Найти в Дзене
Мой XIX век

«Стерпится - слюбится» по-купечески

В своей семье Мария Федоровна была словно императрица. Еще бы! Именно ей, а не сыновьям и уж тем более не дочерям, муж-миллионер оставил в наследство свою «империю» - Никольскую мануфактуру. И жена не подвела. Когда через пару десятков лет Мария Федоровна Морозова отошла в вечность, ее детям и внукам досталось самое крупное в Российской империи состояние - 30 миллионов рублей.

Мария Федоровна Морозова. Портрет кисти В.Серова. 1897 год. Фрагмент
Мария Федоровна Морозова. Портрет кисти В.Серова. 1897 год. Фрагмент

Брак в купеческой семье - не любовь, а преумножение капитала. Вы, наверное, заметили, что большинство купцов, предпринимателей, меценатов XIX века - старообрядцы. А еще они были выходцами из крестьян (= крепостных).

А у них не забалуешь. Какая женитьба по любви? Жениться и обзавестись детьми - выполнить свой христианский долг.

А еще требовалось передать по наследству то дело, которое получили от своих родителей и дедов. Жениха или невесту выбирали родители, в подборе участвовали многие родственники и свойственники.

Внешность роли не играла, в матримониальных делах главное соображение - хозяйственное: получить приданое побольше и заодно родственников повлиятельнее, объединить капиталы давних и надежных деловых партнеров. Иногда, если у купца не было сына, он искал не мужа для дочери, а преемника.

А дальше «стерпится - слюбится». Но браки, заключенные таким неприемлемым для 2024 года способом, порой оказывались очень счастливыми. Уж счастливее тех, кто венчался по «страсти» (по любви), а потом мыкался, добиваясь развода. Примеры удачных союзов всегда находились в ближайшем окружении. Поэтому душевных мук у родителей и «недозволенных браков» у детей можно особо и не искать. На все воля Божия.

В семьях купцов нередко бывало так, что после появления детей, в процессе их воспитания, решая сложные жизненные задачи, у супругов возникало чувство глубокого уважения друг к другу. Сначала заботились о детях, друг о друге, а потом приходила и любовь. Так и произошло в семье, которая на слуху и в наши дни.

Крупнейшие фабриканты Морозовы роднились с равными себе, выбирали из семей не просто купцов, а из старообрядцев, усердно занимались благотворительностью, а чтобы водились на богоугодные дела ассигнации, развивали дело, доставшееся от родоначальника династии, Саввы Васильевича Морозова.

Для сравнения. В эти же годы дворяне Гончаровы тщетно пытались спасти аналогичный «бизнес»: Полотняные Заводы. Дед оставил внукам в «наследство» долги, с 1832 года старший внук Дмитрий пытался поправить семейные дела, потом Иван, потом старший сын Дмитрия Гончарова… Но женились все по любви. Красотой, доставшейся от Ульрики Поссе, на брачном рынке не торговали, а могли бы...

Тимофея Саввича Морозова женили в ноябре 1846 года на «правильной невесте»: дочь купца 2-й гильдии и двоюродная племянница текстильного фабриканта Козьмы Солдатенкова.

Тимофей Саввич Морозов.
Тимофей Саввич Морозов.

Именно не имевший прямых наследников миллионщик Солдатенков по прозвищу Козьма Медичи подобрал жениха для своей 16-летней племянницы.

Козьма Солдатенков, портрет написан через 11 лет после того, как выдал замуж двоюродную племянницу за правильного жениха.
Козьма Солдатенков, портрет написан через 11 лет после того, как выдал замуж двоюродную племянницу за правильного жениха.

С главной женской задачей Мария Федоровна справилась: до 33 лет исправно нарожала мужу 10 детей.

-4

Детям супруги повторяли фразу, которую современные психологи могли бы использовать как инструкцию для жизни:

«Делай так, чтобы тебе было хорошо, а другим не было бы плохо».

Постепенно к Тимофею Саввичу и Марии Федоровне пришла любовь.

Сын Савва так вспоминал:

«Отец души в ней не чаял. Все - „душечка“, „душечка“!»

Это у монархов и дворян 10-е роды жены - повод фаворитку завести или балетоманом стать. А тут есть общее дело, основанное на вере в Бога.

На воспитании детей и семье сильная духом купеческая дочь не зациклилась. Как идут дела на фабриках мужа - знала от него самого, знакомилась и с деловыми партнерами.

Согласно духовной Тимофея Саввича, Никольская мануфактура поступила в распоряжение его жены. Вот только уже через год вдовства Мария Федоровна добровольно отказалась от своего статуса директора-распорядителя мануфактуры. Она поделила власть на фабрике между 27-летним сыном, зятем-предпринимателем и бухгалтером.

Мария Федоровна Морозова. Портрет кисти В. Серова. 1897 год.
Мария Федоровна Морозова. Портрет кисти В. Серова. 1897 год.

В советской литературе и в наши дни ее иногда преподносят как некоего семейного и делового монстра, который властно распоряжался на фабриках и в доме. Ну, тут как посмотреть на эту незаурядную личность.

Вот один пример. Сына изумляло, что мать даже «для приличия» не всплакнула, когда отца не стало.

А может, и рыдала ночи напролет? Как говорят в народе, «моя подружка - моя подушка». Детям и внукам не показывалась с опухшими глазами.

А скорее всего, у верующей Марии Федоровны на первом месте не слезы были, а молитва. Она до конца своих дней сама усердно молилась за своего Тимофея Саввича и в память о нем жертвовала крупные суммы на богоугодные дела.

***

Когда говорят о семье фабрикантов Морозовых, то первое имя - это сын Марии Федоровны и его бурная личная жизнь. Первую жену увел у своего родственника, что для верующего человека грех, актриса Андреева из него деньги тянула, словно пылесос грязь.