Найти тему
Жорик – историк

5 марта — история самой культовой фотографии современности

Пожалуй, нет в мире человека, который ни разу в жизни не видел черно-белый снимок кубинского революционера Че Гевары. Сегодня эта фотография превратилась в полноценный бренд — изображение команданте Че можно встретить на кружках, футболках, постерах и значках. А интересно в этой связи то обстоятельство, что создателю культового снимка за всю его историю массового тиражирования он не принес никакой материальной выгоды.

Кубинский фотограф и репортер Альберто Корда сфотографировал Че Гевару совершенно случайно. Дело было 5 марта 1960 года. Тогда в порту Гаваны проходил траурный митинг по поводу жертв теракта. Выступал Фидель Кастро, а рядом с ним находились все известные кубинские политики и общественные деятели. Че Гевара скромно стоял в самом последнем ряду и зрителям его было практически невидно. В какой-то момент он сделал шаг вперед, и Корда успел трижды щелкнуть затвором фотоаппарата.

Такой была фотография Че Гевары изначально. 1960 год.
Такой была фотография Че Гевары изначально. 1960 год.

Редактору газеты снимок не понравился, ему был нужен фактурный Кастро. Но Альберто Корда не сдавался — дома он распечатал крупным планом «героического партизана» и повесил у себя на стене. Там-то фотографию и увидел итальянский издатель Фельтринелли, приехавший в 1967 году в гости на Кубу. Он выпросил у репортера несколько снимков, разумеется, не заплатив за них ни песо.

А той же осенью Че Гевару расстреляли в лесах Боливии. Предприимчивый Фельтринелли тут же выпустил несколько постеров, использовав подаренный ему снимок. И плакаты с героическим Че мигом обрели популярность сначала в Италии, а потом и по всему миру.

Итальянский издатель очень хорошо обогатился на этом, а вот фотограф никаких денег так и не получил. Дело в том, что Куба не признала Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, поэтому гражданам страны не полагалось никаких авторских отчислений.

Рекламный снимок Че Гевары, который использовал Mercedes в своей презентации
Рекламный снимок Че Гевары, который использовал Mercedes в своей презентации

На успехе фотографии погрело руку множество коммерческих компаний. Тот же самый «Мерседес» заменил звезду на берете Че своим логотипом и успешно провел рекламную кампанию новой модели. А вот британский производитель водки Smirnoff споткнулся — Альберто Корда подал на холдинг в суд. Использование образа Че Гевары на водочных этикетках сильно расстроило кубинского фотографа и процесс он ожидаемо выиграл.

Но сумму компенсации (50 000 долларов) бескорыстный Корда пожертвовал кубинским больницам, а сам же умер в бедности в 2001 году. Теперь образом «героического партизана» владеет американская компания Fashion Victim, которая обещает засудить любого, кто захочет продавать снимки без их согласия.