Найти тему
KinoGeek

"Дюна: Часть вторая": новый поп-культурный феномен. Рецензия на фильм

Оглавление

Сложно описать одним словом, насколько же огромный культурный вклад в развитие сай-фай жанра внёс Фрэнк Герберт: его цикл "Дюны" буквально перевернул всю фантастику с ног на голову. Герберт придумал самый огромный лор в истории литературы, а до последнего времени его произведения было просто невозможно экранизировать, из-за обширного объёма информации, количества персонажей и масштабных событий. Казалось бы, "Дюна" так и останется неэкранизируемым произведением, но это правило в 2021-м году нарушил визионер Дени Вильнёв: первым из своих коллег он смекнул, что для точного переноса всех книжных событий на большие экраны необходимо разделить эту историю на два огромных фильма. И если первая часть экранизировала первую половину "Дюны", то вот сиквел - непосредственно, вторую. Ту, где и развернулась мощная и драматургическая кульминация всего нарратива Герберта. Справился ли Вильнёв с такой непосильной задачей? И за что вторую "Дюну" называют новым поп-культурным феноменом?

Сразу же стоит сказать, что Вильнёв - идеальный адаптатор. Как и в случае с первой частью, режиссёр удаляет из истории продолжения все лишние сюжетные арки и линии второстепенных персонажей из книги, сосредоточив внимание зрителей лишь на главных героях и непосредственно самих антагонистах: в ленте отсутствуют какие-либо тайм-скипы (резкие перескоки от событий к событиям спустя n-ное количество времени), а нелинейное повествование используется лишь для того, чтобы глубже раскрыть внутреннее устройство мира Фрэнка Герберта. Так, нам впервые продемонстрировали планету Харконненов, Гьеди Прайм, и личную планету Императора Шаддама. Но в основном история второй "Дюны" полностью линейна: а события начинаются ровно там, где закончилась первая часть. Смелый ход, не находите?

-2

Однако на этот раз Вильнёв концентрируется вокруг не только аудио-визуальной части (к которой, если вкратце, вне сомнения нет никаких претензий), но и своих персонажей. Справедливости ради, первая "Дюна" завлекала зрителей не глубоко раскрытыми героями или их потрясающими арками перерождения и принятия, а технической частью, в то время, как сюжет оставался для аудитории на заднем плане. Вторая часть ломает эту концепцию и большую часть хронометража постановщик тратит на линию Пола Атрейдеса, проходящего в фильме арку от непринятия до становления. Да, клише в стиле "избранного" давно утратило всю свою оригинальность в кинематографе, что, впрочем, не мешает нам прочувствовать все характерные изменения внутри разума главного героя: особенно, если соединить первую и вторую части в общую пятичасовую дилогию

-3

Вильнёв не забывает и про остальных персонажей: например, он расширяет сценарную роль Чани (образ которой воплотила Зендая), девушки-фримена Пола, превращая её из обычного сюжетного дополнения к образу главного героя (как это было в книге и фильме Линча) в полноценного персонажа со своими взглядами и мнением. Те, кому не хватило времени для раскрытия в первой части, во второй раскрываются на идеальном уровне: Стилгар (в исполнении Хавьера Бардема) получает несколько экранных минут славы, а Джессика (Ребекка Фергюсон) становится для протагониста истории неким проводником, наставляя его на путь превращения в Мессию. Вильнёв не забывает и про Харконненов, а в частности - про одного конкретного персонажа

-4

Немного неловко петь дифирамбы в сторону буквально одного подручного злодея, но в случае Остина Батлера и его Фейд-Рауты обойти похвалу попросту невозможно: Вильнёв немного меняет Фейду сюжетную линию из книги, но вместе с тем же превращает его в намного более грозного и коварного антагониста, не в последнюю очередь благодаря великолепной актёрской работе Батлера. Лицевая мимика, сочащаяся через экран харизма, жестокий и холодный взгляд: все эти качества вкупе работают на восприятие персонажа зрителем, вследствие чего Фейд-Раута становится чуть ли не главной изюминкой всей картины. Хотя Вильнёву, конечно, не помешало бы добавить в историю парочку дополнительных сцен с участием героя Батлера: в этом, к слову, и кроется единственный недостаток сиквела, который для многих, тем не менее, покажется неким преимуществом

