Строить прогнозы на будущее с каждым годом становится все сложней. Вместе с тем важно понимать, что любое будущее многогранно и именно таким и должно быть образование уже сегодня. К чему же стоит готовить детей?
Кроме представлений о человеке, цели в образовании задаются через образ будущего. Школа должна ориентироваться в том, что будет важно обществу и выпускнику в будущем, и заранее готовить школьника к предстоящим вызовам и возможностям.
1. ШКОЛА РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS/
Что мы уже сегодня можем наблюдать и считать характеристиками будущего:
1. Частая смена профессий, регулярное обучение и переобучение в течение всей жизни;
2. Глобализация и рост связей между людьми, кооперации и коллаборации.
Такое видение будущего влечет за собой новые требования к образованию: развить у учеников навыки, которые помогут быть гибкими, быстро адаптироваться, переобучаться и выстраивать отношения с разными людьми.
Основными навыками будущего принято считать 4К:
коммуникацию;
креативность;
критическое мышление;
умение работать в команде.
Более развернутый список таких знаний/навыков/компетенций я публиковала ранее здесь.
Если школа всерьез решает развивать такие навыки, это влечет за собой пересмотр всей модели школы, от методик обучения до структуры управления
и партнерств школы с внешними организациями.
Пространство обучения организовано так, что в нем хочется учиться и проводить свободное время. Физическое пространство школы вводит в профессиональную культуру креативных индустрий. Если школе важно поощрять групповые обсуждения и проектную работу, пространство может быть организовано как коворкинг, открытый для людей разных возрастов, социального статуса и интересов.
Примеры таких школ: школы работающие по таким методикам , Школа Апельсин (Санкт-Петербург), Новая Школа (Москва), Свободная Школа Крылья (Ростов-на-Дону)
2. ШКОЛЫ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧНОГО БУДУЩЕГО.
Уже сегодня мы живем в мире, в котором деятельность человека начала вызывать биогеофизические изменения планетарного масштаба. Глобальное потепление, таяние ледников, мусорная катастрофа, загазованность воздуха, озоновые дыры, истощение почв и многое другое - те последствия жизнедеятельности, которыми наградило планету человечество.
Принимаемые экологами и международными организациями меры по остановке экологической катастрофы и возобновлению ресурсов планеты, пока весьма недостаточны. По всей видимости экологическая обстановка будет усугубляться в будущем.
Часть футурологов считает, что необходимо стремиться к достижению экологической устойчивости через образование.
Такое положение дел ставит перед образованием будущего новые цели и смыслы. Перестроить образ жизни человека через обучение новому мышлению и привычкам. Вопросы выходят далеко за рамки экологического просвещения и сбора школьной макулатуры. Может ли школа, созданная людьми, научить ставить в центр не человека, а экосистему, в которой не один вид «должен заботиться» об остальных, а все виды вместе поддерживают баланс?Выпускником такой школы будущего должен стать созидающий и сознанный потребитель природных благ.
Школы, задающиеся этими вопросами, экспериментируют с новыми форматами обучения. Бóльшую его часть организуют на природе, где дети могут сильнее
ощутить себя частью окружающего мира, уделяют внимание телесному восприятию наравне с интеллектуальным познанием, сотрудничают с поселениями коренных народов, сохранивших культуру, более связанную с природой, чем городская.
Примеры таких школ: ГРИН СКУЛ (GREEN SCHOOL) (Индонезия), ЭКО-ШКОЛА ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ (Алматы, Казахстан). Похожую концепцию выбирают и школы с вальдорфской методикой обучения.
3. ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИИ.
ООН и ЮНЕСКО считают демократическое участие общества в госуправлении необходимой составляющей для преодоления неравенства, соблюдения
социальных гарантий, защиты прав и свобод каждого. Какое образование поможет людям включиться в процессы управления, и при каких условиях демократия будет работать на благо каждого?
Школам демократической направленности необходимо сосредотачиваться на развитии навыков критического мышления (умении самостоятельно собрать и проанализировать данные, взвесить разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение) и дискуссии с уважением к позиции оппонента (на развитие этих навыков направлены, например, школьные дебаты). У учеников должна быть возможность что-то менять в школе и за её пределами.
4. ШКОЛЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
По мере развития технологий, появления инноваций, формирования глобального рынка на пересечении индустриальных, цифровых и коммерческих сфер, возникает острая потребность в IT-специалистах, инженерах-новаторах, работниках высокотехнологичных производств, роботостроителях, исследователях и пр.
Как следствие, появляется запрос на новой подход к инженерному образованию, объединяющий технические знания, гуманитарные науки, искусство, дизайн и предпринимательство.
Модель школы для инновационной экономики создает возможности раннего включения в инновационную деятельность.
В такой модели проектный подход, ТРИЗ-педагогика, процессы исследования и разработок интегрируются в образовательные программы: ребята находятся в среде ученых, изобретателей и предпринимателей. Это призвано сфор-
мировать мышление и личность.
Возможность проб и ошибок становится ключевым элементом образовательной среды.
Ученики регулярно сталкиваются с цифровой средой и гуманитарными сферами, они работают с новаторскими задачами, требующие исследовательского и предпринимательского подхода, проектирования решений в междисциплинарных командах.
Если вам близко такое представление о будущем и вы желаете вырастить ребенка готового к нему, вот тут уже выбирать школы вальдорфского типа не стоит😁
Примеры таких школ:
HIGH TECHNOLOGY HIGH SCHOOL (США), Gary and Jerri-Ann Jacobs High Tech High, сокращенно High Tech High, HTH) (США), GLOBAL INDIAN INTERNATIONAL SCHOOL (Сингапур)