Миграционная политика меняется на глазах, и это следствие решения одной из основных задач, которая стоит перед государством. Прежде всего она двойственна: с одной стороны, мигранты должны исправить провалы в рабочей силе и демографии. С другой стороны, они не должны представлять угрозу для коренного населения. В этой связи с января нынешнего года переселенцам из ближнего зарубежья был предоставлен выбор — законопослушным будет оказан достойный приём и открыты все возможности, в то время как нелегалам будет указано на дверь.
Также корректировки были внесены в социальную сферу. Например, материнский капитал теперь будет выделяться только на тех детей, которые родились на территории России. И ещё за проявление экстремистских настроений новоиспечённых россиян будут лишать гражданства, а также высылать за пределы РФ без права на возвращение.
Причины исхода мигрантов
Конечно, исход мигрантов возник не на пустом месте. Можно смело говорить о нескольких волнах их массового отъезда из России. Первый миграционный спад наблюдался 15 лет назад и был вызван мировым экономическим кризисом 2008 года. Затем случилось присоединение Крыма в 2014-м году и введение в этой связи экономических санкций со стороны Запада.
Следующей точкой отсчёта оттока иностранной рабочей силы стал 2020 год, когда из-за коронавируса производство оказалось практически парализовано. Правда в качестве другой причины эксперты также называют ослабление рубля.
К лету прошлого года ситуация вроде бы стабилизировалась, но осенью наметилась очередная волна «отъезжающих» в связи с частичной мобилизацией. Российское гражданство для мигрантов неожиданно приобрело нежелательную сторону. Дефицит кадров при этом оказался вызван не только военно-политическими мотивами. Курс рубля по отношению к доллару и евро стал исчисляться трехзначными цифрами, в то время как зарплаты остались на прежнем уровне.
Естественно, мигранты стали требовать повышения оплаты своего труда. Заработки в России стали терять свою привлекательность, потому что оказались сопоставимы с зарплатами на родине гастарбайтеров. Более того, страны СНГ в последние годы ускоренно развиваются и уже нет смысла уезжать из них в «опасную» Россию. Несомненно, свою роль сыграло также отношение россиян к мигрантам, которое испортилось в силу того, что последние стали вести себя далеко не дружелюбно.
Опять же помимо массового отъезда мигрантов к себе на родную землю стоит отметить другой факт — заметно сократился поток въезжающей в Россию иностранной рабочей силы. Так первые 9 месяцев прошлого года показали критический минимум в 88,9 тысяч человек, в то время как население РФ продолжает неуклонно сокращаться и стареть.
Миграционная карта начинает меняться
Так с какой целью ехали всё это время мигранты в Россию и зачем им нужно было российское гражданство? Как выяснилось, цель въезда в нашу страну фиксирует служба ФСБ. В 2023 году большинство приезжих указало своей целью — частный визит (38 %). Лишь затем — работу (30 %). Особо отличились выходцы из Казахстана, которые сделали акцент на определённом виде деятельности — обслуживании транспортных средств.
Что касается цифр, то по численности прибывших на заработки, лидируют узбеки (1,6 млн), затем идут таджики (985 тысяч) и киргизы (516 тысяч). В целом из этих стран прибыло 87 % трудовых мигрантов. При этом в России создаются условия, которые явно ведут к сокращению потока иностранных рабочих. Чтобы сохранить численность населения РФ на уровне 146 млн человек, требуется ежегодный мигрантский прирост в 390 тысяч человек. В то время как на деле набирается едва 200 тысяч.
Но самое удивительное то, что никто не может точно сказать сколько же всего мигрантов прибыло к нам из стран СНГ. МВД называет цифру в 9 млн человек, исходя из числа вставших на учёт. В свою очередь ФСБ фиксирует число въездов в Россию и располагает совсем другими цифрами, которые намного больше. Ведь не секрет, что чаще всего мигранты работают сезонно, курсируя туда-сюда. Наконец, большинство экспертов называет цифру в 4 млн, которые постоянно проживают и работают в нашей стране.