-5

Дени Вильнёв сам отлично понимал, что идеально экранизировать всю "Дюну" со всеми её героями и событиями - это непосильная задача, даже для такого гения-визионера, как он сам. Поэтому режиссёр пошёл на смелый шаг: начиная со второй половины фильма, история "Второй части" меняется в кардинально иную сторону. Линии многих книжных героев попросту вырезают или не показывают, а концовку меняют чуть ли не под корень: рискну предположить, что преданные фанаты творчества Герберта останутся после просмотра в настоящем гневе. Но тем и удивительнее, что такой подход идёт истории лишь в плюс: говоря без спойлеров, вторая "Дюна" - это не финальная часть дилогии, а лишь подготовка к намного более масштабным событиям. Тем теперь и интереснее, как именно Вильнёв будет экранизировать "Мессию"

-6

Расписывать длинные дифирамбы в сторону технической части какого-либо проекта Вильнёва - равно как пояснять человеку максимально очевидную и уловимую информацию, но как в случае обсуждения второй "Дюны" можно не поговорить о её блестящем визуале? Первые зрители не зря рассказывали, что после просмотра впечатления были сравнимы с четвёртым эпизодом "Звёздных войн": действительно, режиссёр максимально улучшил всю техническую составляющую первой "Дюны", доводя её до полного идеала. Статическая операторская работа вкупе с невероятным цветокором, волнительными пейзажами и великолепными мизансценами в будущем подарят нам море новых скриншотов для обоев и рабочего стола. Дизайн кораблей (в особенности "зеркального" корабля Императора), песчаных червей Арракиса (сцена с Шай-Хулудом определённо станет культовой) и архитектура планеты Харконненов выполнены настолько искусно и сочно, что рискуют навсегда закрепиться в фантастическом жанре. Вторая часть - это настоящее и полноправное искусство с большой буквы: если другими словами, - цельное визуальное послание всему коммерческому кинематографу. А Ханс Циммер во внеочередной раз дарит миру одну из своих лучших работ: это действительно проект мечты композитора

-7

Однако могу расстроить тех, кто ожидал увидеть от ленты свои "Звёздные войны": многие ожидали, что вторая часть, в отличие от первой, будет полноценным экшен-фильмом, сосредоточившись лишь на эпичных баталиях и техническом сегменте, но это отнюдь не так. Вильнёв продолжает размеривать длинную экспозицию Герберта, по пути объясняя зрителям, как именно работает внутренний быт фрименов и галактической Империи. Рискну даже предположить, что экспозиции в сиквеле намного больше, нежели в первой "Дюне": и это идёт картине только в пользу. Вильнёв удаляет из сценария не нужные для истории подробности лора, оставляя лишь самое важное. Это ли не идеальный адаптатор? Да, во второй "Дюне", тем не менее, присутствует эпичный экшен, но он очень дозированный, и используется лишь там, где по-настоящему нужен. Мы не получаем лишнего "графоманства" или выпендрёжа техническим сегментом: там, где история нуждается в экшене мы получаем невероятный катарсис от визуала и баталий, а там, где история может обойтись и без лишних затрат средств на масштабную постановку мы получаем условную финальную дуэль, проходящую в безмолвной тишине и маниакальном напряжении

-8

Вторая "Дюна" - это совершенный блокбастер, с точки зрения экспозиции, подачи книжного материала и визуала. Дени Вильнёв прокачал все свои навыки, доведя нарратив до идеальной точки кипения, а вкупе с первой частью сиквел смотрится единой пятичасовой историей, где режиссёр сохранил все самые важные и основные линии Фрэнка Герберта. Вильнёв совершил настоящую техногенную кинематографическую революцию, доказав аудитории, что блокбастеры могут быть авторскими, а не коммерческими: это целиком и полностью проект мечты режиссёра, который он воплотил на экране самым достойным образом. История о тлетворном влиянии религии и пророчеств на характер юного мальчика обернулась масштабной фантасмагоричной эпопеей, которая, как стоит надеяться, завершится уже на следующем фильме. Это не новый "Властелин колец" и не новые "Звёздные войны" - это совершенно уникальный и оригинальный концепт, с которым в будущем будут сравнивать все следующие фантастические одиссеи. Вильнёв, спасибо

-9

Плюсы:

  • Великолепная техническая часть
  • Расширение книжных сюжетных ролей героев
  • Удаление из истории всех ненужных арок персонажей
  • Размеренная, умеренная экспозиция
  • Невероятный Фейд-Раута в исполнении Остина Батлера
  • Возросший масштаб
  • Доведённый до ума нарратив
  • Блестящая постановка
  • Изменённая концовка, в угоду истории самого Вильнёва

Минусы:

  • Сильный отход от канона ближе к концовке: фанатам книг стоит к этому подготовиться
-10

10/10

- Я - Пол Муад'Диб Атрейдес, герцог Арракиса! Рука Божья да будет мне свидетелем, я - Голос из Внешнего Мира! Я отведу вас в Рай!