“Мы придумали идею концептуального альбома, но забавным способом, как пародию, которая не высмеивала эту идею полностью… Только в последнее время я оценил, насколько сложна музыка этого альбома”.
Иэн Андерсон намеревался сделать “мать всех концептуальных альбомов”, в значительной степени пародируя "Монти Пайтона" - но некоторые люди смеялись не в тех местах.
Наконец-то я добрался до своего любимого альбома Джетро Талл, который я слушаю уже более пятидесяти лет, и всякий раз нахожу в нем что-то новое для себя.
В 2016 году лидер Jethro Tull Иэн Андерсон рассказал об альбоме Thick As A Brick, раскрыв правду о своей реакции на предыдущий альбом группы, а также на личность главного героя Thick As A Brick, Джеральда Бостока и то, что он с тех пор понял об амбициозной работе группы 1972 года.
Монти Пайтон (британская комик-группа)… Может показаться немного странным упоминать влиятельную британскую комедийную труппу в сочетании с историей новаторского альбома Thick As A Brick. Но Джетро Талл, и вокалист группы Иэн Андерсон, считают, что между ними есть общая нить.
“Монти Пайтон показывали нам британский образ жизни”, - говорит Андерсон. “Но сделали они это таким образом, что заставили нас всех смеяться. По-моему, это то, что мы как группа сделали на Thick As A Brick. Мы подделали идею концептуального альбома, но забавным способом, который не высмеивал ее полностью”.
Часто говорят, что семена для Thick As A Brick 1972 года (пятого альбома группы) были посеяны его предшественником - альбомом Aqualung, который ошибочно воспринимался критиками как полноценное концептуальное произведение. Миф гласит, что Андерсон был зол из-за этого неправильного восприятия.
“Нет не злился, совсем нет”, - объясняет Андерсон почти четыре десятилетия спустя. “На самом деле я был слегка раздражен. В то же время это мнение меня слегка позабавило. Сколько бы я ни настаивал на том, что Aqualung не был концептуальным альбомом, СМИ по-прежнему продолжали относиться к нему именно так. Похоже, они верили, что вся пластинка - это крупная религиозная история. Правда заключалась в том, что три или четыре песни были связаны вопросом о природе религии. Но остальные были самостоятельными треками. После всего этого сценария я подумал: ‘Хорошо, мы не только сейчас сделаем вам настоящий концептуальный альбом, но и сделаем его идеалом (матерью) всех концептуальных альбомов! Посмотрим, что вы тогда скажете.”
К этой решимости добавилась вера Андерсона в то, что прогрессивный рок стал чересчур самоуверенным, и его нужно было немного сбросить с его олимпийского пьедестала, куда он к тому времени забрался.
“Когда зарождался прогрессивный рок, все сводилось к тому, что такие группы, как мы, выходили за рамки простого влияния американского блюза. Мы перестали пытаться стать следующим Fleetwood Mac или Chicken Shack – другими словами, производным от Элмора Джеймса – и начали брать на вооружение множество разнообразных музыкальных идей. Это было захватывающе и очень динамично. Но к началу 1970-х такие группы, как ELP, были немного заумными. Все было слишком серьезно и напыщено, раздуто без меры. Мы решили с Thick As A Brick показать другую сторону жанра ”.
Центральным элементом альбома стало стихотворение, якобы написанное 12-летним Джеральдом Бостоком. Однако это полностью вымышленный персонаж, созданный самим Андерсоном. Несмотря на многолетние попытки раскрыть истинную личность поэта, правда состояла в том, что Bostock не имеет отношения ни к кому из прошлого Андерсона. Но можно сказать, что само стихотворение действительно взято из детства самого Андерсона.
“Да, в том, что я написал, есть автобиографический элемент. В детстве я был немного бунтарем. Большинство моих сверстников стремились пойти в среднюю школу, получить восемь уровней "О " и три уровня "А", а затем стать частью обычного общества. Меня это никогда не привлекало. Я был из тех детей, которые любили проводить время, анализируя окружение. Я любил научно-фантастические истории той эпохи (1950-х), потому что они рассказывали о другом, захватывающем будущем. Я всегда стоял особняком от других детей моего возраста и использовал это для персонажа Джеральда Бостока. Но сам он - полный вымысел ”.
Написав главное стихотворение, которое стало точкой опоры для концепции, Андерсон и его группа – гитарист Мартин Барре (я так привык произносить его имя), басист Джеффри Хаммонд, клавишник Джон Эван, аранжировщик Ди Палмер и новый барабанщик Бэримор Барлоу – теперь столкнулись с проблемой воплощения музыкальной формы в жизнь.
“Я должен признать, что я действительно навязал свою идею другим ребятам”, - смеется Андерсон, в данном случае добрый диктатор. “Но, по какой-то причине, они согласились с этой идеей и прониклись этой задачей, как только мы погрузились в музыку”.
Талл решил поработать над альбомом в течение двух недель интенсивных репетиций в мобильной студии Роллинг Стоунз.
