Старший сын Дмитрия Менделеева Владимир родился в 1865 году, стал морским офицером. В 1889 году влюбленный молодой человек находился в сильнейшем душевном смятении. В те времена данное слово (= помолвка) считалось таким же важным шагом, как и сам брак.
Владимир Менделеев любил Марию Юрковскую, а она нарушила данное ему слово и вышла за другого, в 1889 году у нее уже был ребенок, а влюбленный Владимир не находил себе места. Узнаете, кто эта ветреная девица?
Мария Юрковская, дочь главного режиссера Александринского театра и актрисы этого же театра. Ее с детских лет писал художник Илья Репин. Когда Марии было лишь 15, она стала моделью для Донны Анны (иллюстрации Репина к «Каменному гостю» Пушкина). Согласитесь, что это странное решение: рисовать Донну Анну, которую соблазняет Дон Жуан, с 15-летней девочки.
Марию Юрковскую считали одной из красивейших женщин России того времени. Т.Л. Щепкина-Куперник в воспоминаниях сравнивала ее с Мадонной (цитата внизу статьи).
Но, наверное, что-то в ней уловил Илья Репин. Потом Всеволод Мейерхольд напишет: «Когда глаза других горят греховным блеском, в твоих — лазурь морской волны…» Сочетание ангельской внешности и твердости характера и капризности сводило с ума многих мужчин, не одного Владимира Менделеева.
Красавица Мария Юрковская дала слово Владимиру Менделееву, а замуж вышла за действительного статского советника Андрея Алексеевича Желябужского, который был старше ее на 18 лет. У супруга было приличное состояние, а родители Марии были из обедневших дворян, зарабатывавших себе на жизнь режиссурой и игрой на сцене.
В 1888 году родился сын Юрий.
Владимир Менделеев продолжал страдать. Создатель периодической таблицы был хороший отец. Дмитрий Менделеев не мог смотреть на душевные переживания сына. В таких случаях в дворянских семьях (да и в королевских) было принято отправлять молодого человека в путешествие по Европе или в кругосветное. Новые страны, новые впечатления помогали справиться с душевными волнениями.
Тратиться на путешествие Владимира Дмитриевича не нужно было – он морской офицер. Отец просто пошел к высокому морскому начальству на поклон. Владимира Менделеева назначили на полуброненосный фрегат «Память Азова».
Именно на этом фрегате Цесаревич Николай (будущий Николай II) должен был отправиться на Дальний Восток, а потом с визитом в Японию. С «небольшим крюком» через Грецию (там родня!), Египет, Индию, Цейлон и еще кое-какие страны.
Как вы понимаете, дорогие читатели, фрегат был один, не резиновый, а путешествовать так долго с будущим императором хотели многие. Так что Владимир Менделеев попал на «Память Азова» по блату.
Спойлер: путешествие помогло, в Японии у Владимира появилась дочь-японка, а после путешествия он женился на дочери известного художника-передвижника – Варваре Кирилловне Лемох.
Владимира Менделеева не стало в 1898 году. А вот красавица, разбившая ему сердце, прожила долгую и насыщенную жизнь.
В 1894 году у нее родится дочь Екатерина. Брак супругов станет формальностью: у мужа своя личная жизнь, а у жены – своя. Приличия они соблюдали по крайней мере какое-то время.
В историю мировой революции Мария войдет как «товарищ феномен». Так ее называл Владимир Ленин за то, что она умудрялась у богача Саввы Морозова вытягивать деньги на борьбу с богатыми. А история со страховкой на 100 тысяч рублей, 60 тысяч из которых актриса отдала на дело революции, будоражит до сих пор: считается, что большевики ради этих денег помогли фабриканту отправиться к праотцам.
В историю литературы она войдет как гражданская жена Буревестника – писателя Максима Горького. С мужем разведется в 1903 году, а вот Максим Горький так и останется официально женат на другой.
«Прославится» скандалом, путешествуя с писателем по Америке. В пуританских США выяснится, что женщина, сопровождавшая Горького – ему не жена, разразится грандиозный скандал на страницах СМИ.
В истории страны дворянка Мария Федоровна осталась как большевичка, комиссар, руководитель Московского дома ученых, награжденная орденом Ленина, Трудового Красного Знамени.
Она – жемчужина русского театра, сыгравшая 15 главных ролей в пьесах Островского, Шекспира, Горького, Чехова.
Как стала жена крупного чиновника актрисой? В 1890-е годы играла в любительских спектаклях: для светской красавицы - хобби, способ проводить время в Москве, где служил ее супруг. Дворянка не могла выступать на сцене под своей фамилией или мужа, поэтому взяла себе псевдоним – Андреева.
Потом знакомство со Станиславским. Судя по некоторым фразам из их опубликованной переписки – знакомство не платоническое. Он создавал Московский художественный театр, в труппу требовалась актриса, способная играть нежных романтичных героинь. И именно такие роли удавались ей феноменально.
Для ценителей творчества Ильи Репина – модель с портрета 1905 года:
В тот год роман Андреевой и Горького был в разгаре. Ради него она оставит сцену, будет сопровождать любимого в его путешествии. Судя по фотографиям, которые сохранились (одна из них в статье выше), во время написания портрета М. Горький находился рядом.
Портрет Андреевой 1905 года - одна из самых неудачных картин художника. Картине не передает того, что видели современники. Рецензенты спектаклей так писали об Андреевой:
«Г-жа Андреева — чудная златокудрая фея, то злая, как пойманный в клетку зверь, то поэтичная и воздушная, как сказочная греза».
Знавшая Андрееву актриса Ольга Гзовская вспоминала:
«Это была красота замечательная, настоящая, и только волшебница-природа могла создать столь гармоничное целое».
Когда она появлялась на сцене, зрители шептали:
«Какая хорошенькая! Что за ямочки на щеках! Ах, прелесть!»
В начале XX века одна из самых известных женщин России, жена генерал-губернатора Москвы, сестра императрицы, Великая княгиня Елизавета Федоровна пишет портрет красавицы Андреевой.
Что не так с портретом 1905 года кисти Репина? Вот мнение Т.Л. Щепкиной-Куперник:
«Он совершенно не передал всей тонкости, воздушности, поэтичности ее красоты. То выражение «мадонны», которое с восторгом уловил бы Луини для своих мадонн, отсутствует и заменяется каким–то победоносно-хитроватым видом, несвойственным М. Ф. ни в какой мере. И этот «чистейшей прелести чистейший образец» Репин превратил в банально эффектную героиню, вроде героинь пьесы «Ревность» и т. п.».
Но может быть, Репин уловил то, что не видели другие?
***