Автомобильные гонки интересовали меня с самых ранних лет. Было величайшим счастьем посидеть за рулем настоящей гоночной машины или просто подойти и рассмотреть ее вблизи. Потом, конечно, как и многие я увлекался картингом, посещал кружки и секции, вырос, получил права. Но с этого момента стало ясно, что в большом спорте остаются лишь готовые посвятить ему жизнь, а у меня совсем иные приоритеты.
Одни из самых ярких детских воспоминаний остались о Шпреепарке в Берлине. Вскоре после объединения ГДР и ФРГ. В четырехлетнем возрасте мне посчастливилось покататься на карусели, уставленной имитациями разных видов транспорта. И вот я в болиде "Формулы 1". Увлеченно кручу руль, пока карусель везет по кругу. Поначалу даже казалось, будто машина реагирует на повороты руля.
Благодаря друзьям и знакомым культурная программа выдалась насыщенной. Посетили Александерплац, Берлинский зоопарк. Очень жаль, что я был мал и наблюдал грандиозные вещи с высоты своего роста, запомнив лишь фрагменты.
Следующие памятные фото сделаны буквально через пару лет в Ташкенте. Мы с дедом и его знакомым, диктором В. Мартыновым, прогуливались в окрестностях Парка Победы на месте нынешнего "Ташкент-Лэнда". По бетонной площадке бодро рассекали карты и автомобиль более высокого класса "Эстония 21М". Я попросил разрешения посидеть в кресле пилота, рассмотреть приборы и органы управления. Мартынов сфотографировал меня и ребят. Машина по-настоящему поражала мое воображение. Хоть и социалистическая "Формула-Восток", но я чувствовал себя как минимум Аленом Простом или Найджелом Мэнселлом. Пришлось немного съехать вперед с сиденья, чтобы достать до педалей.
Сразу же примерился и к рулю карта. Еще у себя в городе хотел записаться в секцию картинга, только в шестилетнем возрасте меня не приняли. Сказали подождать хотя бы год. Зато мой альбом пополнился несколькими новыми фотографиями. А звук двигателя "Эстонии" навсегда запечатлелся в моей памяти. Сколько в нем мощи! Я думал, какую же скорость она развивает? Точно больше 200 километров в час! Полагаю, мой дед лично знал владельца, так как ремонтировал генераторы, стартеры, катушки зажигания, и возможно пришли мы целенаправленно.
Ныне, пока писал статью, решил узнать судьбу машины. Вот в Дзене нашел информацию, что "Эстония 21М" продавалась недавно там же в Узбекистане по цене около 13 тыс. долларов. Состояние хорошее. Пользователи в комментариях сообщали, что хотели бы приобрести. Я бы, может, тоже купил. Только где мне ее хранить и где на ней ездить? Лучше пусть будет в руках того, кто действительно ее достоин.
К картингу я все же приобщился, когда учился в начальной школе и музыкалке. По чистой случайности. Велосипед раскрутился на ходу, провисла цепь. Я заглянул на картодром, дабы попросить ключ и подтянуть цепь. В подвальной мастерской среди множества велосипедных рам, всяких деталей увидел несколько великолепных спортивных мотоциклов. Рядом остовы двух гоночных автомобилей. Один отдаленно напоминал легендарный Napier Railton. По сравнению с мотоциклами они выглядели кораблями-призраками, но вызвали наибольший интерес.
Преподаватель уже преклонных лет одолжил мне ключи и согласился записать на картинг. К слову, интерес к велосипеду у меня пропал давно и я очень рад, что утратил навыки езды на нем, иначе сейчас бы крутил педали. Мотоциклы и скутеры все же удобнее, поскольку везут сами. Могу позволить себе проехаться с умеренной скоростью, опробовать байк на ходу. А в последнее время из двухколесного пользуюсь только прокатными электросамокатами.
В 1990-х кружки переживали трудные времена. Мы тренировались на изрядно потрепанных картах. Из экипировки одни старые шлемы. Обжигались об горячий движок. Уровень безопасности на площадке тоже оставлял желать лучшего, поэтому я старался ехать аккуратно. А с руководителем мы постоянно беседовали на тему гоночных автомобилей. Я приносил журналы, картинки и модели. Обсуждали "Мерсдес-Бенц Рекордваген", довоенные "Бугатти" и "Ауто-Унион", гоночные версии "Руссо-Балтов", "Москвичей", "Побед" и ЗиСов, рекордные снаряды Бридлова и Габелича, а также современные на тот момент спортивные машины. Касались дальнейшей судьбы монопостов, которые стояли в мастерской. Преподаватель, в прошлом авто-мото-спортсмен, начавший карьеру в конце 1930-х, собственноручно построил их в 60-х годах. После списания разбитые и разукомплектованные они находились у него в гараже, а потом он перевез их в мастерскую, понемногу реставрируя, но здоровье и материальное положение мастера ухудшались. Он не показывал виду, продолжая фанатично прививать нам волю к победе.
