Глейзер снимает нечасто - предпоследний его фильм вышел в 2013. "Побудь в моей шкуре" - настолько тревожный и драматичный фильм, что я несколько лет собираюсь с силами, чтобы его пересмотреть.
В 2023 Глейзер обратился (впервые) к историческому сюжету, взяв за основу роман Мартина Эмиса "Зона интересов" (зловещая деталь - писатель умер в день премьеры фильма).
Сейчас "Зона интересов" претендует на 5 Оскаров, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Ранее он уже получил на Каннском кинофестивале Гран-При и приз ФИПРЕССИ.
Далее возможны спойлеры, потому что об этом фильме могу рассказать только так.
Первые сцены - роскошный летний день, река, травы, пение птиц, смех детей. Просто рай! Через какое-то время мы понимаем, что этот рай расположен по соседству с адом и неотделим от него.
Многодетная семья коменданта Аушвица (Освенцима) Рудольфа Хëсса благополучно живёт в прекрасном доме с чудесным садом за стеной концлагеря. Сутками слышны крики, выстрелы, виден дым, а в воздухе кружится пепел из лагерных печей. Видно, слышно, пахнет - ужасом массовой насильственной смерти.
Няня пьёт по ночам, дочка лунатит, бабушка, приехавшая в гости, сбегает, не попрощавшись, через пару ночей. А жена коменданта Хедвиг (в исполнении невероятной Сандры Хюллер) спокойно спит, ест, пьёт, целует детей, болтает с подружками, планирует отпуск. Примеряет шубу с убитой еврейки и использует помаду, найденную в кармане.
Что с ней? Всё органы чувств в порядке. И она всё прекрасно знает и понимает. Между делом угрожает нерадивой служанке из местных: "Я могла бы сказать мужу, чтоб он развеял твой прах". Для неё массовое истребление невиновных людей - просто работа мужа. Всё, что её по-настоящему волнует - чтобы их не переселили из этого прекрасного дома. Чтобы их оставили жить рядом с концлагерем.
Как такое может быть?
Её муж, деловой, безэмоциональный человек, талантливый организатор массовых убийств, который даже на светском приёме думает только о том, как запустить газ в зал с высоким потолком, физиологически ощущает непонятную тошноту (он абсолютно здоров по заключению доктора). Глейзер снял совершенно потрясающую сцену: Хесс спускается по лестнице в полном одиночестве, его выворачивает, но не рвёт, всё остаётся в нем. На одном из лестничных пролётов он вглядывается в тёмный коридор - и вдруг мы перемещаемся в нынешний музей Освенцима, наблюдая за будничной уборкой в помещениях и залах. Видим витрины, за которыми тысячи пар обуви убитых. А дальше перед нами столь же резко - снова Хесс, который спокойно выходит из здания.
Невероятный ужас всему, что происходит на экране (ни одной сцены нацистских зверств Глейзер не показывает - есть только звуки) придаёт колористика кадров. Ярко-зелёные, голубые тона солнечного дня - как на сохранившихся фото тех времён с виллы Хессов. Контраст этой внешней радости жизни с чудовищной реальной ситуацией режет и глаза, и душу.
А вот добрый поступок польской девочки из городка Освенцим, которая по ночам раскладывает на земле яблоки для заключённых, мы видим в черно-белой технике негатива. Глейзер здесь делает отсылку к немецкой сказке про Гретель и Гензеля, в которой есть и разбросанные хлебные крошки, по которым можно найти путь домой, и печь, и ведьма-людоедка.
Ощущение ужаса создаётся и саундтреком - Глейзер не в первый раз сотрудничает с Мики (Микаэлой) Леви, чья пугающая музыка пробирает до костей.
Фильм, богатый образами, деталями, скуп на диалоги. Они здесь и не нужны - загадку невообразимого зла, которое может вершить человек, не поддается вербальному объяснению. Но на уровне чувств Глейзер даёт почувствовать всё. Тем, кому дано чувствовать.
P. S. Хесс казнён в 1947 года в Освенциме. Его вдова Хедвиг мирно умерла во сне в 1989 году в США.
#воскресныйсеанс
#навстречуоскару
#зонаинтересов
#джонатанглейзер