Найти в Дзене
ВЗГЛЯД

Трагическая эпопея Дины Саничара — реального Маугли, вдохновившего Редьярда Киплинга

Оглавление


В дебрях индийских джунглей развернулась короткая и мрачная судьба Дины Саничара, дикого мальчика, чья история, возможно, вдохновила Редьярда Киплинга на создание легендарной «Книги джунглей»

Портрет Дины Саничар, широко известной как реальный Маугли, сделанный где-то между 1889 и 1894 годами. / Фото: Викисклад.
Портрет Дины Саничар, широко известной как реальный Маугли, сделанный где-то между 1889 и 1894 годами. / Фото: Викисклад.

Знаменитый роман Редьярда Киплинга, «Книга джунглей», повествует о Маугли, мальчике, оставленном родителями и выросшем в волчьей стае. Несмотря на то, что его научили выживанию в дикой природе, он так и не научился общаться с другими людьми.
Эта известная сказка, впоследствии адаптированная Диснеем в несколько фильмов, завершается вдохновляющим посланием о самопознании и гармонии между человеческой цивилизацией и природой. Однако мало кто знает о том, что в основе этого произведения лежат трагические реальные события.
В XIX веке в Индии жил Дина Саничар, нередко называемый настоящим Маугли. Его воспитали волки, и первые годы его жизни прошли в убеждении, что он один из них. Охотники обнаружили его в пещере в Уттар-Прадеше в феврале 1867 года, после чего он был доставлен в ближайший приют.
Миссионеры тщетно пытались научить его всему, чему он не научился в детстве, начиная с основ ходьбы и речи. Однако пропасть между человеческим поведением и животными инстинктами оказалась слишком велика для Саничара, и реальная история Маугли завершилась не так, как в диснеевской версии.


Появление Дины Саничара: мальчика, выросшего среди волков


1867 год. События разворачиваются в районе Буландшахр, Индия. Однажды ночью группа отважных охотников пробираясь сквозь густые заросли джунглей наткнулась на небольшую поляну. За её пределами открывался вход в пещеру, который, по их мнению, охранял одинокий волк.
Охотники, полагая, что предстоит охота на дикого зверя, готовились к засаде, полагаясь на свою ловкость. Однако их планы рухнули, когда стало ясно, что «зверь» вовсе не зверь. Это был мальчик возрастом не старше шести лет. Он не приближался к мужчинам и не отвечал на их вопросы.
Не желая оставлять дитя на милость беспощадных джунглей, охотники решили доставить его в миссионерский приют Сикандра в городе Агра. Поскольку у него не было имени, миссионеры решили назвать его. Имя было дано в честь дня его прибытия — Дина Саничар, что на хинди означает субботу.
Впереди мальчика теперь открывался совершенно новый мир, где его ждала попытка воспитания и обучения всему, чего ему не хватало, включая базовые навыки ходьбы и речи. Но слишком большая пропасть лежала между дикой природой, которую он считал своим домом, и человеческим обществом.

Дина Саничар предпочитал есть сырое мясо и с трудом стоял на двух ногах. / Фото: Викисклад.
Дина Саничар предпочитал есть сырое мясо и с трудом стоял на двух ногах. / Фото: Викисклад.

Мальчик-волк: Саничар в борьбе за приспособление к «цивилизованному» миру

В период своего пребывания в приюте, Дине Саничару было дано второе имя — «Мальчик-волк». Миссионеры считали, что данное ему прозвище наилучшим образом отражает его происхождение, поскольку он, по их мнению, был воспитан дикими животными и никогда в своей жизни не встречался с людьми.
По словам миссионеров, поведение Саничара больше напоминало поведение животного, чем человека. Он передвигался на четвереньках, с трудом держался на ногах, предпочитал сырое мясо и грыз кости.

«Легкость, с которой он передвигается на руках и ногах, удивляет», — писал директор приюта, Эрхардт Льюис, своему коллеге. «Прежде чем съесть или попробовать какую-либо еду, он нюхает ее, а когда запах ему не нравится, он ее выбрасывает».


