Продолжение первой части.
Пролетели годы, отец вырос, женился. Теперь он не сельчанин, а городской житель. Большинство людей его времени предпочитали общественный транспорт. Если по городу - на автобусе троллейбусе или трамвае, если за город - электричка или автобус. Но, как мог человек, выросший верхом на мотоцикле, смириться и забыть звук мотора, ветер полей, смесь запахов сена, поля и разгорячившегося мотора? Когда он летел по полям, он не мог не петь! Он пел русские песни под рев мотора, аккомпанемент был не хуже, чем у рок- группы - электро -гитары с барабанами!
И в этой новой городской жизни не было другого варианта - мой отец купил "Урал". Не новый, а "с рук", причем дороже, чем новый. Но это теперь был его личный, собственный мотоцикл, "Урал"! Цвета морской волны (а они в те времена, в основном, все такого цвета и были), темно -синие цировочки на баке и на коляске, округлые фонари, хромированный ободок фары.. эх!
И этот мотоцикл был рядом с моим отцом весь его водительский путь. Тепло этого мотора сушило мои пелёнки, когда в саду (на загородном участке) не было никаких условий. Он был единственным семейным транспортом. Отец на нём привез большинство стройматериалов для строительства пристроя к дому, где мы потом жили всей семьей. Железный конь помогал везде: ехать на дачу, привезти рассаду, съездить в лес, довезти урожай с дачи.
Иногда меня спрашивают, с какого возраста я сел за руль? Я не могу сказать, я "за рулем" "Урала" сидел с самых ранних лет, на баке, и держался за руль (это ведь тоже считается "за рулем", технически), а когда ноги достали до педалей, я уже полноценно им управлял.
У меня в памяти много историй из детства, связанных с этим мотоциклом, которые не дают относиться к нему, как к обычному железному транспорту. Для меня это член семьи, со своим характером. Когда садишься на него, прижимаешься коленями и ладонями к баку, ощущаешь тепло, как от живого коня, чувствуешь его 30-ти летнюю историю, и даже мне с ним вместе уже было, что вспомнить на тот момент.
Одно из самых ранних воспоминаний детства: когда мне было примерно 5 лет, мы всей семьей поехали в лес за черникой. И, уже когда мы были в лесу, неожиданно начался проливной дождь. Нужно было как-то возвращаться домой. Но дом далеко, дождь лил ливнем, лесные дороги превратились в жижу, и отец принял решение ехать к своей тётке, живущей в ближайшей к этому лесу деревне. Нас с большим радушием и гостеприимством приняли и разместили на ночлег. Это была самая обычная деревенская изба, с русской печью и скотным двором. Нас, детей, "закинули" греться на печь, а взрослые занимались там чем-то важным (подозреваю, что сушили одежду и все вещи). воспоминания такие: утром, когда я вышел из дома, неожиданно для себя самого, попал на скотный двор. Мимо меня прошмыгнула пушистая серая кошка, где-то в углу хрюкал поросенок, а прямо передо мной возник огромный темный мокрый нос коровы (было немного страшно, но очень интересно), который я даже погладил своей ладошкой. Не считая куриц, я еще помню там кудрявых барашков, они тоже вызывали у меня опасения, но всё это, в целом, выглядело, как какая-то сказка. Через щелки в воротах пробивались яркие золотые солнечные лучи. Заглянув в щелку, перед воротами стоял наш любимый мотоцикл, что очень добавляло мне уверенности, что у нас все хорошо, и мы скоро отправимся дальше в путь.
