мы ничего не смогли сделать, не смогли уберечь и спасти. Это такие символические и метафорические колени, на которые нам хочется упасть и попросить прощения. Нет пророка в своем отечестве, и самое дорогое, как водится, мы начинаем ценить по достоинству только тогда, когда это потеряем. И больнее всего всегда бывает от мысли, что уже ничего нельзя изменить. Что все эти попытки выразить свои чувства и поддержку, как несчастный Левий Матвей, пришли слишком поздно.
Колыхаясь вместе со всеми на этих злосчастных стадиях принятия, я вспомнила и про Повелителей Времени с планеты Галлифрей – а чем он вам не Доктор, который, возможно, просто отбыл в неведомую нам галактику, предварительно регенировавшись и приобретя новую внешность. Вспомнила и про растерянно бормотавшего Ватсона на могиле Шерлока – «Just for me, please, stop this. Don’t be dead».
Кто-то написал, что в момент, когда гроб вносили в храм, с крыши вдруг резко упала огромная куча снега, и тут мне сразу на ум пришел сериал «Красная дверь». Так заманчиво думать о том, что он среди нас, наблюдает за нами, невидимый, и пытается подать знаки – одобрения и поддержки. Хочется думать, что он все это знает и видит, и что ему все это вполне нравится. И честно глядя на все происходящее, надо признать – добрая половина из нас, если не больше, думает и надеется на то, что да, он все-таки видит.
Плохая новость заключается в том, что как бы не была наша нынешняя жизнь похожа на эпохальный роман или фэнтези-сагу, это сходство ограничивается лишь масштабами переживаемого нами зла и его отвратительными, глумящимися, ухмыляющимися, куражащимися гримасами, в которых нет ничего человеческого и даже животного. И поэтому наш мозг автоматически относит их к каким-то фантасмагорическим существам, инопланетянам, не имеющим представления о человеческой морали и простой базовой этике.
Кроме этого сходства, больше нет ничего – мы, увы, живем в физическом мире, где смерть необратима и неумолима, а чудес не происходит. Эта мысль жестоко ранит – пожалуй, даже сильней, чем окончательное принятие смерти – но с ней надо жить. Все чудеса, которые тут, на нашей земле могут происходить, мы можем делать только сами – сами себе волшебники и сами себе Докторы. И это, на самом деле, хорошая новость – потому что это действительно нам под силу.
И первое чудо, которое нам предстоит сотворить уже в ближайшем времени – это пережить и прожить эту травму так, чтобы она превратила нас в людей новой формации. Я об этом уже писала, но не устану повторять – это совершенно точно время обновления. Время для того, чтобы стать более ответственными, более серьезными, более восприимчивыми к чувствам и мнению других людей. Принять то, что мы не можем изменить и изменить то, что нам под силу.
Первым же делом нам придется принять тот факт, что время будет идти дальше, и все происходящее сейчас будет постепенно становится историей. Даже поток цветов со временем иссякнет, хотя сейчас нам очень не хочется об этом думать. Время будет идти вперед и вперед, и даже те скорбные выводы, которые мы делаем сейчас, забудутся и мы снова кого-то подведем, а кто-то подведет нас. Мы всегда будем думать о зле лучше, чем оно есть на самом деле, а зло всегда будет думать только о себе. И одно это простое обстоятельство никак не сможет нас уберечь от новых трагедий, которые, как ни горько это осознавать, все же будут.
Поэтому бессмысленно давать себе сейчас какие-то зароки и обещания – никто не знает, удастся ли нам их выполнить или нет. Единственное, на что мы сейчас всерьез можем полагаться – это только на собственную мудрость и собственную способность преодолевать горести и тяжелые дни. «Не сдаваться» - это, по моему глубокому убеждению, означает прежде всего не дать злу себя поглотить, не стать его слугой или послушным инструментом. Не озлобиться, не потерять человеческий облик, элементарно хотя бы не спиться. Предлагаю начать с этого, а дальше посмотрим, как пойдет.