"Навязчивые мысли мешают" - так говорят клиенты, когда рассказывают о своем случае обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).
В этой публикации рассмотрим одну из множества метафор, которые используются в когнитивно-поведенческой терапии ОКР.
Навязчивые мысли мешают: работа с метофорой
Каждый день мы принимаем десятки (а иногда и намного больше) звонков на телефон.
Давайте представим, что мысли - это телефонные звонки.
Посмотрим как распределяется наше внимание.
Допустим вы работаете в офисе.
Раннее утро.
Вам звонит шеф. Звонок важный, поэтому вы сразу снимаете трубку:
«Подготовьте отчет за предыдущий месяц к совещанию в 12 утра. Не забудьте напомнить коллегам из своего отдела».
Вы бодро отвечаете: «Конечно, я помню. Уже утром всем написал в рабочий чат»
Далее звонок с неизвестного номера. Поскольку рабочий день, то вы на всякий случай берете телефон. А там: «Только неделю грандиозные скидки на мебель до 30%. Не упустите выгодный шанс».
Рекламный агент еще продолжает что-то говорить, но вы уже нажимаете на отбой. Ваше внимание возвращается к работе.
Звонит коллега: «Привет, ты скоро будешь? Мы уже пьем кофе и готовимся к рабочему дню».
А вот звонит супруга, которая уже приехала на работу: «Мне только что Наташа сказала, что они в мае едут в отпуск на машине и приглашают нас с собой. Классный маршрут, я тебе сейчас пришлю».
Вы слушаете и продолжаете думать о работе. А супруга продолжает: «Надо вечером обязательно им позвонить и обсудить. А лучше встретиться с ними»
Вам эта идея нравится, и вы пока стоите в пробке, начинаете представлять будущее путешествие, новые города, приключения, новые знакомства.
Следующий звонок с неизвестного номера. Опять реклама, понимаете вы, и нажимаете на отбой. Номер звонит еще раз. Вы не снимаете трубку. Но когда он звонит в третий раз, вы думаете: "А вдруг это по работе" и берете трубку. В трубке раздается: "В этом месяце можно оформить страхование машины со скидкой 20%".
Вы тут же бросаете трубку и начинаете думать о предстоящем совещании.
Стоп.
Давайте вместе поразмышляем, остаются ли звонки рекламных агентов в нашей памяти, думаем ли мы о них, размышляем ли об их содержании?
Скорее всего мы относимся к ним, как уличному шуму: либо игнорируем, либо забываем.
А можем ли мы попробовать в качестве эксперимента относиться к навязчивым мыслям как к рекламным звонкам?
Вывод: метафоры позволяют нам исследовать разные модели отношения к навязчивым мыслям и искать ту, которая окажется для нас комфортной.
Используете метафоры для изменения отношения к навязчивым мыслям при ОКР?
Рекомендация: богатство терапевтических возможностей - одно из преимуществ когнитивно-поведенческой терапии при ОКР
Автор: Сухарев Павел Леонидович
Психолог, К-пс-наук КПТ онлайн
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru