Не прошло и полгода (хотя на самом деле прошло), как издательство MODIMIO выпустило в спецвыпуске к журнальной серии "Наши поезда" модель хоппера 19-752, анонсированного еще летом 2023 года. Релиз модели переносился несколько раз, но в конечном итоге продаж модели стартовали 05.03.2024, то есть примерно на месяц раньше, чем было объявлено в декабре прошлого года.
В оригинале такие хопперы-зерновозы строились с 1982 года по заказу МПС на Крюковском вагоностроительном заводе в СССР и в Румынии. Вагоны имели между собой очень незначительные визуальные различия, и самым надежным способом узнать, где строился вагон, является либо проверка его таблички, либо проверка по номеру в базе данных. (Впрочем такой способ работает не всегда, и известны случаи, когда табличка на вагоне свидетельствовала о выпуске вагона в Румынии, а по базам он проходил как вагон постройки Крюковского ВЗ.)
MODIMIO предлагает нам как раз вагон румынской постройки. Правда вместо заводской таблички, здесь на среднем бункере красуется информация о самой модели. Причем напечатана она таким образом, что видна даже на вагоне, мирно стоящем на полке. Обычно MODIMIO прячет такие технические сведения на днище моделей на не просматриваемых местах. Но тут конструкция вагона оказалась слишком сложной для решения такой задачи.
Что с этим делать? Стерпим и оставим как есть? Сотрем? Закрасим в коричневый? Перекрасим низ в черный? Или может перекрасим вагон полностью? Пишите в комментариях, что планируете сделать со своей моделью.
Кстати, на портале Scaletrainsclub есть очень интересный раздел про вагоны, в том числе ветка про хопперы-зерновозы 19-752. Поэтому если вам интересно посмотреть фотографии оригиналов, посмотреть вагон в деталях крупным планом и найти подходящий прототип под свою будущую переделку модели, то крайне рекомендуем начать сбор материала с этой ссылки:
Дискуссию пользователей вызвал и сам факт окраски нижней части бункеров и рамы в коричневый цвет. В оригинале вагоны красились в два цвета: коричневый верх и черный низ. Кстати на обложке, открытке и постере вагон изображен в такой окраске.
В реальной жизни после нескольких лет эксплуатации отличить цвет верха от цвета низа вагона уже практически невозможно. Вагон приобретал один темно-коричневый оттенок с вкраплениями ржавчины, грязи, пыли и т.д. Что касается прототипа, послужившего основой для первого варианта окраски этой модели, то он имел достаточно тривиальный внешний вид: ржаво-коричневый он был весь, в том числе, и тележки, и колесные пары.
А вот за что можно покритиковать модель, так это за излишне толстые детали: поручни, расцепители, лестницы - все это выглядит, конечно, толще, чем у аналогичных моделей данного хоппера, выпускавшихся ранее другими производителями.
Кстати о других производителях. Ранее эту модель делала сначала Модела из Латвии. Модель отливалась из смолы, имела ряд деталей из фототравления, металлические колесные пары и тележки Miniaturmodelle высокого качества, хорошо зарекомендовавшие себя при эксплуатации на макетах.
Модель выпускалась в нескольких вариантах окраски и в виде набора для самостоятельной сборки. В принципе заказать модель на сайте modela.lv можно и сейчас, если нет проблем с деньгами и их переводом в Евросоюз.
Следующими на рынке появились модели от латвийской же фирмы Bergs. Модели этого производителя также были из смолы, содержали детали из фототравления, имели металлические колпары и тележки от Miniaturmodelle. От моделей Modela эти отличались небольшими деталями, окрасками и номерами.
Модели Бергс выпускались малыми сериями и сейчас уже не доступны. Поэтому если вы счастливый обладатель моделей хоппера 19-752 от Бергса или Моделы, пишите в комментариях и добавляйте свои фотографии!
Если же сравнивать ранее выпускавшиеся модели Бергс и Модела с героем данной статьи, то нельзя в первую очередь не упоминать про стоимость моделей. В лучшие годы импортные модели зерновозов стоили в районе 50-60 Евро за штуку. Цена модели MODIMIO на дату выпуска составила всего 1499 руб.
Правда к этой цене нужно будет прибавить стоимость переделки или замены тележек и стоимость металлических колесных пар (+400...+900 руб. в зависимости от того, что и на что менять). Но в любом случае цена модели из журнала остается очень привлекательной, а модель по соотношению цена-качество не будет иметь себе равных в ближайшем будущем.
С учетом всех вводных, сколько моделей планируете брать? Парочку? Парочку парочек? Или сразу десяток, чтобы хватило на весь ваш домашний хлебозавод? Напишите в комментариях и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое долгожданное в мире отечественного ЖД моделизма!