А вот на вопрос сколько находится в нашей стране нелегалов, пожалуй, не ответит никто. Тем не менее вряд ли можно отрицать наметившуюся тенденцию исчезающих с российского горизонта гастарбайтеров. А ведь за долгие годы наши предприниматели к ним не только приспособились, но и научились на них зарабатывать. При этом значительно экономя на зарплате, что позволяет не задумываться об эффективности рабочих процессов и квалификации специалистов.
Иными словами, работодатели оказались поставлены в жесткие условия поиска выхода из сложившейся ситуации — убывающего количества трудовых мигрантов. Например, из-за более высоких заработков «привычные» мигранты из ближнего зарубежья в последнее время предпочитают ехать в страны ЕС и Южную Корею. В основном это граждане Узбекистана и Кыргызстана.
Также изменилась картина занятости мигрантов, оставшихся в РФ. Значительная нехватка кадров стала наблюдаться в таких областях как ЖКХ и строительство: известно, что гастарбайтеры решили податься из дворников в курьеры и кассиры. Вдобавок от кадрового голода страдают сельское хозяйство, ретейл, общепит и такси. Мигранты ушли на более легкую и более оплачиваемую работу.
Со своей стороны российские работодатели начинают всё более склоняться к доводам аналитиков, которые ещё полгода назад советовали присмотреться к выходцам из Ирана и Индонезии, Индии и Пакистана, Северной Кореи и ЮАР. Безусловно процедура оформления трудовых кадров из этих стран гораздо сложнее, но имеются и несомненные преимущества.
Решение проблемы за счёт новых беспроблемных и квалифицированных мигрантов
Отечественный бизнес-сегмент постепенно начинает перестраиваться — иначе ему не выжить. О своей готовности взять работников из дальнего зарубежья уже заявил российский агропромышленный комплекс, предприятия химической и горнодобывающей отрасли. При этом незнания языка тех же выходцев из Индии и Пакистана будущих работодателей нисколько не смущает.
Просто они планируют брать «визовых мигрантов» на такие работы как упаковщики, сборщики тары, кладовщики, грузчики, комплектовщики, операторы линий производства и т.д. Все они будут задействованы в различных логистических цепочках. Причём российские работодатели готовы удовлетворить тем денежным запросам, которые им предъявляют мигранты из стран дальнего зарубежья.
Например, высокий уровень безработицы в Индии заставляет отправляться её граждан на поиски работы вне страны. Их средний заработок у себя на родине составляет 15 тысяч рублей, поэтому российским предпринимателям есть что предложить. К тому же индийцы уже прекрасно зарекомендовали себя в странах Ближнего Востока. Они востребованы в таких отраслях как строительство, швейное производство и сельское хозяйство.
В свою очередь Россия у индийских трудовых кадров начинает набирать популярность, и, например, в Алтайском крае мигранты из Индии частично решили проблему нехватки рабочих рук в швейном производстве. К тому же индийцы не конфликтны, далеки от вовлечения в политические процессы. Вдобавок «визовые мигранты» не стремятся поселиться на чужой земле, не едут семьями и рассматривают свою деятельность строго в рамках заключённого контракта.
Опять же помимо индийцев и пакистанцев, индонезийцы могут стать настоящей находкой для сферы IT. Выходцы из Северной Кореи уже зарекомендовали себя в России как квалифицированные специалисты в промышленном производстве, сельском хозяйстве, строительстве и инженерии. Могут также рассматриваться трудовые мигранты из Ирана и Северной Африки. По крайней мере зарплатные ожидания «визовых мигрантов» вполне по силам российским работодателям.
Осталось дело за малым — организовать и наладить процесс привлечения «визовых мигрантов» в нашу экономику. Насколько это окажется нам по силам — покажет ближайшее будущее.
А что думаете вы, дорогие читатели, о подобной замене? Насколько она может оказаться осуществима и эффективна?
Не забывайте подписываться на наш канал и ставить лайки. Территория Хакнем открыта для самых разных позиций и мнений.
Автор: Ольга Трущалова, независимый автор медиагруппы “Хакнем”.
Другие статьи Ольги Трущаловой вы найдёте в персональной подборке: