Одной из самых богатых усадеб Симферопольского района в архитектурном и историческом плане по праву можно назвать имение Фёдора Лашкова в селе Строгоновка. На заброшенном здании нет памятной таблички ни о самом доме, ни о выдающихся владельцах, ни о событиях, произошедших в его стенах.
А рассказать есть о чём.
После окончания университета в Одессе Фёдор Фёдорович Лашков был назначен учителем Симферопольской мужской гимназии. Молодой преподаватель, заряжавший своим энтузиазмом окружающих, вскоре становится одним из лучших педагогов учебного заведения. Но его кипучей энергии было тесно в стенах гимназии, и он занялся исследованием прошлого Крыма, вовлекая в круг своих интересов учеников и коллег. Проводятся раскопки в исторических местах и обширное изучение архивов, закладывается коллекция находок, со временем ставшая основой Центрального музея Тавриды, выходят исторические публикации, посвящённые периоду Крымского ханства.
И вскоре о Лашкове заговорили как о перспективном историке. В 1886 году его авторитет стал настолько значительным, что исследователя приглашают участвовать в работе археологического съезда в Одессе. А в следующем году он становится учёным секретарём созданной в Крыму Таврической учёной архивной комиссии. К сожалению, его разноплановая деятельность и независимость суждений не нашли поддержки у руководства учебного заведения. Лашков ушёл из гимназии.
Перебравшись на время в Одессу, он оставил научную работу и сделал успешную карьеру чиновника налоговой службы. В 1900 году в Крым вернулся уже иной Лашков. Высокопоставленный госслужащий в чине действительного статского советника.
Вскоре не стало его супруги, оставившей Фёдору Фёдоровичу богатое наследство. Видимо переживая утрату, Лашков отошёл от дел. Полученные высокий чин и наследство позволяли ему жить в достатке, и он на несколько лет уехал в Париж. Там Фёдор Фёдорович встретил женщину, которая стала его второй женой. В 1904 году утончённую парижанку он привозит в Симферополь и сразу же возвращается к научной деятельности.
В это же время Лашков обзавёлся обширным имением в районе деревень Мамак русский и Мамак татарский (ныне село Строгоновка). Усадьба Лашковых раскинулась на огромной территории в 15 десятин (в современном выражении больше 16 гектаров). Примечательно, что фамилия владельца усадьбы вошла в топографию местности. Возвышенность Мурун-Кыр некоторое время именовалась Лашковской горой.
В ста метрах от реки Малый Салгир Фёдор Фёдорович возвёл свой дом и окружил его прекрасным парком. В архитектурном плане дом можно отнести к модерну. Украшением главного фасада трёхэтажного здания служили балконы, ниши различных конфигураций и богатая лепнина. Неповторимое обаяние и по сей день дому придают его окна. Архитектор в волю поиграл с разнообразием форм: прямоугольные и овальные, высокие и низкие, широкие и узкие, есть одно и вовсе необычное – ступенчатое. Перед главным входом когда-то звенел струями шестигранный фонтан. Всё здесь говорит об основательности – дом строился на века. И при должном уходе так бы и было. Но история распорядилась иначе.
9 декабря 1917 года произошла трагедия. Неизвестные в военной форме обманом проникли в дом, застрелили хозяина и задушили хозяйку. Для них Фёдор Фёдорович был просто барином-богатеем, а не видным учёным Крыма. Пять часов они громили усадьбу, а уходя, подожгли богатейшую библиотеку учёного, полностью её уничтожив. Трагическая судьба Лашковых на этом не закончилась. Сын Фёдора Фёдоровича Даниил, учившийся в то время в парижском университете, вернулся домой – проститься с родными. Вступив в наследство, он решил остаться жить в Крыму. 13 июня 1921 года Даниила арестовали и, обвинив в контрреволюционной деятельности, 15 сентября расстреляли.
Осиротевшая усадьба вскоре превратилась в детский приют. Ближе к нашему времени здание обветшало. Подойти вплотную к дому невозможно: сегодня на территории бывшего имения Лашковых располагается Крымский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Посторонним вход запрещён.
Крымский научно-популярный Альманах "Полуостров сокровищ", III