Найти тему
Пограничный контроль

Стать тем, кем не успел при жизни. Сериал «Красная дверь»

Итальянский сериал «Красная дверь» метафорически как будто продолжает тему тайных спасителей и охранников этого мира, раскрытую в испанском «Министерстве времени». Только здесь в качестве такого незримого хранителя выступает не пришелец из другого времени, а призрак – погибший в ходе работы над делом следователь Леонардо из города Триеста на самом севере Италии. Всего в сериале, выходящем с 2017 года, два полных сезона и намечается третий.

Красная дверь – физическое воплощение прохода в другой мир после смерти, но Леонардо проходить через нее не торопится, так как у него в этом мире еще остались дела. Следователю-призраку, которого, понятно, в нашем мире никто не может услышать и увидеть, помогает довольно нелюдимая и замкнутая студентка Ванесса, которая, к своему смятению и ужасу, вдруг обнаруживает у себя экстрасенсорные способности.

Как и в «Рокко Скьявоне», создатели сериала «Красная дверь» явно попытались максимально абстрагироваться от всего «типично итальянского» - в зимнем Триесте довольно сумрачно и холодно, а герои вовсе не проводят все свободное время, поедая пиццу и попивая вино на залитых солнцем террасах кафе, а бегают по городу со стаканчиками кофе, зябко кутаясь в хорошие, но явно не слишком теплые пальто. Не холодно тут, кажется, только Леонардо, что понятно, и конечно, посмотреть этот сериал стоит хотя бы ради того, чтобы полюбоваться на исполнителя главной роли Лино Гуанчале в кашемировом свитере.

Но, разумеется, у сериала есть масса других достоинств, включая прежде всего то, что даже исполнители второстепенных ролей играют просто отлично. Местами все это выглядит буквально как документальные зарисовки будней итальянской полиции, настолько органично написан сценарий и убраны всевозможные штампы, характерные для этого жанра. Вся эта детективно-полицейская рутина, казалось бы, плохо сочетается со сверхъестественным сюжетом, но здесь он более чем кстати.

Потому что незримый и неслышимым никем, кроме Ванессы, Леонардо, который продолжает расследовать незаконченное дело, получает возможность увидеть и узнать гораздо больше, чем мог бы во плоти. В ходе дела, в частности, он узнает об угрозе для своей жены и из расследователя превращается еще и в спасателя, стремящегося во что бы то ни стало избавить ее от опасности. И по мере всех этих действий Леонардо, даже будучи призраком, ухитряется совершить немалый личностный рост, в корне пересматривая свои взгляды на жизнь, на самого себя, на свои отношения с близкими, на мироустройство в целом и, конечно, на добро и зло.

Только потеряв тесную связь с этим миром и получив возможность посмотреть на него немного со стороны, можно понять на самом деле, что является добром, а что злом, и что и то, и другое может выглядеть совсем не так, как мы от них ожидаем. Этот довольно старый драматургический прием – когда, к примеру, главным злодеем является на деле самый добродушный и милый член компании – здесь обыгрывается весьма изящно. Потому что духовное преображение призрака-следователя вдруг по касательной задевает всех его близких и коллег, которые тоже словно прозревают и начинают видеть вещи такими, какие они есть, включая свои собственные личности.

Когда меняешься ты сам, меняются и отношения, из поверхностных, натянутых или конфликтных становясь близкими, искренними, теплыми и глубокими. Вопрос о том, стоит ли умирать, чтобы понять, как любишь ты сам и как любят тебя, оставался бы философским, если бы сериал едва ли не с самого начала недвусмысленно не намекал – нет, не стоит, и с любовью вообще-то лучше разбираться при жизни. Иначе может наступить момент, когда перед тобой возникнет красная дверь, а ты так и не сказал любимым самого главного.