Наверняка вы знаете, что у американского танка «Абрамс» есть ряд особенностей. Они делают задачу отрыва башни у ОБТ нетривиальной… Однако, это не говорит о невозможности сорвать башню с погона… Сам танк имеет несколько технических недостатков, которые могут стать роковыми для боевой машины, плюс, есть практика башнеметания на Ближнем востоке.
Конструкция танка «Абрамс»
Почему у танков типа Т-72 отрывает башню? Потому что снаряды находятся сразу под ней и в случае их поражения, происходит пожар боекомплекта с последующим взрывом. Для понимания, типовая укладка снарядов в карусель автомата заряжания имеет эквивалент тротила примерно 150 кг. Если все 22 снаряда будут фугасными, то общий эквивалент может составить около 200 кг. А ведь здесь не учитываются баки стеллажи и брикеты вне автомата… Плюс, топливные баки, которые тоже могут детонировать.
А теперь давайте посмотрим на «анатомию» M1 Abrams. Практически весь боекомплект расположен в кормовой нише башни – 36 боеприпасов. Ещё 6 снарядов могут укладываться в корпусе, но с появлением M1A1 от брикета на 6 снарядов отказались. Общий эквивалент тротила при типовой загрузке снарядов составляет примерно 220-250 кг. Чаще всего, снаряды и заряды бурно выгорают, но бывают и случаи детонации, последствия не приводят к отрыву башни, но полностью разрывают кормовую нишу и выбивают перегородку со всеми вытекающими… Как тогда американские ОБТ теряли башню?
Как «Абрамсам» срывает башню?
Причины две – мощные самодельные взрывные устройства и топливные баки. Если с первыми всё понятно – мощный взрыв буквально срывает башню с погона при не самых серьёзных повреждениях корпуса, на первый взгляд, то на топливных баках надо остановиться подробнее…
Размещение топливных баков в танке нельзя назвать уникальным – часть баков в корме, рядом с двигателем и трансмиссией, а часть за лобовой бронёй корпуса. Ничего нового – на многих танках мира используют такую схему. И как бы странно это не звучало, баки за лобовой бронёй, это часть защиты. Но почему в случае «Абрамса» такой подход не работает?
Во-первых, метод работает, но при соблюдении некоторых условий. Они общие для всех машин с топливными баками за лобовой бронёй… Во-вторых, баки «Абрамса» имеют своё собственное бронирование внутри боевого отделения. Называют самые разные толщины от 9 до 28 мм. В-третьих, у M1 есть одна большая проблема – колоссальное потребление топлива. Эта особенность появилась в следствие установки газотурбинного двигателя, которому для запуска потребуется около 30 литров горючего. Примерный расход топлива составляет 7 литров на километр при паспортном запасе хода 450 км по шассе. То есть, предположительный объём баков составляет 3 150 литров.
А теперь посмотрите на объём этих баков… Как минимум половину горючего «Абрамс» возит за сравнительно слабой лобовой бронёй корпуса. Если экипаж машины будет совершать длительные марши или вести бой без должного снабжения, то лобовые баки быстро пойдут в ход. В этом случае, при поражении лба корпуса пожаром в топливной системе экипаж не отделается… Баки рванут так, что башня буквально полетит.
Итог
Есть три сценария, при которых «Абрамс» может потерять башню. Один из них – детонация боекомплекта. Ситуация не частая и ещё реже приводит к смещению башни. Однако, детонация около 220 кг тротила в кормовой нише может сместить башню с погона. Второй вариант – мощное самодельное взрывное устройство. На них приходится львиная доля «Абрамсов» без башни, кадры с которыми есть на Ближнем востоке. И последний вариант – детонация топливных баков сразу за лобовой бронёй. Из-за большого потребления топлива на километр пути, экипаж «Абрамса» может очень быстро перейти на использование ёмкостей сразу за лбом корпуса, поражение которого может привести не только к пожару, но и детонации.