Откатав сезон-другой я принял решение оставить картинг. Повысилась нагрузка в общеобразовательной и музыкальной школах. Кроме того появились дополнительные увлечения - компьютеры, радиоэлектроника. Зато все это время способствовал популяризации автоспорта среди сверстников, писал песни, участвовал в концертах, оформлял стенды.
Повторно захотел вернуться к картингу только в 13 лет, рассчитывая вскоре перейти на более мощную технику - багги или "Формулу 1600". К тому времени в системе дополнительного образования прочно закрепилась рыночная экономика. Другой тренер, помоложе, лет 40, зачем-то ударился в философствование. Дескать, где ты был раньше, как сейчас выступишь на соревнованиях? Хотя перерыв составлял всего полтора года, и благодаря стараниям предыдущего наставника я прекрасно знал устройство машин и выбор траектории движения, как рулить, как ускоряться. Также новый тренер обозначил список расходов. Запчасти, ГСМ, экипировка, резина - все приобретается за свой счет.
Но он не учел конкуренции. Уже функционировали частные картодромы, где не требовалось в промасленной спецовке ковыряться у машины, перебирая глохнущий движок. Там предоставляли чистые, обслуженные, заправленные карты и необходимую экипировку. Допускались любые варианты. Тренироваться одному, соревноваться в команде, привести девушку на романтическое свидание. Абонементы, скидки постоянным клиентам. Зимой - хочешь езди в тепле на крытом картодроме, хочешь лови экстрим на открытом, существует даже ледовый картинг. Да и прокат багги действовал. Бывало, гонял по базам отдыха на багги.
Еще я активно интересовался новостями автомобильного спорта. В "Формуле 1" тогда здорово поднялась команда McLaren-Mercedes. Ее пилоты Мика Хаккинен и Дэвид Култхард теснили на пьедестале самого "Красного барона" Михаэля Шумахера, выступавшего за Ferrari. Несколько лет подряд я покупал настенные календари с участниками команд "Формулы 1". Потом бумажные плакаты заменил интернет.
За годы собрал сотни масштабных моделей на спортивную тематику. F1, DTM, WRC и т.д. Было несколько проектов на стадии макетов, позволивших лучше узнать матчасть. Как уже говорил выше, в подростковом возрасте искал способы перейти от картинга к серьезным машинам. Естественно, читал статьи в "Автомире", "За рулем" о состоянии российского автоспорта. Основной материал был представлен воспоминаниями автогонщиков о былой роскоши, традиционными "Невским кольцом", "Янтарной Волгой", состязаниями на ВАЗ 2108. На Западе 15-16-летние пилоты уже тренировались в "Формуле-3". И вот только-только появилась "Формула Русь", но как в нее попасть - неизвестно. Местные баггисты же не предлагали никаких перспектив, кроме любительских соревнований.
Ну а гоночный болид, если приобретать его на собственные средства - дорогая игрушка для взрослых. Нынешний интернет почему-то не дает быстрых ответов, но дело обстояло следующим образом. Поставлялись отдельно шасси (платформа), двигатель, трансмиссия. Например, шасси Lola, двигатель Ford / Cosworth. Самые доступные готовые б/у варианты Vauxhall / Lotus 1600-1800 стоили 10 тыс. евро плюс еще столько же таможенные сборы. А сколько знакомый отвалил за трехлитровый "Косворт", дабы потом кататься на нем по поселку, остается только догадываться. Для этого ему не нужно было быть ни спортсменом, ни менеджером, ни специалистом по автогонкам. Человек за деньги исполнил свою мечту с нуля. Я же, поступив в институт, совершенно охладел к мысли о собственном участии в спортивных соревнованиях. Впоследствии посещал юбилейные выставки, бывал на трассе "Формулы 1" в Сочи, рассматривал представленные автомобили. Сейчас если и интересуюсь, то только моделями, журнальными публикациями, архивными документами.
В качестве средства передвижения предпочитаю обычные машины, хоть и тяготею к олд- и янгтаймерам. Как этот Audi 80, почти одного возраста со мной.
Считаю, что накопленный опыт пригодился. А еще у меня было любимое хобби. Я чувствовал себя счастливым, общался с прекрасными людьми, познавал новое. Пусть не построил спортивной карьеры, зато есть что вспомнить!