“Группа базировалась в Бермондси, довольно ужасной части Южного Лондона. Получалось так, что я просыпался утром в своем доме в Хэмпстеде – к сожалению, тоже не самой шикарной части Северного пригорода Лондона – и записывал три-четыре минуты музыки на листе бумаги из тетради. Затем мы собирались группой в студии и работали не только над новой частью, которую я написал, но и играли все с самого начала. Таким образом, постепенно мы создавали целостное произведение”.
Наконец, в декабре 1971 года группа пришла в Morgan Studios на северо-западе Лондона и под продюсерским присмотром самого Андерсона записала альбом (который фактически представляет собой всего лишь одну композицию, разделенную на две части - по количеству сторон пластинки) в течение двух недель, включая этап микширования.
“Только недавно я оценил, насколько сложна музыка этого альбома”, - признается Андерсон. “Мне было всего 24 года, когда мы начали создавать это произведение вместе. Тем не менее, в альбоме так много странных приемов и музыкальных новшеств. Я бы никогда не сравнил то, что мы делали тогда, с такими джаз-рокерами, как Weather Report или Mahavishnu Orchestra – они были действительно потрясающими музыкантами, – но мы были немного более утонченными, чем обычные рифф-рокеры, которых вы видели тогда на сцене ”.
Музыка была всего лишь частью амбициозной концепции, которую группа создала вместе. Почти такое же значение имела обложка, которая фактически представляла собой 16-страничную газету под названием The St. Cleve Chronicle & Linwall Advertiser, и которая была пародией на местные газеты, распространяемые в Великобритании в то время.
“Это было масштабное начинание”, - говорит Андерсон. “К счастью, Рой Олдридж, наш специалист на лейбле [Chrysalis], до прихода в компанию работал журналистом в местных газетах. Поэтому мы воспользовались его опытом. Мы собрали много глупых историй, а также использовали тексты из самого альбома в виде газетных статей. Мы пригласили роуд-команду, сотрудников лейбла и подруг позировать для фотографий”.
Одним из использованных в альбоме имен был Дерек Смоллс, который появился более десяти лет спустя в качестве басиста вымышленной хэви-метал группы Spinal Tap. Иэн Андерсон говорит:
“Я был убежден, что Гарри Ширер (актер, сыгравший персонажа в знаменитом фильме), должно быть, получил свое имя от фразы Thick As A Brick (Тупой как пробка)", тем более что Смоллс в фильме курил трубку "Петерсон"- и единственные три человека из рок-н-ролла, которых я знаю, которые курят такие трубки, были участниками Jethro Tull! Но, когда у меня появилась возможность взять интервью у Гарри для американского телешоу, он отрицал, что когда-либо слышал "Thick As A Brick". Мне в это несколько трудно поверить ”.
Однако альбом получил признание в Штатах, когда его показали в эпизоде "Симпсонов". Персонаж Мартина Принса не только поет часть песни в серии Girls Just Want To Have Sums, но и ее оригинал используется в финальных титрах. Возможно, это не слишком удивительно, если учесть, что альбом достиг № 1 в чартах США, когда был выпущен в мае 1972 года (он достиг 5-го места в Великобритании).
“Должен признаться, я был немного удивлен, что мы добрались до вершины тамошних чартов”, - говорит Андерсон. “Но все складывалось для нас наилучшим образом. "Акваланг" стабильно продавался, так что мы считали либо Thick As A Brick взлетит, либо мы просто утонем. Однако я не уверен, что наши американские фанаты поняли юмор нашего живого выступления в последующем туре.
“Мы решили оживить всех персонажей, упомянутых на альбоме и в газете на обложке, и это было необычно, очень по-британски. Мы не пытались быть комиками, просто хотели улучшить концепцию альбома на сцене. Все участники группы получили шанс выйти за рамки своих щеголеватых музыкальных личностей. Это было забавно, мы решили просто посмеяться.
”Но в США… что ж, все, что я могу сказать, я не был уверен, что они понимали, что мы делали и о чем мы пели. Я вспоминаю, как несколько лет спустя вышел фильм "Монти Пайтон и святой Грааль" … Я помогал финансировать его и видел предварительный показ в Нью-Йорке. Публика смеялась не в тех местах. То же самое произошло и с Thick As A Brick live”.
Но, возможно, это больше связано с общей особенностью прогрессивного рока, чем с чем–либо еще - по крайней мере, с точки зрения Андерсона.
“Прогрессивный рок - чисто британский феномен. И в эти дни все мы – и я включаю сюда таких, как ELP – знаем, что в этом было что-то забавное.
Любая пародия, сделанная достаточно хорошо, приносит популярность как исполнителям, так и предполагаемым жертвам – вспомните Spinal Tap и жанр хэви-метал. Но если она сделана слишком хорошо, то становится неотличимой от реальной. Как Андерсон реагирует на тот факт, что Thick As A Brick часто называют лучшим альбомом в стиле прог-рок?
“Я бы сказал, работа выполнена на "отлично". Как я уже говорил ранее, мы намеревались сделать "мать всех концептуальных записей", и если люди видят альбом таким спустя все эти годы, то мы достигли цели.
”Иногда трудно отличить, что серьезно, а что наигранно. Но, по-моему, в этом и есть красота настоящего прог–рока - в нем должно быть и то, и другое ”.
=================
И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке