346 лет назад в Венеции родился великий композитор Антонио Вивальди.
Пик популярности его музыки в нашей стране пришелся на 70-е годы прошлого века - время моего собственного становления. Отсюда, конечно, непреходящая любовь людей нашего поколения к «Временам года» и «Stabat Mater» рыжего венецианца. Отсюда же и непреходящее с юности желание узнать побольше о самом композиторе, прочесть не музыковедческую, а биографическую книгу о нем. Таковая и вышла в популярной серии «ЖЗЛ» в 2007 году.
Автор ее – венецианский журналист и писатель Вирджилио Боккарди, сделавший немало документальных фильмов, а также написавший еще книгу «Байрон в Венеции» и биографию Казановы. Переводчик – Александр Махов, искусствовед, дипломат, проживший в Италии три десятилетия и написавший для «ЖЗЛ» ряд биографий крупнейших титанов Возрождения, а кроме того сделавший альтернативные переводы стихотворений Микеланджело, ранее переводившихся Тютчевым, Эфросом и Вознесенским.
Романизированная биография Вивальди, написанная Боккарди, невелика по объему, однако достаточно подробна, сообщительна и, не страдает излишней сочинительской выдумкой. В целом книга представляется подлинной удачей и автора и переводчика, и, конечно, издательства «Молодая гвардия», чью старейшую и, можно сказать, главную книжную серию она, несомненно, украсила. Последнее немаловажно, поскольку, несмотря на множество выходящих в новое время книг отечественных и зарубежных авторов, в биографической серии «Жизнь замечательных людей» книг для широкого читателя становится все меньше. Преобладают труды литературоведческие, исторические и прочие, едва ли не специальные, наподобие лосевского «Гомера» или ашукинской биографии Брюсова.
Так вот, книга В. Боккарди о Вивальди и по духу, и по объему, и по литературному качеству как раз совершенно «жэзээльная», относящаяся к числу классических жизнеописаний, какие в советское время выходили чаще (я сейчас ни в коем случае не об идеологии – только о литературной стороне дела). Иными словами, это книга для самого широкого читателя, которого современный книгоиздатель, мягко скажем, подрастерял.
Итак, книжка хороша, читабельна, очень понятна, дает представление и об эпохе, и о городе, и о герое, позволяет почти воочию его увидеть и услышать. Причем, что особенно интересно, описывая жизнь венецианца, хоть и слабого здоровьем, хоть и носившего с молодости сутану, но - человека галантного века, да еще и артиста, музыканта, большую часть жизни работавшего с театральными звездами и наперебой влюблявшимися в «рыжего батюшку» воспитанницами духовной капеллы, им руководимой, автор нигде не дает воли эротическим фантазиям, ни разу не подмигивает лукаво читателям, сообщает необходимое и идет дальше.
Книжка, однако же, отнюдь не сухая - чего стоят одни лишь фигуры родителей Вивальди, воссозданные мастерским пером истинного художника! Да и портрет героя получился вполне достоверный. Может быть, все эти люди в реальности были другими, даже и скорее всего так, но мы-то все равно представляем себе Вивальди, главным образом слушая его дивную музыку, а теперь вот будем представлять и с помощью портрета, нарисованного Вирджилио Боккарди. Портрета, с которого глядит на нас живой человек, наделенный высшими способностями.
Разумеется, два-три десятка страниц книги Боккарди отданы музыковедческим вопросам, однако и общее число их невелико, и само музыковедение сведено, по сути, лишь к беглому описанию вводимых Вивальди в свои концерты и оперы оркестровых новшеств, да к весьма приблизительной попытке проанализировать причины фантастической популярности уже в наше время его цикла концертов «Времена года». Все остальное - жизнь художника, конечно, нелегкая, конечно, несладкая, не слишком богатая событиями, но и по-своему способная потрясти воображение каждого, кто любит музыку Антонио Вивальди, ничуть не менее, а то и более, чем фантастические, достойные арабских сказок приключения его современника и соотечественника Джакомо Казановы.
Да, о жизни «рыжего священника», работавшего на износ, содержащего многочисленных родственников, умершего в нищете на чужбине и едва ли не сразу после смерти напрочь аж на два столетия забытого капризными венецианцами (вот именно, несть пророка в своем отечестве, и не только у нас, в России!) мало что известно достоверно. Да, о многом его биографу пришлось догадываться. Да, в каком-то смысле это жизнеописание не более достоверно, нежели автобиография того же Казановы. В таком случае всё упирается в такт пишущего - человеческий, творческий, а в данном случае и сотворческий, можно сказать, музыкальный.
Тем приятнее еще раз констатировать: книга Вирджилио Боккарди мало того, что интересна и, в отличие от многих других, читабельна, но еще и в высшей степени тактична. Ну а поскольку она ко всему еще является первой полной биографией великого венецианца на русском языке, снабженной альбомом оригинальных, ярко обрисовывающих эпоху иллюстраций и небольшим, доступным и непрофессионалу музыковедческим приложением, следует рекомендовать знакомство с ней самому широкому читателю. Что я с удовольствием и делаю.
© Виктор Распопин
Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.