Кстати, забыл рассказать, что в те времена не было на транспортных средствах ремней безопасности, и требований перевозить детей в специальных креслах. Мы с братом вполне спокойно усаживались рядом в мотоциклетной люльке, и замечательно там ездили. Отец сидел за рулем, а мама соответственно вторым номером на мотоцикле. Сидя в коляске мне всегда было интересно наблюдать за работой передней вилки и колеса. Современными словами, я бы это назвал "залипательный видос". Внешний вид передней вилки с крылом и колесом "Урала" очень брутальный, а когда это всё едет по дороге, поворачивает, качается вверх-вниз, капельки от луж, камешки с дороги - ребята, это не передаваемо для ребенка в СССР. А кардан? Примерно все то же самое, что я только что описал, только в два раза интереснее и сзади! Раз уж я начал рассказывать про ощущения езды в коляске мотоцикла, не могу не рассказать о своих воспоминаниях о звуке двигателя. Я знал все режимы работы мотора, как он должен работать, что и где подстукивает, что и где подзвякивает, как он рычит на разгоне, и как подхватывает с "низов" после наката и в горку. Правда иногда бывали и тревожные моменты, когда вдруг мотор говорил "чих-пых", а потом волнительная тишина, и вот мы накатом катимся на обочину с заглохшим мотором. В большинстве случаев, после непродолжительной починки, мы продолжали свое путешествие.
Каждая поездка, даже просто на дачу, это было волнительно, было интересно и хотелось скорее услышать звук мотора и отправиться в путь. Однако мотоцикл был не просто "с душой", были у него и свои капризы. Например, у нас была железная традиция - самим никогда не садиться на него, пока его не завели. Если усесться же раньше - он не заведется. И помню это вот ощущение ожидания, когда все вещи будут погружены, мы все оденемся в зимние пальто и куртки (такой у нас был мото-экип), отец, уверенно так, открывал краник, нажимал на поплавки, и на глушителе внизу появлялись капельки бензина (ммм...тот запах 76го...). Несколько раз качал ножкой в холостую, в этот момент были волшебные звуки из мотора, как будто что-то там посвистывало, затем зажигание иии.... толчок - не завелся, ещё один - опять не завёлся, иии... вдруг долгожданное урчание мотора! Вот теперь можно размещаться по своим местам, и через минуту мы выезжаем из ворот своего двора.
В более взрослом возрасте много воспоминаний уже о том, как я самостоятельно управлял этим "серьезным" аппаратом.
В то время, когда мне было 14 лет, по правилам, совершенно законно, можно было ездить за рулем учеником с "инструктором". Инструктором мог быть опытный водитель, имеющий стаж, не менее 2х лет. В роли инструктора, соответственно, выступал отец. И вот, набравшись опыта по сельским дорогам и полям, я с дрожью в руках и коленях уже мог выезжать на трассу. Мы с братом по очереди делили, кто едет "туда", а кто "обратно". Поначалу, это были участки "полегче", за городом. Движения тогда интенсивного не было, и чаще всего никакой трудности, кроме внутреннего страха от ответственности и иногда от встречных машин, не составляло. Через какое-то время мы уже уверенно управляли тяжелым мотоциклом по улицам родного города. Было очень круто подъезжать за рулем к своему дому, где уже на тебя с завистью смотрят соседские мальчишки. На мотоцикле тогда можно было обучаться с 14 лет, а с 16 уже получать права. На автомобиль обучались с 16 лет и с 18 лет получали права.
Были времена, когда отец на даче оставлял мотоцикл и доверял нам на нем покататься. Немного и аккуратно, конечно же. Ведь это семейное достояние, единственный транспорт. В те времена для нас самым ценным дефицитом была... канистра бензина. Во-первых, до заправки ехать без отца нельзя, а во-вторых, откуда взять деньги? А "Урал" по сельским дорогам употреблял бензин с большим аппетитом. Кстати, мы на покатушках его ни разу не сломали, и всегда до дома добирались своим ходом. Максимум, могли "засадить" его в приличной луже или грязи. Но в любом случае, возвращались "верхом".
К сожалению, в определенный момент пришлось с этим мотоциклом попрощаться. Этот момент и сейчас для меня грустный, и я пытаюсь себя убедить, что тогда у нас не было другого решения. Такова была жизнь. Надеюсь, после нас он попал в хорошие руки. Но некое ощущение, что мы продали своего верного друга, присутствует и сейчас.
Продолжение будет в 3 части.