Общение с Диной Саничаром представляло собой настоящий вызов по двум причинам.
Во‑первых, он не разговаривал на том же языке, что и миссионеры, заботившиеся о нем. Каждый раз, когда ему хотелось выразить себя, он издавал звуки, напоминающие волчий вой или рычание.
Во‑вторых, он не понимал жестов. Всегда существует возможность взаимопонимания людей, не говорящих на одном языке, простым указанием пальцем на различные объекты. Но, поскольку волки не могут указывать пальцем (да и пальцев у них нет), этот универсальный жест, вероятно, оказывался для него бессмысленным.
С течением времени, несмотря на все трудности, Дина Саничар научился понимать миссионеров, однако на их языке говорить так и не научился. Возможно, человеческая речь оставалась для него чем-то невероятно чуждым.
Однако, по прошествии времени, чем дольше он находился в приюте, тем больше признаков человечности он проявлял. Он освоил навык стоять прямо, а по словам миссионеров, даже начал одеваться сам. Интересно, что некоторые утверждают, что он даже унаследовал самую человечную черту характера — курение сигарет.

Стая Дины Саничара: дикие дети множатся

Интересно, что Дина Саничар не был единственным мальчиком-волком, пребывавшим в приюте миссии Сикандра в тот период. Судя по словам суперинтенданта Льюиса, к нему присоединились еще два мальчика и одна девочка, которые, как он утверждал, также были воспитаны волками.
Этот факт вызывает интерес — за годы своего существования приют принимал так много детей-волков, что их появление уже не вызывало удивления. Фактически, сообщения о детях, выросших среди волков, поступали со всей территории Индии. В большинстве случаев миссионеры были единственными источниками этих рассказов, и поэтому вопрос о том, были ли дети действительно дикими, остается предметом дискуссий.

К концу своей жизни Саничар ходил прямо и одевался.  / Фото: Викисклад.
К концу своей жизни Саничар ходил прямо и одевался. / Фото: Викисклад.

Некоторые считают, что миссионеры выдумали эти истории, чтобы привлечь внимание средств массовой информации. Другие предполагают, что дети, возможно, вовсе не были воспитаны животными, а скорее столкнулись с умственными или физическими ограничениями. В этом случае истории могли возникнуть из-за того, что люди поспешили с выводами относительно их поведения.

Похожие судьбы и трагический финал «настоящего Маугли» Дины Саничара

Хотя многие детали истории жизни Дины Саничара трудно подтвердить, подробности жизни других детей, выросших в дикой природе, оказались более достоверными. Оксана Малая, украинская девочка, родившаяся в 1983 году, стала одной из них. Ее приютили бродячие собаки после того, как родители-алкоголики бросили её на улице, когда она была еще младенцем.
Когда социальные работники взяли её под опеку, Оксана не могла говорить и передвигалась на четвереньках. С годами терапии Оксана научилась говорить. Сегодня у неё есть парень, и она работает на ферме, заботясь о животных.
Ещё одним примером является Шамдео, мальчик из Индии, которого нашли, живущим с волками в лесу, когда ему было всего около четырех лет. У него были острые зубы, длинные когти и мозоли на ладонях, локтях и коленях. Он, как и Дина Саничар, скончался в молодом возрасте.
Дине Саничару было всего 35 лет, когда он пал жертвой туберкулеза в 1895 году. Ему так и не удалось полностью адаптироваться к жизни в приюте. Несмотря на то, что он был прототипом настоящего Маугли, его история закончилась трагически, тем самым подчеркивая трудность приспособления к человеческой цивилизации после жизни среди диких животных.

Независимо от того, насколько буквально можно воспринимать его как Маугли, история Дины Саничара замечательно сходна с «Книгой джунглей» Редьярда Киплинга. Это еще один пример увлечения идеей о том, что кто-то может вырасти в мире, полностью отличающемся от нашего.