Во время послания Федеральному собранию 29 февраля президент анонсировал многочисленные выделения средств на целый ряд новых и старых инициатив, которые, по его словам должны быть реализованы до 2030 года, то есть, на протяжении 6 лет (что соответствует следующему сроку президентских полномочий). Эксперты принялись подсчитывать, в какую сумму обойдется реализация всех этих обещаний.
Оценки разнятся, но не очень существенно.
Например, РИА Новости подсчитали, что на все про все потребуется 17 трлн рублей.
А аналитики Росбанка вывели общую цифру чуть меньше: 14-15 трлн рублей.
Оценки других аналитиков плюс-минус схожи.
Глава Минфина Антон Силуанов уже отрапортовал, что все необходимые деньги для реализации президентских пожеланий будут выделены, и будут заложены в бюджет пока на трехлетний период в виде дополнительных расходов.
15-17 трлн рублей - это примерно половина текущих годовых расходов бюджета. На следующие 2 года нынешним планом в бюджете предусмотрены примерно аналогичные расходы, даже чуть ниже.
Если разбить эту сумму планомерно на 6 лет, то получится, что нужно выделять дополнительные 2,5-2,8 трлн рублей в год, что составляет около 7-8% совокупных расходов бюджета. Бюджет и так, мягко говоря, максимально раздут.
Если предположить, что все озвученные президентом меры будут реализованы, то где взять дополнительно еще столь существенные средства, если бюджет и так дефицитный?
Приглашенные экономисты даже в федеральных СМИ прямо утверждают, что исполнить все эти пожелания невозможно без существенного увеличения налоговой нагрузки.
Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников считает наиболее реалистичной оценку общих трат, предложенную аналитиками Росбанка, которые насчитали 15 трлн рублей. Это по 2,5 трлн рублей или 7% дополнительных расходов бюджета ежегодно.
Он рассуждает о возможных источниках финансирования этих расходов, и видит, что кроме повышения налоговой нагрузки ничего не остается.
Например, перспективы мировой экономики сейчас нерадужные, цены на энергоносители расти не будут, а скорее будут падать. Соответственно, доходы бюджета от этого важнейшего для России направления - тоже.
ФНБ уже и так изрядно похудел, ликвидная часть составляет около 5 трлн рублей. Интесивность инвестирования в экономику из средств фонда и так уже снижается, далее будет замедляться еще быстрее, просто нет денег.
Внутренние займы Минфину и так удается размещать меньше плана. И они уже идут на финансирование текущего бюджетного дефицита, больше на внутреннем рынке просто нет свободных ресурсов, а внешние рынки закрыты, да и вряд ли там сейчас найдется много желающих одалживать деньги России.
И самое главное, все это уже и так заложено в бюджет для финансирования текущих, ранее запланированных расходов.
Соответственно, считает Масленников, чтобы реализовать поручения президента, в любом случае придется и дальше повышать налоги, прежде всего, на крупный бизнес (напомню, что за последние 2 года они и так уже повышались несколько раз и вводились новые). "Ясно, что без усиления фискальной нагрузки обойтись на удастся", - отмечает он.
К таким же выводам пришли и аналитики банка "Синара", которые пишут, что финансирование дополнительных расходов "может повлечь за собой увеличение налогов, уплачиваемых публичным компаниями".
Ко всему прочему, и сам президент во время своего выступления указал на необходимость введения прогрессивной шкалы налогообложения как для бизнеса, так и для физлиц.
Причем из его слов следует, что уровень налогообложения тех, кто зарабатывает больше, вырастет, а тех, кто зарабатывает мало, не изменится. То есть, речь идет не о перераспределении налоговой нагрузки, что было бы справедливо, а именно об ее увеличении.
Нужно продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы.
И г-н Силуанов в этом плане тоже пообещал в скором времени подготовить предложения о том, как в России будут повышаться налоги.
Таким образом, пока все меры, озвученные президентом, фактически сводятся к тому, чтобы повысить налоги. И уже понятно, что это точно произойдет. А вот будут ли точно реализованы все озвученные программы и в каком объеме - это неизвестно. Например, из опыта прошлых лет понятно, что многие "обещания", озвученные во время предыдущих президентских выступлений попросту забылись с годами и канули в лету.
Если кто не понимает, кратко поясню, почему повышение налогов - это плохо. Даже если речь идет о налогах на бизнес (граждане ошибочно полагают, что бизнес пусть платит, а их это не коснется).
Коснется и еще как. Рост налогов - это рост затрат бизнеса, снижение прибыли. Это снижение будет компенсироваться за счет роста цен на продукцию. А еще бизнес будет меньше вкладывать в развитие, что будет тормозить общий экономический рост со всеми вытекающими негативными последствиями. Более подробно напишу об этом отдельно.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.