Это только в кино экипажи самолётов в белоснежных рубашках героически совершают в полёте подвиги один за другим. В жизни всё гораздо прозаичнее, но не менее интересно.
Так, в первые дни командировки экипажи, принадлежащие к славному племени военно-транспортной авиации, руководствуются негласным девизом: «Иван! Где ресторан?» Возвращаются они уставшими, поиздержавшимися с менее пафосным лозунгом: «Браток, где кипяток?»
Мы встретились в Новосибирске. Экипаж соседнего братского полка возвращался с Камчатки, а мы только летели туда. Естественно, начались расспросы: как там дома и что нового на полуострове? К тому же командиры кораблей были однокашниками и тёзками. Звали их обоих Иванами.
Ожидая разрешения на вылет, командиры присели в курилке на улице. У Ивана Рылика из-под поднявшейся штанины брюк взору открылась огромная дырка на носке. Мой командир, увидев её, проинформировал друга:
— Вань, у тебя правый носок на подъёме дырявый.
— Да я знаю. Это не подъём, это пятка. Я носок перевернул, чтобы ногу не натереть. Ты не поверишь, в карманах нет ни копейки. Пришлось за гостиницу в Чите расплачиваться красной рыбой. Скорее бы домой.
— Давай, я займу тебе на новые носки или дам свои стираные, потом отдашь, — говорит мой Иван.
— Спасибо, Ваня, не надо. До дома один перелёт остался. Как-нибудь и в рваных долечу.
Вот она какая — суровая правда жизни.
Загадочный пассажир
Отлетав на полётах дневную смену, я зашёл в штаб — уточнить задачи на завтра. Уже в коридоре меня атаковал экипаж министра внутренних дел. Их «Тушка» базировалась на нашем аэродроме, а штабы наших эскадрилий располагались на одном этаже. Поэтому мы знали друг друга и поддерживали товарищеские отношения.
— Игорь, выручай. Сашке надо срочно ночной метеоминимум понизить, а кроме тебя больше инструкторов нет. Командир полка сказал, что ты днём летал, и поэтому приказать он тебе не может. Посоветовал тебя уговорить.
Хитрый лис — сам на нарушение не идёт, а меня толкает. Сашка — это их новый штурман, недавно переведённый из Тамбова.
— Считайте, что уговорили, — не стал я ломаться. — Только не пойму, к чему такая срочность. Немцы под Наро-Фоминском или что? Ещё ставлю вас в известность, что из-за строительства новой полосы посадочная система такой минимум на Чкаловском не обеспечивает.
— Мы знаем, поэтому надо перелететь в Нижний Новгород и там отлетать. Всё договорено. А срочно, потому что послезавтра вылет с министром. Ты не сомневайся — мы отблагодарим, как положено. За нами не заржавеет!
— Я мзду не беру, мне за державу обидно. Только предупреждаю, что, как в анекдоте, цветы и конфеты я не пью.
— Всё будет в лучшем виде, — заверили меня МВДэшники.
За час до захода Солнца вылетаем в Нижний. Нам предстояло без посадки сделать пять заходов на посадку с уходом на второй круг, сесть, прорулить по магистральной рулёжке и вновь повторить пять заходов. Честно отлетав до первой посадки, я предложил высадить меня на перроне, чтобы не терять время на оформление обратного вылета. А после выполнения задания без выключения двигателей подобрать меня там же.
Пока экипаж наматывал круги над аэродромом, я подписал полётный лист и получил прогноз погоды. Дело было осенью. Пальто своё я оставил в самолёте, поэтому ожидал посадку на втором этаже терминала у стеклянной стены, выходящей на перрон. Рядом стояли две симпатичные девушки. Одна из них спрашивает меня:
— А вы лётчик?
— Иногда. Вообще-то я эндокринолог, — цитирую я Мимино.
Вместе рассмеялись. Обстановка сама собой разрядилась.
— Вы тоже кого-то встречаете? — поинтересовались незнакомки, увидев, что я одет не по сезону и без багажа.
— Нет, я жду самолёт на Москву, — отвечаю я.
— Сегодня рейсов на Москву уже не будет, — успокаивают меня.
— За мной прилетит персональный самолёт.
По лицам девушек было видно — ни единому моему слову они не верят, думая про себя, что этот хитрый майор хочет подкатить к ним. Сейчас начнёт просить телефончик, предложит проводить…
— Где же ваши вещи? — с иронией спрашивают меня незнакомки.
— Да вот они, — показываю я свернутый трубочкой полётный лист.
— Ну, ну. Отважным лётчикам вещи, конечно, не нужны, — с лукавой улыбкой пытаются меня подколоть.
— Да, как-то так.
Сделал им пару комплиментов, рассказал по случаю анекдот. Вижу через стекло, как милицейский самолёт в аэрофлотовской раскраске заруливает на перрон.
— А вот и моя карета, — показываю я рукой, — Жаль, что так и не познакомились.
— Ну конечно, за нашим героем личные самолёты прилетают. А может вы космонавт? — кокетливо интересуются, пытаясь продолжить разговор.
— Берите выше, не ошибётесь! Пока, милые девушки, время не ждёт! Честь имею!
С этими словами я спускаюсь к выходу на перрон. Не выключая двигателей, экипаж опускает мне входную стремянку. Быстро взобравшись, я обернулся в дверном проёме и приветливо помахал рукой на прощание. Если бы вы видели их огромные от удивления глаза на прильнувших к стеклу лицах!..
Не плюй в колодец
Случилось это в те времена, когда Звёздным городком заправляли военные. Как положено, на КПП солдаты проверяли пропуска, а за порядок отвечал военный комендант. Руководил всем этим безобразием аж целый генерал-полковник.
Как-то раз звонит он по телефону коменданту, и давай его разносить:
– Безобразие! Что у тебя творится? Почему солдаты на КПП останавливают мою машину? Объясни своим придуркам, что раз номер не могут запомнить, то пусть зарубят себе на носу – такой Гелендваген с затемнёнными стёклами в Звёздном городке есть только у меня. Научи их беспрепятственно открывать перед ним шлагбаум да при проезде пусть честь не забывают отдавать.
– Есть! Это бойцы последнего призыва, неопытные ещё, – в своё оправдание лепечет в трубку комендант, – Проведу с ними воспитательную работу. Всё будет в лучшем виде.
Прошло дня два. Опять звонит начальник центра:
– Моя машина проезжала через КПП?
– Так точно! – комендант в недоумении встал по стойке смирно.
– Почему не остановили?!
– Так вы же сами приказали пропускать беспрепятственно и честь отдавать, что и было сделано, – довольный оперативно проведённым внушением своим подчинённым, отвечает комендант.
– Идиоты! Это у меня машину угнали! Я вас подвешу за причинное место!
Ещё долго кричал разъярённый генерал, да что толку. Гелендвагена и след простыл…
Закончилась эта история, можно сказать, счастливо. Злополучный чёрный Гелендваген в тот же день нашёлся в лесу менее, чем в километре от КПП – целым и невредимым.
Были подозрения, что это комендант в отместку организовал как бы угон. Но не пойман – не вор. А в колодец всё равно плевать не рекомендуется.
Предыдущая часть:
Продолжение: