Найти в Дзене
VK Play

Первый взгляд на сериал «Сёгун»

Новая экранизация романа о японской «игре престолов» превосходит все ожидания

На дворе – 1600 год, совет из пяти ненавидящих друг друга регентов правит Японией, пока малолетний сын прежнего властителя страны не достигнет совершеннолетия. Португальские миссионеры успешно обращают японцев в католичество и контролируют всю торговлю страны с Китаем – это не нравится тем местным феодалам, кто христианство не переносит на дух. Япония находится в шаге от очередной междоусобной войны, когда к берегам полуострова Идзу выносит фрегат с британским штурманом Джоном Блэкторном (Космо Джарвис). 500 ружей и 20 пушек корабля – уже серьезный аргумент в конфликте, но информация в голове моряка – то, что способно по-настоящему встряхнуть страну, веками закрытую от окружающего мира.

Новый сериал «Сёгун» от FX уже успели прозвать «новой Игрой престолов о феодальной Японии», но тут стоит расчехлить комплименты посильнее. В эпоху кастинга по квотам и сюжетов для «молодых взрослых» удивительно видеть дорогой аутентичный сериал, где все актеры попадают в роль, история не переписана в угоду современной политической повестке и не упрощена для широкой аудитории. Он одновременно зрелищен, динамичен и содержателен, ни на что не похож (даже на японские исторические дорамы) и при этом исторически достоверен – прямо настоящий глоток свежего воздуха.

«Сёгун» – новейшая экранизация одноименного романа Джеймса Клавелла. Как легендарная версия 1980 года (в девяностые с большим успехом транслировали по российскому ТВ), она почти дословно повторяет события книги и, судя по первым двум эпизодам, не испорчена отсебятиной сценаристов. Роман в свою очередь опирается на реальную историю Японии, хотя писатель и поменял персонажам имена (чтобы иметь возможность более вольно обращаться с их поступками и словами). Например, прототип главного героя – реально существовавший английский моряк Уильям Адамс, а тот самый умерший недавно правитель страны – на деле Тоётоми Хидэёси, объединитель Японии. Полный список был бы спойлером, но его без труда можно нагуглить. Хотя детали сюжета и додуманы автором, общая канва событий и их дух вполне достоверно описывают, как страна пришла к битве при Сэкигахаре – самому эпическому сражению эпохи самураев.

Несмотря на все геройства Джона, он в этой «Игре престолов» – лишь одна из пешек. По-настоящему центральный персонаж истории – Ёси Торанага (Хироюки Санада), один из пяти регентов и правитель региона Канто (нынешний Токио и окрестности) на востоке страны. Его соперник Исидо (Такэхиро Хира) контролирует замок Осаки на западе и в начале сериала заманил Торанагу в вилку из двух проигрышных решений – отдать себя на суд совета регентов и умереть либо же начать открытую войну против коалиции врагов и проиграть. Торанаге помогает Марико Тода (Анна Саваи) – дочь самого известного предателя Японии. Она уже много лет мечтает лишь о почетной смерти, что несколько противоречит ее христианской вере. Иезуитские миссионеры же очень хотят, чтобы Джон просто исчез и не открыл глаза японцам на то, что юридически их страна давно принадлежит Португалии.

Все тип-топ: каблучки, макияж — обзор Tomb Raider 1-3 Remastered

Интриги – очень японские! – и вправду завораживают, отсюда и сравнение с «Игрой престолов». «Сёгун», однако, – это еще ловкое погружение в аутентичную культуру Японии. Дело в том, что зритель невольно знакомится со страной с точки зрения грубого, неотесанного иностранца Джона (местные зовут его Андзин-сан – т.е. просто «штурман»), который слабо представляет себе, куда попал. Поначалу он отвратительно воняет (в Европе тогда не было принято мыться), ведет себя грубо и шумно, по-ханжески относится к сексу и слишком высоко ценит человеческую жизнь. Что ж, Джона сначала заставят стать японцем, а потом ему и самому начнет это нравиться. А вместе с ним втягиваются и зрители!

-2

То есть, если вам хочется понять, что такое на самом деле харакири, хайку, гейши, самураи, ронины и ниндзя в легкой и увлекательной форме, то вам сюда (уточню: гейш в первых эпизодах не было, а если вы их увидели, то вам показалось).

Новая экранизация «Сёгуна» – настоящее визуальное пиршество, где детально воспроизведены и маленькая рыбацкая деревушка на Идзу, и бесконечные кварталы Осаки, и уютные чайные домики (где не только пьют чай), и роскошные дворцы могущественных даймё. Даже отступления от сюжета книги (в сериале покои Торанаги атакует не группа ниндзя, а одна-единственная, но очень ловкая девушка-убийца) работают на зрелищность и не портят историю. К тому же, эта переписанная сцена, кажется, отсылает к «Гайдзину» – другому легендарному роману Клавелла, который я горячо рекомендую прочитать сразу после «Сёгуна».

Пожалуй, единственный минус «Сёгуна» – он слишком роскошен и хорош. Драки поставлены безупречно – каждый брызг крови летит красиво, работает на общую эстетику. Действие словно снято в реальном замке Нидзёдзё в Киото (может, и вправду там), причем декорации постоянно меняются – словно тебе хотят показать все самое яркое и интересное из Японии той эпохи. Наверное, самый показательный пример: макияж завораживающе красивой Марико – что-то из 2024 года, но это не раздражает, потому что все вокруг тоже есть улучшенная, более яркая и зрелищная версия японской истории.

-3

«Более зрелищная», повторюсь, не означает, что ее исказили. За первые два эпизода лишь слегка упростили европейскую часть интриги (не стали заострять внимание на том, почему британец Джон плавал на голландском, а не британском судне) и слишком уж много раз повторили слово сёгун (не объяснив при этом, почему предыдущий полновластный правитель страны был лишь тайко). События романа не испортили, но сократили и пересобрали, оставив самые яркие сцены и убрав при этом (по понятным причинам) внутренний монолог героев. Поэтому может быть, например, непонятно, почему один из героев вдруг решил нассать на голову Джону и кто эта пожилая дама, которая так панибратски разговаривает с Торанагой. Но сами сцены и диалоги великолепны, как и в книге, вопросов нет.

Шесть игр, похожих на «Ведьмака 3»

«Сёгун» действительно похож на первые четыре сезона «Игры престолов» в первую очередь тем, что его авторы бережно отнеслись к первоисточнику и красиво перенесли интересную историю на экран, умудрившись ничего не испортить и даже сделать немного лучше. А еще он показывает Страну восходящего солнца глазами иностранца, который любит страну, а это я всячески одобряю. Сейчас, когда японские видеоигры снова массово рвут мировые чарты, а съездить туристом в Токио проще и дешевле, чем в Париж, такие релизы особенно приятно видеть.